Так получилось, что после выхода хоккеистов СССР на международные арены, за океаном стали считать именно наших спортсменов своими главными конкурентами. И об этом свидетельствуют высказывания ряда известнейших канадских игроков и тренеров.
Не секрет, что после сенсационного успеха советской сборной в 1954 году, все стали восхищаться Всеволодом Бобровым. За рубежом его по-праву считали звездой мирового уровня.
Вот что сказал о нашем нападающем капитан сборной Канады 1954 года Т.Кэмпбелл: "Лучшим игроком, бесспорно, во всём первенстве был русский нападающий Бобров. Это хоккеист экстра-класса".
Вратарь Сет Мартин имел богатый опыт встреч с советской командой. И среди всех её представителей он особенно выделял Анатолия Фирсова (что не удивительно). Канадец считал, что ни один хоккеист СССР по своему мастерству не может сравниться с Фирсовым.
По всей видимости, Анатолий Васильевич своими финтами и мощными бросками приводил этого голкипера в настоящий ступор. И не только его одного.
На тот момент техника армейского форварда была самой современной, а сам Фирсов шёл на шаг впереди по сравнению со своими коллегами по амплуа, принимавших участие в интернациональных турнирах.
Чуть отойдя от темы, приведу отрывок из книги выдающегося гоьковского вратаря Виктора Коноваленко: "Сколько потом мы встречались с Сетом, сосчитать не берусь. Много. И на чемпионатах мира, и на матчах в Канаде и США. Успели подружиться, даже переписывались. У Мартина я учился хладнокровию и выдержке. Кредо канадца: классный вратарь тот, кто не пропускает легких шайб. Все верно. И нашим нападающим не так-то просто было забить ему гол" (В.С. Коноваленко "Третий период")
Всем известен случай, когда Мартин, в знак уважения и признательности, подарил Виктору Сергеевичу маску: "Сет Мартин решил подарить мне вратарскую маску. В начале 60-х годов они были еще большой редкостью. Не только у нас в стране, но и в мире вообще".
Далее продолжим. Хоккейный специалист Фред Шеро, приведший в своё время "Филадельфию" к Кубку Стэнли, приезжал в Советский Союз учиться лично у Анатолия Тарасова. Этой истории у меня уже была посвящена отдельная публикация, поэтому заострять внимание на ней не будем.
Легенда "Монреаль Канадиенс" Жан Беливо с нескрываемым интересом относился к советскому хоккею. И даже переживал, что в силу возраста не смог принять участие в знаменитой Суперсерии-72.
Тем не менее, осенью 1972 года Беливо вместе с супругой отправился в Москву посмотреть на оставшиеся четыре матча СССР-Канада: "Иностранцев много что удивляло, когда они гуляли по Москве. Но в целом у меня остались приятные впечатления от вашей столицы и от хоккея, который показали сборные".
В недавней статье про Владислава Третьяка упоминалось и о том, как заокеанский вратарь Жак Плант по-доброму относился к своему молодому визави
Напомню, что ещё в 1971 году канадец подарил Третьяку книгу "Школа вратаря" с надписью: "Мне кажется, Вы с удовольствием прочтёте эту книгу, поскольку мы подружились во время Вашей последней поездки в Канаду. Вы - один из самых лучших молодых вратарей, которые когда-либо приезжали к нам".
А после выигранного первого матча Суперсерии советской командой, Плант заявил: "Владислав Третьяк - имя, которое напоминает о чуде".
Другого канадского стража ворот Кена Драйдена удивила манера игры хоккеистов СССР: "Больше всего в советской команде нас поразило их умение владеть шайбой. Я и представить себе не мог, что против сборной профессионалов они смогут выступить так же успешно..."
Он также отметил: "Мы часто бросались под броски, но русские хладнокровно объезжали наших распластавшихся на льду хоккеистов..."
Любопытный факт. На завершающем этапе своей карьеры Кен Драйден хотел приехать в нашу страну и выступить во всесоюзном первенстве: "...хочу хотя бы год сыграть в СССР. Все в Канаде поддержали меня. Моя семья была готова к переезду в Москву. Но, к сожалению, советская сторона не позволила осуществить свою мечту. Они не были уверены в том, что смогу сыграть сезон в чемпионате СССР до конца".
Как бы это выглядело, если канадцу всё же разрешили сыграть в советском чемпионате? Он мог защищать ворота, к примеру, "Спартака" или "Крыльев Советов". Проживал бы на базе клуба или в гостинице. А в свободное время общался бы с Владиславом Третьяком.
В свою очередь, зрители заполняли бы трибуны ледовых дворцов спорта под завязку, чтобы воо́чию увидеть такое "ди́во-ди́вное". Ничего себе - канадский вратарь в советском клубе.
Но вернемся к мнению североамериканцев о советском хоккее. Наставник канадских профи 1972 года Гарри Синден в своём "Хоккейном откровении" указал:"...эти парни, которые одеты одинаково, катаются одинаково, одинаково делают броски, были везде. На протяжении всего матча они даже не меняли выражения своих лиц. Я никогда раньше не встречался ни с чем подобным в своей жизни!".
Кроме того, Синдену принадлежит следующее высказывание: "...перед русскими хоккеистами я должен снять шляпу. Я спрашиваю себя: "Как русские могли проиграть, когда они катаются не хуже нас, так же принимают и передают шайбу, а как единая команда играют даже лучше нас и подготовлены лучше?"
А теперь обратимся к великолепному Горди Хоу. С улыбкой на лице он вспомнил веселый казус на Суперсерии -1974: "...был забавный случай с КГБ, который показал что у всех нас есть чувство юмора. Один из КГБ-шников, приставленный к команде, был очарован моей женой Коллин. Он угостил ее конфетами, когда мы уезжали, и он в шутку сказал мне: "Вы едете домой, но она остается".
"Мистер Хоккей", как называли Горди у себя на родине, слыл ещё тем весельчаком. Хоу - это не только выдающийся спортсмен 20 века, но и простой, позитивный и неунывающий человек.
И в конце приведу фразу повидавшего многое на своем спортивном веку Уэйна Гретцки: "Они (советские хоккеисты) были самые сильные, самые лучшие, против кого я играл. Я не видел никого лучше них за всю свою карьеру".
Пишите комментарии, ставьте "класс" и подписывайтесь на мой канал. Всем большое спасибо за внимание.