В этом году 22 февраля исполняется 215 лет со дня рождения великого польского композитора и пианиста Фредерика Шопена.
Гений классической музыки 19-го века подарил миру волшебные вальсы, мазурки и ноктюрны, от которых начинает сильнее биться сердце каждого романтика в любые времена. А свое сердце композитор завещал любимой Польше — в прямом и переносном смыслах.
«Ямал-Медиа» вспомнит интересные факты из жизни гения, историю великой любви и творческого наследия.
Путаница с датой рождения
Поэт и романтик классической музыки на самом деле родился 1 марта 1810 года. В семье его день рождения отмечали именно в первый день весны, когда воздух наполняется торжествующей песнью просыпающейся от сна природы. На родине Шопена, в Польше, дату его рождения отмечают тоже 1 марта.
А вот в свидетельствах о рождении и крещении указана дата 22 февраля, поэтому мир отдает дань памяти гению в этот день.
Бриллианты от русского царя: детство и юность Фредерика Шопена
Фредерик Францишек Шопен родился в деревне Желязо́ва-Воля недалеко от Варшавы. Родителями мальчика были простые люди: отец, выходец из Франции, работал учителем в богатых семьях, мать служила экономкой. Однако оба они были хорошо образованными людьми, любящими и понимающими музыку. Мать Шопена свободно говорила на французском языке, превосходно играла на фортепиано, обладала красивым голосом, обожала народные мелодии. Свою любовь к музыке она привила и детям — единственному сыну и трем дочерям.
Когда мальчику было 7 месяцев, семья переселилась в Варшаву. Отец, Николя Шопен, устроился работать преподавателем иностранных языков и французской литературы в Варшавский лицей.
В семье царили любовь и гармония, родители помогали развиваться талантам детей, а те заботились друг о друге, поддерживая родителей. Так, существует легенда, что трехлетнего Фредерика как-то застали ночью за роялем, подбирающим танцевальную мелодию. Ее днями играла для обитателей пансиона его мать Юстина. И малыш решил, что должен научиться подменять маму, если она устанет.
Сочинения Шопена. Фото: Sean Aidan Calderbank/Shutterstock/Fotodom на мониторе
Первые уроки игре на фортепиано мальчику давала его старшая сестра Людовика. С 7-летнего возраста за его обучение взялся чешский пианист Войцех Живный, прививший ему любовь к музыке Баха и преподавший азы композиторского ремесла. В этом же возрасте Шопен написал свой первый полонез соль-минор.
В 8 лет Фредерик впервые выступил на публике с концертом Йировца. Так началась его сверхуспешная концертная деятельность в аристократических салонах и в домах друзей семьи.
Юного гения стали сравнивать с Моцартом, ведь мальчик играл наравне с лучшими пианистами Польши. Учитель развел руки — он больше не мог чему-то научить подростка, который явно превосходил его в виртуозности. Восхищенная юным талантом певица Анджелика Каталани подарила Шопену золотые часы с гравировкой. А в 1825 году 15-летнего юношу пригласили выступить перед российским императором Александром I. За то, что он растрогал царя, юному гению вручили бриллиантовый перстень.
В 1823 году Фредерик поступил в Варшавский лицей. За обучение 12-летнего мальчика с хрупким здоровьем, но мощным талантом взялся друг семьи, директор Варшавской консерватории Иосиф Эльснер.
Фредерик оставался равнодушным к точным наукам, но любил литературу и историю Польши, которую изящно перекладывал на музыкальный язык.
Творческие вершины Шопена
Всю свою короткую жизнь (он прожил всего 39 лет) Шопен был верен фортепиано, писал только для него и в эпоху перехода любимого инструмента 18 века к современному роялю даже вошел в историю как создатель «Нового завета фортепианного искусства» — так метафорически называют гения.
Шопен на китайской марке. Фото: Olga Popova/Shutterstock/Fotodom
Он посещал много концертов выдающихся музыкантов своего времени, оперные театры и картинные галереи, все время учился чему-то новому.
Его творческий подъем случился в возрасте 19-20 лет. Юный композитор создал первые свои шедевры — два фортепианных концерта, мазурки, этюды и ноктюрны. Мечтательность и красота его музыки, большая духовная сила его возвышенных и нежных произведений пленяли публику и наполняли сердца гармонией.
Композитора часто называют романтиком и поэтом от музыки. Но Шопен терпеть не мог слова «романтизм», считая, что оно связано с самолюбованием и позерством. Скромный гений в музыке ценил, прежде всего, ее искренность. Он утверждал: «Простота является высшей целью, достижимой, когда вы преодолели все трудности».
Трепетная и нежная, то полная восторга и радости, то грустная и мечтательная, его музыка всегда полна поэтической чувствительности и высокого стиля.
Как один из величайших мастеров музыкального искусства, Шопен оставил после себя 2 фортепианных концерта, 3 сонаты, 4 баллады, 16 полонезов, 17 вальсов, 27 этюдов и 60 мазурок!
Немецкий композитор Роберт Шуман, услышав вариации юного Шопена на тему Моцарта, воскликнул: «Шляпы долой, господа: перед нами — гений!». А позже он же писал о нем: «Он есть и останется самым отважным и гордым поэтическим духом времени».
Друг Шопена Ференц Лист именовал композитора «нежным гением гармонии». А гений 20-го века Сергей Рахманинов называл Шопена «величайшем из гигантов».
Парижский период
В жизни Шопена 1831 год оказался судьбоносным. Намереваясь вернуться в Польшу после успешных гастролей по Европе, он надеялся на изменение политической ситуации в стране. Польша тогда была под пятой Российской империи и стремилась к независимости. Шопен и сам мечтал присоединиться к повстанцам. Но польское восстание было подавлено, разочарованный молодой человек эмигрировал на родину отца — во Францию. В его душе навсегда поселилась тоска по покинутой родине, куда он больше ни разу не возвращался.
Памятник Фредерику Шопену в Варшаве. Фото: miwuj/Shutterstock/Fotodom
Однако Париж был хорош для творческой карьеры Шопена. Здесь музыкант провел все оставшиеся ему годы, завел друзей среди творческой богемы, встретил любовь всей своей жизни и был похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Другом и соратником Шопена в Париже стал Ференц Лист. Их многое сближало — Фредерик, как и Лист, прошел путь великого композитора, пианиста и талантливого педагога.
Шопен, утонченный, учтивый молодой человек с безупречными манерами и отменным вкусом, сразу стал кумиром в аристократических кругах общества. Всем его редким выступлениям сопутствовал бешеный успех. Знакомство с ним за честь считали все крупнейшие композиторы того времени (Мендельсон, Беллини, Берлиоз, Шуман и другие).
В последние годы жизни Фредерик Шопен полностью сосредоточился на создании своих бессмертных шедевров.
Шопен и Жорж Санд
В 1837 году Шопена настиг первый серьезный приступ болезни легких, первые признаки которой появились еще 6 годами ранее.
В этот же роковой для его здоровья год он встретился с баронессой Дюдеван, знаменитой писательницей, известной всему миру под мужским именем Жорж Санд.
Они были слишком разными. Он — хрупкий и застенчивый, слишком щепетильный, неудачливый в любви — его помолвка окончилась разрывом по инициативе невесты. Она — многоопытная, страстная и свободолюбивая, имеющая брак за плечами, двух детей, и менявшая любовников, как перчатки, всегда в мужском костюме и с сигаретой в зубах. После их первой встречи Шопен задал друзьям лишь один вопрос: «Что это за отвратительная женщина?».
Потрет возлюбленной Шопена Жорж Санд. Фото: spatuletail/Shutterstock/Fotodom
Но они сошлись, «как лед и пламень». Сначала встречались втайне от всех, а потом престали скрывать разгоревшуюся страсть. Вместе они провели зиму на острове Майорка в Испании, затем жили, мучая и любя друг друга в течение 10 лет. Этот период был плодотворным для обоих — за время их романа они создали свои лучшие шедевры.
К сожалению, обстоятельства всегда были против их чувств, да и дети Санд настраивали влюбленных друг против друга.
В 1847 году Шопен собрал вещи и ушел от возлюбленной. Однако тяжесть разрыва обострила и без того серьезную болезнь. В Лондоне 16 ноября 1848 года он дал свой последний концерт, а 17 октября 1849 года в возрасте 39 лет умер от туберкулеза.
Говорят, умирая, он вспомнил свою Жорж Санд словами: «Она обещала, что я умру в ее объятьях».
На его похоронах по его ранее высказанному пожеланию звучал реквием Моцарта, а его сердце по его завещанию отвезли в Польшу и захоронили в одном из костелов Варшавы.
Самого композитора схоронили на кладбище Пер-Лашез рядом с могилой его любимого итальянского композитора Винченце Беллини. На гроб высыпали горсть родной польской земли, к которой так стремилась его израненная душа.
Память о Шопене
Новаторские идеи композитора, его музыкальный вклад в историю искусства до сих пор влияют на новых творцов. Они вдохновляли в свое время Листа, Дебюсси, Рахманинова и многих других.
О гении написано множество книг, вышли экранизации его жизни, во многих фильмах звучит его великолепная музыка.
Как-то Шопен сказал: «Не существует ничего более отвратительного, чем музыка без скрытого смысла». Во всем его творчестве всегда были такие смыслы, которые можно разгадывать и спустя века, каждый раз открывая нечто неожиданное.
Музей Шопена в Варшаве. Фото: meunierd/Shutterstock/Fotodom
На родине композитора вот уже сто лет, как проводятся международные конкурсы пианистов имени Шопена. Там был создан Институт Шопена (сейчас Общество имени Ф. Шопена). Общества Шопена есть и в других странах.
В Желязовой-Воле и в Варшаве открыты музеи Шопена, во многих польских городах есть памятники гению. В мире выпускают марки и банкноты с его изображением. В честь Шопена назван кратер на Меркурии, его именем называют улицы и аэропорты.
В Варшаве установлено 15 «скамеек Шопена»: на каждой есть кнопка, нажав на которую можно послушать одно из произведений композитора. Все скамейки находятся неподалеку от тех мест, которые как-то связаны с жизнью великого польского маэстро.
Ранее мы писали о поэте и прозаике Борисе Пастернаке, о перипетиях его личной и творческой жизни.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».