Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Зажигатель, беглый холоп и герой смутного времени

В 1629 году на Можайской дороге был задержан подозрительный человек. Его остановили и спросили, кто он и куда держит путь. Незнакомец представился московским стрелецким воином, но внезапно бросился бежать в сторону леса. Его поймали, избили и доставили в Москву. Было подозрение, что он поджигатель и пытается скрыться за границей. В то время за поджоги полагалась смертная казнь. На допросе задержанный назвал себя Тимофеем Трофимовым, уроженцем Литвы, и рассказал о своей жизни. Во время Смуты Тимофей вместе с польско-литовскими войсками пришёл в Москву. Захватчики столкнулись с трудностями: голодом, нехваткой боеприпасов и враждебным населением. Чтобы освободить Москву, король послал гетмана Ходкевича с обозом продовольствия. Московские жители совершили вылазку, чтобы встретить Ходкевича. Ополченцы Минина и Пожарского отбили вылазку, но тридцать человек, включая Тимофея, смогли пробиться к гетману. Московская эпопея не увенчалась успехом. Ходкевич повернул назад, но тысяча человек остала

В 1629 году на Можайской дороге был задержан подозрительный человек. Его остановили и спросили, кто он и куда держит путь. Незнакомец представился московским стрелецким воином, но внезапно бросился бежать в сторону леса. Его поймали, избили и доставили в Москву.

Было подозрение, что он поджигатель и пытается скрыться за границей. В то время за поджоги полагалась смертная казнь. На допросе задержанный назвал себя Тимофеем Трофимовым, уроженцем Литвы, и рассказал о своей жизни.

Во время Смуты Тимофей вместе с польско-литовскими войсками пришёл в Москву. Захватчики столкнулись с трудностями: голодом, нехваткой боеприпасов и враждебным населением. Чтобы освободить Москву, король послал гетмана Ходкевича с обозом продовольствия.

Московские жители совершили вылазку, чтобы встретить Ходкевича. Ополченцы Минина и Пожарского отбили вылазку, но тридцать человек, включая Тимофея, смогли пробиться к гетману.

Московская эпопея не увенчалась успехом. Ходкевич повернул назад, но тысяча человек осталась в России для продолжения борьбы. Среди них был и Тимофей Трофимов.

Под Кадомом литовский отряд потерпел поражение от служилых татар Русского царства. Тимофей попал в плен и оказался в кадомской тюрьме. Местный воевода Иван Вельяминов взял его к себе и отправил в Муром.

В Муроме Тимофей прожил полгода и сбежал от своего хозяина. В Нижнем Новгороде его поймали стрельцы и посадили в тюрьму. Два года он провёл в заключении, пока воевода Нижнего Новгорода Борис Нащокин не забрал его к себе во двор.

Тимофей жил в селе Спасском, в 70 верстах от Москвы, и работал в поместье. Здесь он женился и родил троих детей.

По условиям Деулинского перемирия все пленные должны были быть возвращены в Литву. Борис Нащокин отпустил Тимофея. Но тот не хотел возвращаться домой. Он пришёл к литовскому воину Николаю Мировицкому и попросил взять его к себе. Мировицкий согласился. Через год Мировицкий умер, и Тимофей получил свободу. Он решил вернуться к Борису Нащокину.

Тем временем Иван Вельяминов, от которого Тимофей сбежал в Муроме, не оставлял попыток вернуть своего слугу. Он подал жалобу в Холопий приказ, утверждая, что Тимофей подписал договор о кабальном холопстве и взял у него четыре рубля. Вельяминов представил документ о холопстве дьякам приказа.

Тимофей, взяв деньги, сбежал.

Не надеясь на то, что спор о холопе решится в его пользу, поскольку срок поиска беглого уже истёк, Вельяминов через своих людей убеждал Тимофея и его семью перейти к нему. Вероятно, за переход к первому хозяину Тимофею обещали ещё денег. Тимофей вместе с семьёй ушёл к Вельяминову.

-2

Тимофей Трофимов, человек с изобретательным умом, решил попытать счастья ещё раз. Он отправился в Москву, чтобы подать жалобу на своего бывшего хозяина Ивана Вельяминова, к которому недавно перешёл. Тимофей требовал, чтобы его вместе с женой и детьми отпустили на волю.

Началось разбирательство, в ходе которого были заслушаны показания обоих хозяев Трофимова. Каждый из них отстаивал своё право на холопа. Интересно, что Вельяминов утверждал, что Тимофей женился ещё в Муроме на Любке, а Нащокин говорил, что он женил его на своей крепостной девке Устьке. Таким образом, наш герой оказался многожёнцем.

Дело оказалось сложным, и его решение затянулось. На время разбирательства Тимофея передали на «поруки» Борису Нащокину, который был в бешенстве и посадил беглого холопа на цепь. Однако наш герой не из тех, кто будет сидеть без дела. Он убедил своего хозяина отпустить его, чтобы найти и вернуть семью: «Пока места он жену и детей у Ивана Вельяминова возьмёт». Даром убеждения Тимофей владел в совершенстве.

Однако Тимофей не спешил искать и возвращать семью. Он обосновался в Москве у кузнеца Григория Васильева и зарабатывал на жизнь, помогая ему. В столице он познакомился с Терентием Облезовым, состоятельным человеком, и в четвёртый раз перепродал себя.

Терентий Облезов понимал, с кем имеет дело. Он отправил Тимофея в деревню под Ярославль и предложил ему жениться. Но наш беглый холоп не собирался долго сидеть в деревне, а тем более связывать себя узами брака в третий раз. Он бежит от Терентия и по дороге в Можайск попадает в руки к сокольнику Кондратию Петрову, который подозревает его в «зажигательстве» и измене.

Тимофей сразу понял, что вляпался по-крупному. Попытка бегства в Литву — это уже не дело о беглом холопе, это уже государственное преступление. Он рассказал всё о себе, скромно умолчав о двух браках и кабальном договоре, и попутно обвинил поймавшего его Кондратия Петрова в ограблении и избиении себя.

Кто такой Тимофей Трофимов? Обычный беглый холоп, от которого нет никакой пользы. Одним изменником больше, одним меньше — какая разница? Ну, казнят его или сошлют в Сибирь, что от этого изменится? Однако московская бюрократия проявила себя с лучшей стороны, тщательно расследовав дело.

Были подняты старые дела о споре за хлопа между Нащокиным и Вельяминовым. Были допрошены и сами хозяева Трофимова. Они заявили: «А воровства де и лазучества за ним нет и за рубеж бежать мысли его отнюдь не было». Самого Тимофея пытали, но он крепко стоял на своём: «за рубеж де бежать мысли не бывало».

Для нашего героя всё закончилось неплохо. Обвинения в «зажигательстве» и измене с него сняли. Дело передали в Холопий приказ для выяснения и разбирательства на тему того, кому он всё-таки принадлежит. Думается, что пока суд да дело, Тимофей и здесь выкрутится.

Злой Московит
Михаил Фомичев