Найти в Дзене
Наш чай

Новейшая история российского чаеводства.

В комментариях к моим статьям о чае многие товарищи писали, что они больше не пьют "Краснодарский чай" по причине его низкого качества и плохого вкуса. При этом некоторые оговаривались, что они с детства помнят замечательный вкус "Краснодарского" советских времён. Я неоднократно отвечал вкратце, почему и как так получилось. А теперь попробую раскрыть тему немного подробнее. После успешного опыта чаеводства на территории Грузии, первые попытки выращивания чайных кустов были предприняты в Сочи ещё в конце XIX-го века, но все они окончились неудачей - теплолюбивые растения замерзали в холодные зимы. В начале XX-го века, то-ли климат немного смягчился, то-ли настойчивость людей победила природу, но у сочинских чаеводов появились первые успехи. Хотя всерьёз говорить о рождении Краснодарского чая на этом основании, конечно, не стоит, ибо это были всё те же китайские сорта чайных кустов, да и количество собранного с них чая было весьма невелико. В общем итоге было принято мнение, что культив
Оглавление

В комментариях к моим статьям о чае многие товарищи писали, что они больше не пьют "Краснодарский чай" по причине его низкого качества и плохого вкуса. При этом некоторые оговаривались, что они с детства помнят замечательный вкус "Краснодарского" советских времён. Я неоднократно отвечал вкратце, почему и как так получилось. А теперь попробую раскрыть тему немного подробнее.

Краткая предыстория.

После успешного опыта чаеводства на территории Грузии, первые попытки выращивания чайных кустов были предприняты в Сочи ещё в конце XIX-го века, но все они окончились неудачей - теплолюбивые растения замерзали в холодные зимы. В начале XX-го века, то-ли климат немного смягчился, то-ли настойчивость людей победила природу, но у сочинских чаеводов появились первые успехи. Хотя всерьёз говорить о рождении Краснодарского чая на этом основании, конечно, не стоит, ибо это были всё те же китайские сорта чайных кустов, да и количество собранного с них чая было весьма невелико. В общем итоге было принято мнение, что культивировать чай севернее Абхазии бесперспективно. К тому же против собственного чаеводства были настроены крупные чаеторговцы, давно наладившие сверхприбыльный бизнес на поставках из Китая.

Однако, уже в 30-е годы советские учёные и колхозники доказали делом, что культура чая в России имеет право на существование. Партия сказала: надо! -- Народ ответил: не вопрос) Первые промышленные плантации появились на площади 150 га в 1936-м году. Потом война на время прекратила эти эксперименты, но уже в 1947-м вышло Постановление Совета Министров СССР "О развитии культуры чая" и работы по закладке чайных плантаций закипели по всему региону. Это была большая и славная работа огромного множества людей: учёных, инженеров, агрономов, рабочих и крестьян. Благодаря их слаженному труду чайная отрасль развивалась невиданными темпами и в результате в кратчайшие сроки задача "чайного суверенитета" страны была решена. Да, какие-то поставки чая из Китая и Индии продолжались, но они уже не имели определяющего значения.

Нет никаких сомнений в том, что, если бы необходимо было сосредоточить основной массив чайной промышленности на территории Краснодарского края - это было бы сделано. Бродя по сочинским лесам, я иногда нахожу посадки чая тех времён и поражаюсь размаху замыслов тех людей. Опытные посадки чая были произведены также в Туапсинском районе, Адыгее и даже в Закарпатье, и некоторые из них живы до сих пор. Но тогда распад Союза не предполагался и поэтому основными чайными регионами стали гораздо более благоприятные по климату Грузия и Азербайджан. Именно их производство не только полностью закрыло потребности СССР в чае, но и позволило экспортировать его в другие страны. Чай из этих республик в основной своей массе был весьма посредственным, однако там производилось и некоторое количество высокосортной продукции. Ну и со всеми оговорками, тот чай был свежий, свой и настоящий, и всяко не хуже того, что преимущественно поставляется нынче из стран Азии и Африки.

К 1972-му году, когда было создано Объединение "Краснодарский чай", в крае насчитывалось 6 крупных совхозов, которые собирали до 8000 тонн чайного листа с плантаций общей площадью 1650 га. Поскольку доля Краснодарского края в общегосударственном производстве чая была невелика, его основной специализацией стало изготовление самой высокосортной продукции. Для этого были выделены самые благоприятные и экологически чистые территории сочинских предгорий, выведены новые сорта растений, урожайные и зимостойкие, создана уникальная отечественная семенная база; также были разработаны и внедрены в производство новые технологии в области селекции, размножения, возделывания, сбора и изготовления чая. Заслуги советских учёных и чаеводов были признаны во всём мире, а качество "Краснодарского чая" высоко ценилось по всей стране и далеко за её пределами.

Потом началась Перестройка, но, насколько я помню, в чаеводстве она не произвела поначалу таких катастрофических перемен, как, например, в виноградарстве. Чай выращивался и производился в тех же объёмах, народ работал и веселился, совхозы на заработанные средства строили дома и школы, люди переезжали из бараков в благоустроенные квартиры, в сельских клубах ежедневно крутили кино и проводили танцы по выходным. Всё-таки огромная инерция социалистических хозяйств не позволила быстро сломать отлаженную систему, но ... Хозрасчёт и Кооперация, Гласность и "новое мЫшление" своё дело потихоньку делали и "Процесс пошОл".., причём с Ускорением. А потом всё рухнуло и началась

Приватизация.

В 1992-93-м чайные совхозы были упразднены и реорганизованы в акционерные общества, где пайщиками-дольщиками стали поначалу все работники, а земли бывших совхозов были переданы им в бессрочное (и безвозмездное?) пользование. Но потом, в соответствии с принципом укрупнения капиталов, сформировался более узкий круг акционеров, в основном из бывших и действующих управленцев. Впоследствии границы территорий неоднократно изменялись и уточнялись, крупные массивы дробились, одни участки выводились в пользу других субъектов, другие присоединялись, менялись собственники и арендаторы, строились и разрушались дома и дачи, возникали и исчезали фермы и различные коммерческие объекты. Короче, в том хаосе сам чорт не разберётся. Веселился народ как в последний день.. И конечно же в те времена всем было не до чая. И он потихоньку зарастал бурьяном и лесом.

Здесь нужно уточнить, что земли бывших совхозов представляли собой не только чайные плантации. Например, в моём родном селе совхоз имел более 500 га, но только около 170 из них были засажены чаем. У других хозяйств территории могли достигать и тысячи гектар, но соотношение чайных и остальных площадей было примерно таким же. На остальных территориях могло быть что-угодно: сады, поля, теплицы, производственные площадки, жилищно-коммунальная инфраструктура и т.п.. И поскольку гласно или негласно только чайные земли имели статус "неприкосновенных", то именно "остальные территории" представляли повышенный интерес для потенциальных инвесторов. И они не замедлили появиться.

В 2005-м государство изменило правила землепользования и вместо "бессрочного пользования" ввело аренду на 49 лет с условием сохранения сложившейся специализации и производственно-технологических связей. Однако, как показала практика, имея деньги и связи в нашем мире можно сделать если и не всё, то очень многое. Новоявленные инвесторы пришли в регион разумеется не для того, чтобы развивать чаеводство - оно было лишь красивой ширмой для прикрытия различных манипуляций с землёй. Например - используя различные законные и законоподобные схемы они безвозмездно переуступали права аренды на участки другим структурам, после чего те продавали права аренды третьим лицам, которые использовали земли уже явно не по назначению, возводя там различные коммерческие объекты и жилые строения, в т.ч. высотные и многоквартирные.

Чтобы бизнес новых "чаеводов" выглядел благообразно, чаем они конечно тоже вынуждены были заниматься. Но эта деятельность для них была абсолютно убыточной и поэтому были предприняты меры для минимизации затрат. Поскольку получение местного сырья для них обходилось слишком дорого, само-собой пришло решение закупать дешёвые импортные фабрикаты и мутить из них различные купажи. Со временем технологии и схемы такого "производства" были налажены и на рынке появилось множество продукции под брендом "Краснодарский чай", в своём составе не имеющей даже 1% этого самого краснодарского чая.

Эта подмена, разумеется, не осталась незамеченной, и не только потребителями, но и контролирующими органами, о чём свидетельствуют материалы судов о неправомерности использования наименования "Краснодарский чай" для продуктов, изготовленных преимущественно или полностью из импортных фабрикатов. Например, здесь https://fas.gov.ru/documents/629832 .

Таким образом, в среднем доля чая, непосредственно выращенного в Краснодарском крае, в общем количестве произведенной Обществом продукции составила:

в 2014 году – 1,288%;

в 2015 году – 0,28%;

в 2016 году – 0,366%;

в 2017 году – 0,39%.

Но, несмотря ни на что, "новые чаеводы" продолжали свою бурную деятельность. Регистрировали новые фирмы и бренды, участвовали в ярмарках и фестивалях, получали награды на престижных международных выставках, развивали эко-агро-гастро-туризм и всячески пиарились в всевозможных СМИ. Правда, на вопросы о том, зачем краснодарский чай смешивается с импортным, они отвечали по-разному. Сначала они говорили, что местный чай не дотягивает по свойствам до мировых стандартов и поэтому его надо улучшать индийским, и так, мол, делали всегда. Потом они стали оправдываться тем, что местный чай слишком дорогой, и если его не разбавлять дешёвым азиатским или африканским, то он будет недоступен российскому потребителю, а они, производители, не смогут конкурировать с Липтоном и Гринфилдом. Зачем, имея мизерную долю на российском рынке, они выбрали себе рыночную нишу дешёвого ширпотреба, а не дорогих и качественных продуктов, мне непонятно до сих пор.

Настоящее время.

В 2016-м вышел "Закон о развитии чаеводства на территории Краснодарского края", который предусматривал субсидирование затрат на восстановление заброшенных чайных плантаций. Деньги успешно осваивались, отчёты писались, бравурные сюжеты мелькали во всех новостях.., но в реале восстановленных по-настоящему плантаций я не наблюдал. Потом на владельцев хозяйств стали давить сверху, обещая изымать неиспользуемые по назначению земли. Но они почему-то не особо беспокоились и продолжали работать в привычном стиле. Оставшиеся в каждом хозяйстве несколько образцовых полей стали в основном объектами для показа туристам, СМИ и различным комиссиям. А фабрики продолжали фасовать импортный чай.

Недавно с товарищем решили ещё раз проверить, не начались ли в этой области перемены к лучшему, и для этого устроили дегустацию их продукции. Купили в фирменном магазине самый дорогой образец в надежде, что хотя бы там будет наш чай. Но, увы, пришли к единому мнению, что это тоже импортный, похоже - китайский, поэтому дороже других. И этот факт столь наглого обмана стал в некоторой степени триггером для написания этой статьи - не люблю, когда людей обманывают. Обидно, что многолетний труд тысяч людей, в том числе моих предков, оказался так равнодушно похерен и что бессовестные барыги формируют репутацию отечественного чаеводства.

И вот, судя по свежим новостям, похоже, за них взялись уже всерьёз. https://www.forbes.ru/svoi-biznes/480618-akt-vandalizma-genprokuratura-vyigrala-ocerednoj-isk-k-fermeram-v-soci

Хостинский районный суд 2 ноября удовлетворил иск Генпрокуратуры к акционерному обществу «Мацестинский чай», которое арендует сельскохозяйственные земли в Сочи, к фермерам, получившим часть этих земель по договорам переуступки, а также к администрации города и территориальному подразделению Росимущества, которое ранее управляло этими территориями.

О серьёзности чьих-то намерений говорит тот факт, что в течение года возбуждены дела в отношении всех наследников чайных совхозов, ныне являющихся членами "Ассоциации производителей краснодарского чая", а также местным администрациям и филиалам госструктур. Что же будет дальше - национализация и чайная госкорпорация, или вся изъятая земля отойдёт к Сириусу? Пока не ясно. Я далёк от политики и не вхож в высокие кабинеты. Я живу и работаю на земле и рассказываю о том, что вижу с высоты собственных глаз. В данном случае я пока не вижу никакой суеты по воплощению в жизнь решений суда. Люди работают, собственники и арендаторы собираются отстаивать свои права.

Я не призываю "всё отнять и поделить", не жажду слёз и крови добросовестных фермеров, не поддерживаю идею сносить всё построенное на "незаконно полученных" землях. Пусть всё работающее на благо общества продолжает работать. Но всякую неправду надо искоренять, а на её месте укоренять разумное и полезное. В данном случае надо искоренить как класс бессовестных "чаеводов", которые под маркой "Краснодарский чай" впаривают согражданам импортное фуфло. Надо искоренить недобросовестных "землепользователей", которые любыми средствами стремятся вывести драгоценную сочинскую сельхозку под застройку. И надо искоренить госчиновников, которые всему этому позволяют происходить. Однако, и этого всего будет недостаточно для того, чтобы Краснодарский чай возродился и снова был на полках российских магазинов.

На мой непрофессиональный взгляд, без прямого участия государства возрождение отечественного чаеводства практически нереализуемо, ибо для этого необходимо произвести огромный комплекс землеустроительных и восстановительных работ, подтянуть научную и производственную базу, создать новую инфраструктуру и тысячи новых рабочих мест. Я не уверен, что наше государство нынче готово к таким подвигам. Но тогда собственное чаеводство останется уделом мелких фермеров и то - до тех пор, пока и у них не отберут землю и плантации. А наш чай будет для большинства россиян чем-то из области преданий.

Для наглядности. Вот так выглядит ухоженное чайное поле. Таких в нашем селе осталось не более 30 га, а на весь край, думаю, не более 300. Их всем показывают, и поэтому народ уверен, что у нас есть свой чай.

Демонстративная плантация.
Демонстративная плантация.

А это поле, которое в отчётах числится "восстановленным". К середине лета оно полностью покроется бурьяном. Таких полей в разы больше, но их, конечно, стараются никому не показывать.

Заброшенная плантация.
Заброшенная плантация.

И чтобы поле второго типа сделать похожим на первое, нужны колоссальные вложения. Кроме расчистки нужно ведь что-то посадить. А кто будет сажать и где брать саженцы? Кто будет ухаживать за всем этим? Где взять специалистов? Где они будут жить? Где будут учиться их дети? И там ещё много сопутствующих проблем... Я не представляю себе капиталиста, которого заинтересовал бы такой бизнес. По-моему только государство способно решать такие вопросы. При условии, что ему это нужно. Поправьте, если я неправ. На мой взгляд фермерам можно было бы доверить сохранение того, что осталось в приличном состоянии. Ну и строгий контроль соответствия целей землепользования и качества продукции, конечно, обязателен в любом случае, ибо иначе "купажизм", туризм, рекреация и стройка будут в приоритете против натурального чаеводства. Что мы и наблюдаем в настоящее время.

Вот такая картина маслом. Всем желаю - хорошего чаю))