В красном сундучке в сказке лежит перстень Царь-Девицы.
У Пушкин в "Дубровском" есть красная шкатулочка, - что так же - сундучок, - у помещика Спицына. Спицын в шкатулочке хранил деньги, пока не перепрятал, - на своё несчастье, - в кожаную суму. Как вы помните, Дубровский в виде француза Дефоржа ночью срезал эту суму с шеи Спицына. А красная шкатулочка была - пуста.
Спицын, на мой взгляд, соотносится с Карасём в сказке "Конёк-Горбунок", потому что прообраз Спицына - так же - Фаддей Булгарин. Ведь одного из предков Антона Пафнутьевича звали - "Фадеем". Кроме того, фамилия персонажа, полагаю, образована не от "спицы", - как кажется на первый взгляд, - а - от шпика, - шпиона. При этом инициалы его имени, отчества и фамилии совпадают с пушкинскими. Почему? Вероятно, он хочет им быть, - встать на его место (не Спицын - персонаж, а Спицын-прообраз, - то есть, - Булгарин).
Но красная шкатулочка Спицына - пуста.
А в красном сундучке лежит перстень Царь-Девицы. Но весит этот сундучок - пудов сто! 100 пудов — это 1638 килограммов. (Один пуд равен 16,38 кг).
Вес совершенно неподъёмный, - больше полутора тонн!
Никакие селёдки и не могут взять такой вес.
Кстати, почему они кричат "у -у -у" да "о -о -о"?
Думаю, что это - гласные буквы фамилии "Бурбон", - династии французских королей. За одного из них (Людовика XV) Пётр Великий мечтал выдать свою дочь Елизавету. Однако, этому браку сбыться не было суждено: Бурбоны сказали "фи" бастардке, да ещё и худородной (со стороны мамы). Не наши они, сельди со всех морей! Не им поднимать царевнины сундучки!
То ли дело - благородные русские осетры, - так похожие на исконное русское боярство.
Осетров должно быть десять, - но рисуют всё по два. Десять, как и конюхов седых, всех в нашивках золотых. Тех, что не удержали Ивановых коней в первой части сказки.
Правда, десяток их (осетров) - только в первых изданиях ("Вот десяток подплывает"). В последующих изданиях число их не указано и действительно можно подумать, что их - всего два.
Десять - это символическое число. Десять лет страдал Чудо-юдо-рыба -кит. За десять шапок серебра Иванушка продал своих коней. Десять лет длилась осада Трои. Десять было Заповедей, что Бог дал Моисею...
Кстати, именно с Ковчегом Завета соотносится более всего наш загадочный сундучок.
Почему? Потому что он (ковчег) имел свойство менять вес, как и красный сундучок. Сундук не могут поднять сельди со всех морей, но поднимают десять осетров, его не может поднять Иван, но легко закидывает себе на спину крошечный Конёк-Горбунок.
Вес Ковчега Завета составлял около трёх тонн. (В два почти раза больше нашего сундука!). При этом, его, по преданию, несли всего четыре человека!
Дело, видимо, в том, что
"Ковчег, несмотря на свою тяжесть, мог менять свой вес, так если человек с плохими помыслами пытался взять ковчег, тот становился неимоверно тяжёлым, если же человек брал ковчег с чистыми помыслами и пытался перенести, то тяжести он не чувствовал". / Интернет.
Ну, чудо оно чудо и есть! А у нас - сказка, где всякие чудеса случаются. Но я с самого начала заявила, что считаю эту сказку Пушкинской и буду искать в ней заложенный Пушкиным смысл.
Меня настораживают в Пушкинском "Памятнике" слова "Душа в заветной лире". Почему "заветной", - какой Завет и с кем заключил поэт?
Вот - ответ на этот вопрос даёт, например, Волненко Григорий Анатольевич. учитель русского языка и литературы. ГБОУ Гимназия №227 г. Санкт-Петербурга:
"Слово «з а в е т» («союз», «договор») - несомненно - имеет здесь библейское осмысление: это завет с Единым Богом, - ведь в последней строфе стихотворения поэт обращается к музе с прямым призывом:
«Веленью Божию, о муза, будь послушна…».
Так же и Моисей договаривался с Богом, и результатом этого договора были две скрижали с десятью с заповедями Божьими, которые хранились в Ковчеге Завета.
А в стихотворении "Монастырь на Казбеке" Пушкин сам желает спрятаться, - в ковчеге:
Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.
Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство бога скрыться мне!..
Ведь если монастырь напоминает ковчег, то, скрывшись в его келье, Пушкин сам становится содержимым этого ковчега! И думал он об этом ещё в 1829 году, когда написано стихотворение "Монастырь на Казбеке".
Получается, что в красном сундучке на дне омута находится если не сам поэт, то - его творения? Что это как бы тот же Памятник, - только обращённый вниз, в омут, - в страшную глубину, - обратную страшной высоте. Что же это такое в нём хранится? Может быть, не изданные произведения поэта, или изданные под другими именами, - как тот же "Конёк-Горбунок"? Те произведения, которые позволят ему обручиться - с Душой России?
Интересно, что сундучок поднимают из омута и выбрасывают на морской берег, - то есть, - как бы достают из небытия. (Так и будет потом, сразу после смерти Пушкина, с его неизданными произведениями, которые разбирал В.А. Жуковский). Его доставляют царю, - что так же было: царь был оповещён о всех обнаруженных неизданных произведениях поэта.
Но - его - этот добытый со дна омута сундучок, - в сказке так и не открывают!
Сюжет с сундуком и кольцом вообще какой-то лишний, не нужный. Царь-Девица могла сразу поставить условием для царя омоложение и сразу предложить ему искупаться в котлах. Но тогда не было бы путешествия Ивана с Коньком к Месяцу Месяцовичу, не было бы сюжета с Китом и освобождением 30 кораблей, - ну, и доставания сундучка бы не было.
Выходит, всё же нужно было послать Иванушку за кольцом.
О сундучке - шкатулке, - брошенной в море, - у Пушкина говорит жид Соломон в "Скупом рыцаре":
Жид
Ваше слово,
Пока вы живы, много, много значит.
Все сундуки фламандских богачей
Как талисман оно вам отопрет.
Но если вы его передадите
Мне, бедному еврею, а меж тем
Умрете (боже сохрани), тогда
В моих руках оно подобно будет
Ключу от брошенной шкатулки в море.
С этим высказыванием Соломона перекликается последняя реплика умирающего Барона
Где ключи?
Ключи, ключи мои!...
Ключи от сундуков, ключ - от шкатулки... Сундучок - это шкатулка.
Не думал ли Пушкин в самом деле о том, что останется после его смерти, - те произведения, которые он не мог или не хотел издать? Найдут ли читающие и печатающие к ним ключи - без него?..
Продолжение: