Честно признаться, для меня это оказался самый сложный типаж. Прямо Максимально Сложный. Потому что, во-первых, лебеди – гении скрытности, а во-вторых, для разгадывания этой загадки я выбрала не до конца раскрытых представительниц, как бы не расцветших в этом образе (при этом они как будто делают все, чтобы спрятать свое истинное "я" и показать что-то другое). Что неудивительно. Образ настолько эксцентричный, что его полное раскрытие практически гарантирует стопроцентное неприятие со стороны общества. Конечно, такие "изюминки" лучше прятать подальше. Но все-таки мне кажется, что я все-таки раскусила этот кекс.
Но начнем. Анализируя выбранных дам (Патрисию Каас и Ренату Литвинову), я: а) была твердо уверена, что они обе относятся именно к этому типажу, б) никак не могла найти что-то общее между ними. Напротив, чем больше я вникала в фильмы, где снялась Патрисия, и в фильмы, где снялась и которые срежиссировала Рената, чем больше я сравнивала их стиль одежды, их манеру общения, их интервью и манеру подачи себя, тем более очевидно для меня становилось, что они как будто с разных планет. Одна тихая и скромная, мудрая и деликатная; другая самовлюбленная, манерная и настолько жеманная, что временами это кажется самопародией, но потом понимаешь, что нет, она это серьезно. Одна полуодета во что-то совсем простое и держится с королевским достоинством, другая убрана, как рождественская елка, и заглядывает зрителям в глаза: "Вы ведь понимаете, что я хороша собой, вы же видите это, да? Вот, посмотрите еще раз". Это первый взгляд. Потом понимаешь, что Рената тоже невероятно талантлива, но только не как режиссер или актриса, а как модель, стилист, мим. Пластика у ней завораживающая. И вкус бесподобный. А Патрисия как бы хочет спрятаться, хочет быть максимально незаметной. Это второй взгляд. И третье, самое острое: хочется наконец увидеть их главное произведение, в котором обе полностью себя проявили, корону творчества, так сказать. Момент истины. А его нет. Просто нет, и никого это не смущает. Ну то есть, вот вышли фигуристы на лед, весь танец показывали чудеса, а потом в конце кааак выдали такое, что все обалдели. Особенное. А тут ждешь особенное, а его не дают.
И я все билась об эту стену, как вдруг одна случайно увиденная фраза все расставила по местам.
«Я всегда боялась большой любви и того, что она может сделать со мной. Боялась отдаться страсти, потерять над собой контроль, сжечь себя и разбить свое сердце. Когда ты этого так сильно боишься, ты всегда спасаешься бегством от очередного возлюбленного... Мужчины упрекают меня за это. И за то, что я не отдаюсь полностью, не забываюсь. Да, я отдаюсь не отдаваясь. И всегда готова взять себя обратно…» (Патрисия Каас).
А вот цитаты Ренаты:
«А зачем надо быть в струе? Мне кажется, это скорее неправильно. Надо быть отдельно. Красивым водопадом. Или рекой. Или даже морем. Или небом».
«Мужчины мало что про женщин знают: и Лев Толстой, и даже великий ловелас Чехов так ничего про нас и не поняли».
«Любовь — это желание отдавать, а страсть — желание брать».
«Мне нравятся городские сумасшедшие. Они вдохновляют меня гораздо больше, чем модели из журналов».
У меня осталось ощущение, что в них есть такой порыв... который нереализован и никогда не будет реализован. Не про любовь. Их порыв про очень сильную страсть, дерзкую, неистовую, срывающую и маски, и одежды, и даже саму плоть с духа. Разрывающую на клочья человеческое существо, вместившее в себя этот порыв и всех тех, кто решился разделить эту страсть. Ее довольно часто называют любовью, что-то там добавляя про убийцу, выскочившего в переулке с финским ножом. Но я бы скорее сказала, что это божественное безумие, которого не в силах вместить наш мир, которое иногда в него приходит, похожее на огненный дождь или извержение вулкана. Этот огонь смутно ощущают и признают своим божеством все носороги, именно он является основой их невероятной харизмы. Ведь единожды осмелившись немного приблизиться к нему, они просто совсем теряют страх и дальше идут по жизни бестрепетно, как пророки, и бесстыдно, как пьяные.
Я расскажу вам одну историю, чтобы немного точнее описать это безумие, которое так привлекает и отталкивает людей.
*****
Чуть меньше, чем год назад, мы с мужем затеяли ремонт, несмотря на то, что сразу было ясно, что для поставленных целей денег слишком мало. Но те условия, которые имелись, до того надоели и не нравились нам обоим, что мы все-таки рискнули, решив ограничиться минимумом. Экономили, как могли, но как обычно в таких делах, постоянно вылезали какие-то непредвиденные статьи расходов. И конечно, муж был за то, чтобы остановиться на той точке, до которой денег хватило (включая как-то незаметно распотрошенную кредитку), и до которой изначально планировали. Но как-то так вышло, что я замахнулась на ванную тоже. Ну а что, везде все свежее, чистое, а там штукатурка пахнет протекшим от соседей сверху унитазом, ванне 62 года (не меняли с постройки), кафелю столько же, раковина стоит наискось и за нее течет вода (и разводится плесень). И я решила "ввяжемся в бой, а потом посмотрим". Муж называет меня "лисенок", и сейчас вы поймете, почему. Милый, у нас на потолке темные пятна, это плесень, она очень опасна. Вот, почитай. Надо вызвать специальную бригаду по ее выведению. Ой, я нашла в интернете, что если она есть, то ей все стены прорастают под кафелем. Давай отобьем, мы ж перфоратор купили. И уж потом бригаду. Да мы покрасим потом, и все. Эх ничего себе, кафель отбили, а плесени нет, зря я это затеяла. Ой, как теперь от стен тиной пахнет. Это потому что сверху нас заливали. И теперь это все протухло там. Мы не сможем с этим запахом жить. Надо отбивать до кирпичей. Я заштукатурю, не переживай. Ой, ну вот, теперь вся ванна ободралась, на нее все это падало. А мне вот мама с сестрой десять тысяч на днюшку подарили, давай поставим новую ванну? Самую простую? А эту сдадим, ее приедут заберут, она ж чугун. Но вы же понимаете, что это верхушка айсберга, и что там еще заливка пола и разводка как минимум? Я понимала, но сделала вид, что все посчитано и предусмотрено, и мы выруливаем. А сама лихорадочно соображала, как это все утрясти хотя бы в кредит, но подешевле, и кого найти быстро-пребыстро это сделать, потому что жить все это время на съемной квартире ух как недешево.
И вот вызваниваю дяденьку забрать ванну, сама одеваюсь пособлазнительней в надежде получить побольше за чермет, и приехавший немолодой персонаж на меня конкретно так залипает. При этом показывает чудеса ловкости, в одиночку (!) снимая тяжеленную ванну, выкантовывая ее из ванны (дверь, правда, снял, вместе с косяком) сначала в прихожую, потом в подъезд, по дощечкам сталкивая по лестнице (1 этаж, немного) и уже на улице ставит ее на попа, кантует вразвалку до машины и ловко заталкивает в багажник. Ни разу не поднимая ее в воздух (что вообще малореально в одиночку). Денег, правда, не дал, еще с меня немного взял за вывоз, но я уже промониторила, все предложения в интернете были такие же. И все это время дядечка рассказывал, как он делал ремонты, что он умеет, как он сделал бы вот это и вон то, и прочие увлекательные истории. Я (как и было задумано) заинтересовалась и спросила про заливку пола. Он сказал, что давно от дел отошел, но именно для меня – любой каприз. Попутно с фирменным носорожьим бесстыдством сообщил о том, что у него жена и два маленьких сына, одновременно продолжая на меня глазеть и просить передать моему мужу, что ему очень повезло. В общем, телефон его взяла, на самый наикрайнейший случай. Все-таки видно, что руки действительно золотые и работает с умом.
И вот я не хотела... но оно само. Мастера, которые нам делали некоторые другие работы в квартире, вызвались делать водопроводную разводку, сделали ее корявенькую, хлипенькую и страшненькую, потом по моей просьбе переделали и стало еще кривее, а потом меня знатно окатило из неудобного временного крана водой. Я психанула и позвонила этому дядьке чуть не в слезах. Он тут же примчался с криком "не волнуйся, принцесса". Ближайший месяц он разруливал все проблемы по ванной, штукатурил стены по маякам (и показал мне, как делать это профессионально), устанавливал божественно красивую разводку (врезав новый ввод в общую трубу в подвале), делал канализацию, заливал пол, ставил ванну и кран, устанавливал стиралку и еще кучу всего. И да, возил меня закупать стройматериалы в магазины, где у него была скидка 10%, возил сдавать тумбу для ванной и просто отвозил вечером на нашу съемную квартиру. И, вишенка на торте, хотел все это сделать бесплатно. Как он это назвал "чтобы ты просто дала мне шанс тебя завоевать". Я от "бесплатно" отказалась, но любезно приняла возможность отдать деньги потом и самой решить, сколько платить. В итоге мы с мужем остановились на цифре 80 тысяч (за 20 дней работы), и вы понимаете, что это очень, очень, очень скромная цифра. Но пока он работал, цифры не оговаривались, и работал он не за деньги. А параллельно пытаясь меня охмурить. Весьма стараясь. А я, в свою очередь, так же прилежно старалась быть милой-хорошей-очаровательной, но... В общем, чтобы было ощущение, что вот оно перед носом, почти можно укусить, но... Но нельзя. Почти можно, но нельзя. Мужу, конечно, потом рассказала, ближе к концу ремонта, он был очень зол. Просил дать обещание больше не ввязываться ни в какие авантюры. Я что-то промычала неразборчивое. Без авантюр я почти превратилась в бесцветную тень. А тут я пару недель цвела, как майская роза, от такого к себе внимания и отчаянного геройства в мою честь. Потому что видели бы вы, как этот дядька лежа в грязи в низеньком подвале пробивал проход под полом для новой трубы, с помощью которой можно было сделать ОЧЕНЬ красиво и аккуратно все в нашей ванной, а также получить более сильный напор воды и не зависеть от общего проржавевшего стояка. Или как он в противогазе пробивал в стене нишу для разводки. И вообще, как яростно он бросался решать мои проблемы со словами "да, дорогая", стоило мне про них заикнуться. И вот казалось бы, в пятьдесят с хвостиком стоило бы понимать, что я меркантильная cучка в безвыходной ситуации и лишь поэтому позвала его. Что, кроме денег, ничего ему за его старания не будет, и очень смешно всерьез верить, что за моими улыбками что-то стоит. Но. Для носорога это не смешно. Не стыдно. Не нелепо. Это порыв. Такой яростный и немного безумный. Он даже говорил, что он знает, что я с ним не буду, но "дай мне хоть немного пожить в этом мираже". И вот я с одной стороны ненавидела его за то, что он посмел хотя бы мысленно причинить боль моему мужу, а с другой... было некое опьянение от веры в свою красоту и ту власть, которую она дает. Такое ощущение собственной божественной силы, своей позиции "над миром". Сумел же человек внушить мне такое, хотя я тоже не девочка, и мужа люблю, и сам персонаж сильно не в моем в вкусе. А вот жеж... Включила я на телефоне (пока ехали) Habanera Trance Opera, он подключил мой телефон к стереосистиме и врубил на полную. И вот скорость, и любимая музыка громко, и так накрыло меня, что я полностью синхронизировалась с его энергетикой, и сижу думаю: "Ах, дядька, как я тебя понимаю хорошо, и я такая же горячая и бешеная зверюшка, и жизнь пить взахлеб тоже мое... вот только люблю я СЕБЯ, жизнью ученая, и хорошо буду делать себе... а ты мне нравишься тем, что так мной восхищаешься и зажигаешь во мне такой восторг от моей силы, вот и все... но и это тоже бешеный драйв, просто по углям босиком не обжигаясь... безумная сказка о том варианте судьбы, где я – звезда..." Вот на такие-то моменты он и рассчитывал, что ему удастся более сильной энергетикой меня увлечь и покорить. Нет, не дурачок. А человек, прекрасно умеющий соблазнять женщин. Просто я оказалась сильнее, чем выгляжу. И не повелась.
Так вот, про порывы. Это была ситуация, где человек делал, что хочет, реализовывал свои порывы, получая просто от своей свободы глубочайшее удовлетворение. Следовал своим глубинным желаниям. Но он мужчина. Ему общество позволяет. И к тому же не лебедь, ему не обязательно, чтоб было элегантно. Он преспокойно выглядел вульгарно девять раз из десяти, и даже не задумывался об этом. А теперь давайте посмотрим на женщину. На меня. У меня есть тайная и безнадежная мечта танцевать разные завораживающе красивые танцы в полумраке в костюме из полтряпочки не только дома перед зеркалом, но и для зрителей, а особенно для мужчин. Нет, не с целью соблазнения. А с целью нести высокое искусство в массы. И вот слушая в дяденькиной машине песенку, я предавалась безумнейшим мечтам, от которых у меня буквально сердце выскакивало:
Любовь – своенравная птица,
Которую никто не может приручить
И напрасно ее звать,
Если она решила уйти.
Ничего не поможет, ни угроза, ни мольба.
Один говорит красиво, другой молчит,
И я выбираю этого другого,
Он ничего не сказал, но он мне нравится.
Любовь – дитя богемы,
Она никогда, никогда не знала законов,
Если ты не любишь меня, я тебя люблю.
Если я тебя люблю, берегись!
Но если я тебя люблю, если я тебя люблю, берегись!
Птица, которую ты думал застать врасплох,
Взмахнула крыльями и улетела;
Любовь далеко, ты можешь ее ждать;
А когда ты ее больше не ждешь, она снова здесь!
Вокруг тебя, быстрее, быстрее,
Она кружится, улетает, а потом возвращается!
Ты хочешь ее удержать – она ускользает,
Ты хочешь ее избежать – она тебя держит!
Я мечтала о том, как ему показываю, как я танцую, и ему нравится это как искусство, и он понимает, что я имею право отказывать кому бы то ни было в праве мной обладать. Но уже просто смотреть на мои танцы невероятное наслаждение, и он становится моим импресарио и организует мне закрытые выступления, за которые мужчины платят бешеные деньги, но не смеют меня домогаться, настолько божественно это прекрасно. Ну а если им приходят такие мысли, то на этот случай у меня есть охрана и сам этот дядька. Потому что я не для этого, а для искусства. И он в меня страшно влюблен, но ничего не смеет, потому что я такая вся недосягаемая богиня, и все эти их телесные игры мне не нужны. И я его не отпускаю, а использую его любовь, чтобы он для меня все делал и защищал. Вот такая я своенравная птица. Сам виноват, что пожелал разбудить мои страсти. Они такие вот странные.
А вот теперь представьте, что я попыталась бы это реализовать. Какая была бы реакция дяденьки, реакция зрителей, и после всего этого реакция общества на две предыдущие реакции. Мне кажется, даже просто от смеха надо мной порвало бы кучу людей, что я поверила, что такое возможно. Ну и да,
Может, поэтому, Рената Муратовна однажды сказала устами своей героини:
«Я не люблю мужчин, я не люблю женщин, мне не нравятся люди. Этой планете я бы поставила ноль».
В общем, закончили ремонт в ванной, дяденька остался моей несговорчивостью очень недоволен и отчалил к жене. А я отправилась придумывать другие способы самореализации. Все стали жить рационально.
*****
И вот вроде бы конец хороший. Но вы понимаете, что обидно. И даже не за меня. Может, я и танцую-то плохо на самом деле. А вот Рената бы точно станцевала так, что все онемели бы. А Патрисия прожила бы в жизни такое извержение вулкана, а потом как сыграла бы его в кино. Настоящую неистовую страсть. От которой мы бы рыдали и рыдали. И пересматривали. И как стали бы все хорошими людьми. Нет, правда. Они бы смогли настолько красиво. Они же лебеди.
*****
Послушайте еще одну французскую песню:
Voilà
Послушайте меня,
Наполовину певицу,
Расскажите обо мне
Своим любимым, своим друзьям,
Расскажите им о той черноглазой девушке
И ее безумной мечте.
Что я хочу — так это писать истории, которые дойдут до вас,
Вот и все.
Вот, вот кто я есть,
И вот я здесь, хоть мне, обнаженной, и страшно, да,
Вот она я — здесь, и в шуме и в тишине.
Посмотрите на меня, или хотя бы на то, что от меня осталось.
Посмотрите на меня, прежде чем я возненавижу себя,
Что вам сказать такого, что другие уста вам не скажут?
Это не так уж много,
Но все, что у меня есть, я оставляю здесь, вот и все.
Вот кто я есть,
И вот я здесь, даже если с обнаженностью покончено.
Это мое горло, мой крик, и я сама, так тому и быть,
Вот она я, прямо тут:
Я, моя мечта, мое желание,
И как я от этого умираю, и как над этим смеюсь,
Вот она я — здесь, и в шуме и в тишине.
Не уходите, умоляю, останьтесь надолго,
Это, может, меня и не спасет, нет,
Но я не знаю, как мне обойтись без вас,
Любите меня, как любят друга, который уходит навсегда,
Я хочу, чтобы меня любили,
Потому что мне не очень нравятся мои очертания.
Вот кто я есть,
И вот я здесь, даже если с обнаженностью покончено,
Вот она я — здесь, и в шуме, и в ярости тоже.
Посмотрите на меня, наконец, и на мои глаза и на мои руки,
Все, что у меня есть — это мое горло, это мой крик.
И вот я и здесь,
Вуаля...
Только вот в ее исполнении, Lucie. У нее получается намного пронзительнее, чем у кого бы то ни было.
Видео вставлять не стала, этот ресурс сейчас не грузится.