Легенды о гигантском морском чудовище, обитающем у берегов Крыма в районе горы Кара-Даг, известны с древности. Еще Геродот в свое время описывал животное с огромной пастью и гребнем на голове. Интерес к теме подогревают и современные свидетельства, которые, как правило, все-таки не имеют убедительного научного подтверждения.
В исторических источниках приводятся данные о встречах с карадагским змеем как с огромным темно-серым существом длиной более 20 метров, способным совершать волнообразные движения под водой (1855 г., экипаж брига «Меркурий»). В 1828 году в России стало известно о регулярных атаках на овец монстра с «заячьей головой и подобием гривы» – известия дошли даже до императора Николая I. Организованная им экспедиция якобы обнаружила 12-килограммовое яйцо с зародышем рептилии, имевшим гребень на голове, и фрагмент скелета хвоста с чешуйчато-панцирной структурой. Пишут, что эти находки, как и многие другие материалы, были утеряны в ходе Крымской войны. Что, конечно, не повышает градус доверия к таким свидетельствам.
Но странные сообщения с берегов Крыма, как доказывают авторы ряда статей в мировой сети, продолжались и в XX веке.
Так, якобы во время Первой мировой войны капитан кайзеровской подлодки обер-лейтенант Гюнтер Прюфнер наблюдал огромное морское существо у берегов Крыма. По его словам, он подробно рассмотрел карадагское чудище в бинокль. Была мысль тут же расстрелять его из орудий, но «что-то остановило» капитана, и он, опасаясь столкновения с громадной рептилией, приказал срочно погружаться.
Еще одна немецкая субмарина «П-44», уже в годы Великой Отечественной войны, также сообщила о наблюдении крупного морского змея. Свидетельства очевидцев о Карадагском змее продолжают поступать и после войны. В 1952 году местная жительница описала встречу с существом около 8 метров длиной, имеющим чешую, роговые пластины и когти. Писатель Всеволод Иванов наблюдал в том же году 30-метровое животное, сравнимое с клубком водорослей, которое направилось к дельфинам, после чего скрылось.
Многочисленные случаи обнаружения дельфинов с огромными ранами, нанесенными неизвестным хищником с крупными закругленными зубами (диаметром около 40 мм), также указывают на наличие в Черном море крупного морского хищника. Находки 1990 и 1991 годов подтверждают укусы невероятной силы, проходящем через ребра до позвоночника.
Несмотря на отсутствие неопровержимых доказательств (четких фотографий и видеокадров, которые в наше время должны бы были появиться), совокупность косвенных фактов продолжает поддерживать интерес к легенде о Карадагском змее, оставляя вопрос о его существовании открытым. Гипотезы о происхождении и биологической природе морского существа разнообразны и экстравагантны. Некоторые ученые – не становясь полностью на позицию сторонников-свидетелей «карадагского змея», все же признают, что в теории (!) тепловые условия подводных пещер вулканического Кара-Дага делают их потенциально пригодными для проживания крупных доисторических рептилий.
Дискуссия о существовании крымского чудовища продолжается.
Российский писатель О. Стужев в недавно опубликованной остросюжетной фантастической повести «Карадагский змей» выдвинул свою версию происхождения черноморского чуда. Для объяснения феномена автор использовал достижения квантовой физики.
На недавней встрече в книжном клубе Books&Reviews писатель отметил, что: «…в этой небольшой повести мне удалось с помощью формул квантовой физики, дать научное объяснение такому уникальному явлению как временные флуктуации, приводящие к физическому подтверждению визуализации дифракционного распределения элементарных частиц, создающих что-то вроде вневременной физической проекции в виде огромного морского чудовища».
Такое научно-фантастическое допущение позволило включить в сюжет (внимание: спойлер!) временной тоннель, который, по мысли автора, соединяет далекое прошлое и современность. Эта гипотеза, по мысли автора, объясняет и другие загадочные явления в Черном море, такие как появление раненых дельфинов.
Не раскрывая сюжета произведения, отметим, что догадка писателя интересна и занимательна уже тем, что в тексте выстраивается физико-математический ряд с использованием теории квантового поля. Автор приводит веские научные доказательства в пользу существования Карадагского змея или, точнее, его вполне материального фантома в нашем мире. Благодаря гравитационной петле, уходящей к центру Земли, гости из прошлого навещают нас в настоящем. Но срок жизни их невелик – тела распадаются на элементарные частицы.
Поэтому охота за доисторическими пришельцами заранее обречена на провал. Их невозможно выследить, невозможно убить. Нельзя зафиксировать современными средствами фото-видеотехники. Отсюда – и различные, иногда противоречивые описания чудовищ. Просто наблюдатели видят разных животных.
А временной тоннель может быть использован в корыстных военных целях.
Именно вокруг этого явления и скрещиваются копья мировых спецслужб. Так выстраивается увлекательный и острый конфликт произведения: в России, в Крыму, активно и нагло действуют агенты зарубежных недружественных стран. Бдительность же наших военных – моряков с Тихоокеанского флота – не позволяет иностранным разведкам воспользоваться ситуацией.
Автор умело использует приемы постмодернизма и магического реализма, и другие выразительные средства для создания атмосферы таинственности и приключенческой интриги. Интересный художественный эффект создает применение физико-математических формулировок, которые дополняют типично постмодернистский пастиш: мир сложен, правда и вымысел в нем тесно переплетены.
Автор известных триллеров «Правила Мерджа» и «Золотые пилигримы» не случайно обратился к жанру фантастики. В беседе с читателями в книжном клубе Books&Reviews писатель отметил, что решил закончить с «романтизмом воровского мира, в котором, на самом деле, людям неприятно жить».
Его новое начинание – серия повестей об ученых-физиках, которые в своем идейно-художественном абрисе совпадают с лучшими образами отечественной фантастики. «Карадагский змей» – первый опыт на этом поприще, повесть «Космический вихрь» – вторая история про российского физика Царева и его товарищей. Оба текста не отступают от современных реалий, а фантастические элементы необходимы для раскрытия социальных, этических и нравственных проблем современного нам общества, для подробного исследования человеческой природы.
Как научно-фантастическая концепция, версия О. Стужева относительно вполне себе реальной природы Карадагского змея недалеко ушла от реальности. Мы знаем, что последние достижения физики элементарных частиц и квантовой механики допускают существование пока еще неизвестных нам явлений. В этом случае догадка автора распространяется и на другие необъяснимые природные феномены: от тайн Бермудского треугольника до появления НЛО.
Впрочем, такие литературные предсказания часто и предвосхищают научные открытия, они всегда были характерной чертой мировой фантастики. Читатель же, несомненно, по достоинству оценит новые форматы прозы О. Стужева, в которых автор, сохраняя присущие ему напряженность сюжета и масштабность героев, смело исследует грани реальности и вымысла, создавая увлекательное и захватывающее повествование.