Ну, как страсти… Так, страстишки :)
Комплианс (compliance), или податливость (в данном случае у подвеса кантилевера - резиновой (или аналогичной по свойствам) детальки картриджа (вставки), на которой закреплён кантилевер) до недавнего времени меня не волновала от слова совсем. Я понадеялся на инженеров фирмы Sony, создавших мой проигрыватель в конце 70-х, что они точно знали, что делают. Выяснилось, что не точно…
Изначально, с завода, на проигрывателе Sony PS X50 стояла головка XL-15, которой я уже пел дифирамбы в соответствующей статье. У неё податливость/комплианс равен 15-ти мкм/мН, поэтому, увидев, что у XL-35 он такой же
я успокоился, и решил, что всё отлично, и никаких изысканий насчёт соответствия головки эффективной массе тонарма делать не нужно. Вроде, и так хорошо звучит… Но мой товарищ, купивший такой же, как у меня проигрыватель, этим озаботился, и обнаружил несколько интересных фактов. Во-первых, тонарм на нашем проигрывателе средне-тяжёлый, и имеет эффективную массу вместе со штатным шеллом (реально крутым, к слову, с наполнителем из карбоновых нитей) SH-165 аж 25 граммов (по другим данным, 20, но это тоже немало). И, если исходить из калькулятора соответствия головок с тонармами на Винилэнджин (vinylengine.com), то головка не сильно соответствует ему. И решил он резко облегчить тонарм установкой кардинально лёгкого шелла (родной весит аж почти 12 граммов, потому что толстостенный, для уменьшения резонансов)
весом 4,5 грамма. Был у него какой-то пластмассовый, и так лёгкий, так он ещё там дырок насверлил и получился такой вес. Результат заставил задуматься, головка (в его случае XL-45 с комплиансом 20) заиграла совершенно по-другому, более открыто и ярко, появились дополнительные солидные низы. Дальше были другие изыскания с другими головками, в итоге он купил головку Nagaoka MP-500 (реально очень крутая головка, одна из лучших ММ головок в принципе), под которую пришлось… купить другой проигрыватель, Denon DP-80 со сверхлёгким тонармом DA-401. И заиграло всё вообще волшебно.
А я, а у меня… В общем, с большим трудом убедил товарищ меня попробовать более легкий шелл, благо у него их было, несколько. Я выбрал… ну, понятно, что Sony :) но SH-135. Он легче на 4,5 грамма (ну, примерно)
что уже заметно в данном случае. Заодно выцыганил жЫрные провода
(в самом шелле были простенькие, с серебристыми, т.е. самыми начальными, контактами)
попробовать, изменится ли что, или нет в сравнении (так и не понял, к слову, но оставил). Данный шелл у меня уже был, но я его продал по причине ненужности… и не самому товарному виду, с царапиной по верху.
Когда пришёл (понятно, что я его купил, по нормальной, не заниженной, но и не высокой цене), то с трудом уговорил себя (на работе завал, устаю к вечеру) перекрутить головку на новое место жительство и тщательно настроить всё заново.
Противовес в результате с самого дальнего края переместился на середину своего крепления, что говорит о том, что шелл реально сильно легче. А провода, хоть и тяжелее штатных, но максимум на пол грамма, думаю. Специально не взвешивал.
Результат меня… порадовал! И так вполне приличный звук стал более «свободный», низов немного добавилось, но при этом они стали более «внятными» и артикулированными. Т.е. уже прямо совсем, как я люблю :)
К слову, когда-то давно, ещё на предыдущем проигрывателе, я слушал один из любимых альбомов группы Калинов Мост - Выворотень.
Пластинку покупал новой ещё в начале 90-х, и до сих пор она в отличном состоянии. Так вот, тогда меня очень порадовали интересные низы (не ударные, сильные, впечатляющие, а именно интересные), прописанные на этой пластинке. А недавно, уже на нынешнем состоянии системы, я послушал её… и удивился, что нет такого впечатления. Так вот, сейчас эти интересные низы - вернулись! Т.е. у старого проигрывателя была хорошая сочетаемость тонарма с головкой, а на этом она получилась только сейчас. Товарищ подстрекает попробовать ещё более лёгкий шелл, а я, похоже, удовлетворюсь этим, т.к. звук стал, ну прямо, вот, таким, каким надо, ни убавить, ни прибавить. Нет, я, конечно, попробую… но - потом :)
И, вот, по следам этого удачного эксперимента, я начал… изучать теорию :) Для понимания того, что происходит. Вспомнил великолепнейшую статью на тему, открыл калькулятор на Винилэнджин… И сильно озадачился, какие именно данные вставлять и смотреть. Какая всё же РЕАЛЬНАЯ эффективная масса данного тонарма? Поиски в Сети дали разброс от 15 до 25 граммов. На какой частоте измерялся комплианс головок XL-15/35/45? Потому что у японцев были измерения и на их штатных 100 Гц, что нужно умножать на 1,8 для вставки в калькулятор, но так же были и на 10 Гц, которые можно вставлять как есть. Никакой информации по данным головкам я не нашёл.
Поэтому попробовал по-разному.
С 15 коплианса вообще какой-то хороший результат, поэтому скорее всё же вернее результат с 25 граммами эффективной массы. 27 комплианса - просто зашквар.
Тут с 15 не в зелёной зоне, с 27 ещё хуже.
Если поставить -4,5 от 25, имитируя более лёгкий шелл (правда, есть мнения, что эффективная масса изменяется не напрямую...)
то с 15 выходит в зелёную зону, а с 27 опять плохо.
Но если поставить -4,5 от 20
то 15 вообще отлично, а 27 хоть выбралось из красной зоны. Поэтому, если комплианс 15, то всё отлично, а если 27, то более лёгкий шелл ещё улучшит ситуацию. Наверное :) Но у меня нет и не было никакой зажатости на верхах, поэтому пока предполагаю, что вставлять нужно всё же 15. Дополнительный вопрос - соответствует ли комплианс вставки Jico SAS/B штатному? Или он отличается? Никакой информации тоже не нашёл, она есть только по прижиму, который меньше (правда, ненамного) штатного.
UPD: Я всё же взял у товарища проигрыватель Victor QL-7, дабы проверить, не получится ли на нём ещё более лучшего звука, ибо там более лёгкий (говорят про 14 грамм эффективной массы) тонарм и вообще аппарат считается "певучим". Переставил свою головку на лёгком шелле, настроил... И не получил улучшения звука. Даже было небольшое ухудшение. Меньше яркости и динамики. Родная головка MD-1016 с простой вставкой (сферическая заточка) на родном шелле, который значительно тяжелее моего текущего, похоже, близок к весу SH-165, звучит на удивление прилично, разве что чувствуется некая «размазанность» из-за заточки, но со вставкой с шибатой (были на неё и такие) должна звучать очень хорошо. Посмотрел характеристики, они весьма приличные, нисколько не уступают XL-35, разве что прижим побольше, 1,5-2,5 рекомендуемая 2, у 35-й 1-2, рекомендуемая 1,5. Итого, предположение, что считать надо с 15 единицами податливости, вроде как подтверждаются, на моём проигрывателе звук интереснее. Да и вообще, PS-X50 в сравнении с QL-7 как-то по серьёзнее выглядит, да и в тонкостях там всё посолиднее, начиная с корпуса. А ещё я не люблю чисто ручные аппараты, хотя бы автостоп должен быть...
В итоге я решил, что результат меня устраивает, а все эти теоретические изыскания - штука правильная, но требует технического (и слухового) подтверждения.
И успокоился.
Чего и всем желаю!
Продолжение сериала здесь.