Дуров Юрий Владимирович (1910—1971)
Известный советский артист цирка, дрессировщик, клоун, киноактёр, народный артист СССР.
Родился 30 декабря 1909 года (12 января 1910) в Санкт-Петербурге. Его мать Наталия Владимировна Дурова (1889—1918), театральная и эстрадная актриса, была дочерью знаменитого русского дрессировщика Владимира Леонидовича Дурова. Поскольку ребенок был рожден вне брака, дед забрал его себе, усыновил и соответственно дал свое отчество.
С самого раннего детства мальчик жил среди множества четвероногих артистов обитавших в Театре зверей его дедушки. Уже в восемь лет он был ассистентом у Владимира Леонидовича в его «Уголке». С 1929 выступал в цирке вместе со своим троюродным братом В. Г. Дуровым.
В 1935 году ему предложили взять группу животных трагически погибшего дрессировщика Л. Иванова. Приступив к самостоятельной работе, Юрий Владимирович создал один из лучших не только в советском, но и в мировом цирке аттракционов с животными.
В его разросшейся группе было более 100 четвероногих артистов, от белых мышей до слонов. Вместе со своим «Ноевым ковчегом» Юрий Дуров исколесил практически весь мир. Его животным аплодировали на всех континентах, а советский цирк стал такой же визитной карточкой нашей страны, как Большой театр, Ансамбль имени Александрова или танцевальный коллектив «Берёзка».
В 1968 году к Юрию Владимировичу обратился известный кинорежиссер Юрий Николаевич Озеров, который запускал тогда в производство свою грандиозную киноэпопею «Освобождение» и предложил сыграть некого ни будь, а вполне себе исторического персонажа, премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля. В итоге, по-моему, Черчилль получился вполне себе убедительным.
Народный артист СССР Юрий Владимирович Дуров скоропостижно скончался 22 февраля 1971 года, во время гастролей в столице Бельгии Брюсселе.
Похоронен на 2 участке Новодевичьего кладбища, рядом с погибшей в 1953 году женой.
На этом же участке, буквально в нескольких шагах находится могила его деда Владимира Леонидовича Дурова (1863—1934), рядом с которым похоронена правнучка Наталья Юрьевна Дурова (1934—2007).
В июне 2011 года в память о замечательном артисте на доме №5 по улице Черняховского в Москве (район метро «Аэропорт») была торжественно открыта мемориальная доска работы скульптора К. Саркисова.
Кошеверова Надежда Николаевна (1902–1989)
Кинорежиссер, Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Родилась в сентябре 1902 в Санкт-Петербурге. Её отец был купцом 1 гильдии и весьма обеспеченным человеком.
В 1923 году девушка окончила актёрскую школу при петроградском театре «Вольная комедия» и до 1928 года играла на сценах нескольких петроградских, а затем ленинградских театров. Одновременно училась в киномастерской Фабрики эксцентрического актёра. С 1929 года ассистент кинорежиссера на «Ленфильме». В этом качестве работала на съемках знаменитой кинотрилогии «Юность Максима», «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона».
Первые самостоятельные режиссерские работы Надежды Кошеверовой, снятые ещё до Великой Отечественной войны, не сохранились.
Настоящий, громкий успех пришёл к Надежде Николаевне только в 1947 году, когда на экраны вышел фильм – сказка «Золушка».
Несмотря на большой успех «Золушки» в прокате, следующие шесть лет Надежда Николаевна находилась в творческом простое. С чем это было связано судить не берусь, но следующие её фильмы «Весна в Москве» и «Тени» вышли только в 1953 году. Сегодня эти картины знают только историки кино, но вот вышедшая через год «Укротительница тигров» стала одним из самых ярких событий в советском кинематографе 50-х годов прошлого века.
Не менее успешны были и следующие её работы. Наверняка многие из вас мои уважаемые читатели вспомнят её веселые комедии «Медовый месяц», «Шофёр поневоле, «Осторожно, бабушка!», «Сегодня новый аттракцион».
В 1968 году она приступает к работе над фильмом «Старая старая сказка», ставшем одной из лучших советских кинокартин конца 60-х годов прошлого века.
После успеха картины Надежда Николаевна полностью переключилась на киносказки и сняла такие известные фильмы как:
«Тень», «Царевич Проша», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», «Соловей», «Ослиная шкура», «И вот пришёл Бумбо…», «Сказка про влюблённого маляра».
Надежда Николаевна Кошеверова скончалась 22 февраля 1989 в Москве. Похоронена на Комаровском кладбище под Санкт-Петербургом.
Касаткина Людмила Ивановна (1925–2012)
Всенародно любимая актриса театра и кино, Народная артистка СССР.
Родилась 15 мая 1925 года в деревне Новое Село Вяземского уезда Смоленской губернии. Её родители были достаточно зажиточными крестьянами и после начала коллективизации бросили все хозяйство и уехали в Москву опасаясь ареста и ссылки.
В столице семья поселилась в Борисоглебском переулке. Люда ходила в школу и занималась в театральной студии при Дворце пионеров.
В 1943 году поступила в ГИТИС, после окончания которого была принята на службу в Центральный театр Красной армии (позже Советской, а ныне Российской) на сцене которого играла до конца жизни.
Сыграла центральные роли более чем в 40 спектаклях.
В кино дебютировала в 1954 году сыграв главную роль в фильме Надежды Кошеверовой «Укротительница тигров» и мгновенно стала знаменита на весь Советский Союз.
Фильм стал лидером кинопроката 1955 года и на волне успеха Надежда Кошеверова пригласила Касаткину на главную роль в свою следующую картину «Медовый месяц».
Так же, как и в предыдущем фильме её партнером и исполнителем главной мужской роли стал знаменитый актер Павел Кадочников.
Неудивительно, что людская молва тут же приписала им бурный роман вне экрана, но это было совсем не так.
К этому моменту Людмила Касаткина была уже несколько лет счастлива в браке с режиссером театра и кино Сергеем Колосовым. Их знакомство произошло в ЦТСА, где Колосов ставил свой дипломный спектакль.
Взаимная симпатия вскоре переросла в любовь, а затем в брак длиною более 50 лет. В 1958 году у Касаткиной и Колосова родился сын Алексей, ставший в последствии известным джазовым музыкантом.
Сергей Колосов начинавший, как театральный режиссер, в середине 50-х годов перешёл на киностудию «Мосфильм», где стал одним из основоположников советского телевизионного кино. В 1960 году он непосредственно участвовал в создании при «Мосфильме» первого в стране творческого объединения «Телефильм», которое в дальнейшем возглавлял много лет.
Снял 15 телевизионных фильмов во многих, из которых снял свою супругу. Первой их совместной работой стала экранизация пьесы Шекспира «Укрощение строптивой».
В 1965 году вышел первый советский многосерийный телевизионный фильм «Вызываем огонь на себя» постановщиком которого стал Сергей Колосов, а исполнительницей главной роли подпольщицы Анны Морозовой Людмила Касаткина.
Интересным является, тот факт, что героиня, сыгранная Касаткиной, была реально существовавшей руководительницей подпольной группы, действовавшей на Брянщине. После выхода фильма Анне Афанасьевне Морозовой, погибшей в бою 31 декабря 1944 года, было посмертно присвоено звание Герой Советского Союза.
Другие наиболее яркие, совместные фильмы Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова:
1. «Душечка». Экранизация рассказа А. П. Чехова.
2. «Операция «Трест». Один из первых советских фильмов, посвященных чекистам.
3. «Свеаборг». Советско-финский фильм о событиях времен первой русской революции 1905–1907 годов.
4. «Помни имя свое». Советско-польский фильм, в основу которого положена реальная драматическая история советской узницы концентрационного лагеря нацистской Германии Освенцим, которая была разлучена со своим сыном и разыскала его лишь спустя двадцать лет.
5. «Мать Мария». Драматическая история поэтессы Серебряного века Елизаветы Юрьевны Кузьминой-Караваевой, эмигрировавшей в Париж, принявшей монашество и ставшей героиней французского сопротивления под именем Мать Мария.
Кроме фильмов мужа Людмила Касаткина успешно снималась у других режиссеров, была активно занята в театре, работала на радио и озвучивала мультфильмы. Её голосом, например разговаривает пантера Багира в мультипликационном серале «Маугли».
Людмила Касаткина и Сергей Колосов прожили вместе долгую счастливую жизнь
и когда он скончался 11 февраля 2012 года она просто не смогла жить без него и ушла спустя всего 10 дней. Теперь они навсегда вместе на 3-м участке Новодевичьего кладбища.
Петренко Алексей Васильевич (1938–2017)
Замечательный советский актер театра и кино. Народный артист РСФСР. Лауреат Государственной премии.
Родился на Украине, в селе Чемер Черниговской области. Неизвестно откуда у деревенского парнишки появился интерес к театру, но сразу же после окончания школы он отправился поступать в Харьковский театральный институт. Поступить удалось только с третьего раза, а в перерывах между поступлением Алексей Петренко возвращался в родное село и работал кузнецом. Так что к тому моменту, когда его, наконец, приняли «учится на артиста», он выглядел настоящим богатырем. Гора мышц при росте 190 сантиметров.
Окончив обучение в 1961 году, получил распределение в Запорожский музыкально-драматический театр имени Николая Щорса, где сыграл свои первые роли.
Затем был Донецкий русский драмтеатр, на сцене которого его увидел главный режиссёр и художественный руководитель Ленинградского театра имени Ленсовета Игорь Владимиров и позвал молодого актера в город на Неве.
После нескольких успешных лет службы в театре имени Ленсовета Алексей Петренко отправился «в свободное плавание»: он часто менял подмостки, выбирая лишь те роли, которые ему нравились. Артист однажды признался, что всегда придерживался принципа «лучше немного и толково, нежели всеядно».
В 70-х годах Алексей Петренко прочно обосновался в Москве. Он играл в театре на Малой Бронной, четыре года блистал на подмостках МХАТа, затем были театры «Школа современной пьесы» и на Таганке.
Дебют Петренко на экране состоялся в 1967 году. Алексею Васильевичу предложили небольшую роль в мелодраме Виктора Соколова «День солнца и дождя»: он сыграл официанта-фарцовщика. Дебют оказался успешным, и вначале 70-х актёру предложили первые крупные роли. В чёрно-белом двухсерийном фильме режиссёра Григория Козинцева «Король Лир» по знаменитой шекспировской трагедии Алексей Петренко перевоплотился в Освальда. Первыми по-настоящему большими ролями Сыгранными артистом в кино стал Распутин в фильме Элема Климова «Агония»
и Петр Первый в фильме Александра Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил».
Нужно сказать, что первый фильм, работа над которым была начата в 1974 году, был выпущен в прокат только в 1985, когда Петренко был уже на гребне своей популярности и произвел настоящий фурор.
Примерно в это же время вышли еще два фильма из числа тех которые принесли Алексею Петренко огромную зрительскую любовь:
Алексей Петренко был актером невероятного дарования и великолепного мастерства. Он одинаково успешно играл Ивана Грозного и Сталина, омерзительного Свидригайлова и деревенского алкоголика.
Его талант был востребован и в новой России. Например, в экранизации «Идиота» Достоевского в 2003 году он сыграл генерала Иволгина, полубезумного спившегося человека, характер которого артист передал с потрясающей силой.
А его невероятный по психологическому воздействию на зрителя Коллекционер из одноименного фильма
бывший передовик метростроевец, а ныне член суда присяжных в фильме Никиты Михалкова «Двенадцать»
или дедушка из экранизации нашумевшей повести «Похороните меня за плинтусом».
Алексей Петренко принадлежал к той редкой плеяде актеров, которые могут полностью перевоплощаться в каждого из своих героев.
А ещё Алексей Васильевич был человеком православным и глубоко верующим. Известно, что в июле 2010 года его избрали членом Патриаршего совета по культуре от Русской православной церкви.
22 февраля 2017 года великий русский актер скончался, оставив нам на память о себе около 200 ролей, сыгранных им в кино и на сцене.
По его завещанию был похоронен на Никольском городском кладбище города Балашиха рядом с родственниками.
Градова Екатерина Георгиевна (1946–2021)
Советская актриса театра и кино, первая жена Андрея Миронова и мать их дочери Маши.
Со своим будущим мужем познакомилась ещё, будучи студенткой Школы-студии МХАТ. Андрей Александрович пришёл посмотреть дипломный спектакль «Женитьба Фигаро», где Градова играла графиню Розину, и сразу же пригласил её на встречу с Валентином Плучеком, который взял молодую актрису в прославленный Театр Сатиры. Вскоре после этого она стала женой Андрея Миронова.
В 1973 году у актерской четы родилась дочь Мария, которая впоследствии тоже стала актрисой. В 1976 году брак распался, но, несмотря на это они продолжали служить в одном театре.
На сцене Сатиры Екатерина Георгиевна играла 17 лет, а вот в кино снималась очень мало. Самая знаменитая роль, по которой её помнят и сегодня - радистка Кэт в знаменитом советском сериале "Семнадцать мгновений весны".
Ещё одну её небольшую, но очень яркую роль, Екатерина Градова сыграла в фильме «Место встречи изменить нельзя». Наверняка вы все мои уважаемые читатели помните Светлану Волокушину, подручную карманника Ручечника.
После смерти Андрея Миронова в 1987 году Екатерина Градова ушла из актерской профессии и обратилась к Богу.
После окончания Свято-Тихоновского богословского института преподавала в гимназии. Екатерина Георгиевна скончалась 22 февраля 2021 года. Похоронена на 21 участке Троекуровского кладбища.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.