Найти в Дзене

46. Загадка красного сундучка

В красном сундучке в сказке лежит перстень Царь-Девицы.

У Пушкин в "Дубровском" есть красная шкатулочка, - что так же - сундучок, - у помещика Спицына. Спицын в шкатулочке хранил деньги, пока не перепрятал, - на своё несчастье, - в кожаную суму. Как вы помните, Дубровский в виде француза Дефоржа ночью срезал эту суму с шеи Спицына. А красная шкатулочка была - пуста.

Спицын, на мой взгляд, соотносится с Карасём в сказке "Конёк-Горбунок", потому что прообраз Спицына - так же - Фаддей Булгарин. Ведь одного из предков Антона Пафнутьевича звали - "Фадеем". Кроме того, фамилия персонажа, полагаю, образована не от "спицы", - как кажется на первый взгляд, - а - от шпика, - шпиона. При этом инициалы его имени, отчества и фамилии совпадают с пушкинскими. Почему? Вероятно, он хочет им быть, - встать на его место (не Спицын - персонаж, а Спицын-прообраз, - то есть, - Булгарин).

Но красная шкатулочка Спицына - пуста.

А в красном сундучке лежит перстень Царь-Девицы. Но весит этот сундучок - пудов сто! 100 пудов — это 1638 килограммов. (Один пуд равен 16,38 кг).

Вес совершенно неподъёмный, - больше полутора тонн!

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Никакие селёдки и не могут взять такой вес.

Кстати, почему они кричат "у -у -у" да "о -о -о"?

Иллюстрация В.А. Милашевского. Из открытых источников.
Иллюстрация В.А. Милашевского. Из открытых источников.

Думаю, что это - гласные буквы фамилии "Бурбон", - династии французских королей. За одного из них (Людовика XV) Пётр Великий мечтал выдать свою дочь Елизавету. Однако, этому браку сбыться не было суждено: Бурбоны сказали "фи" бастардке, да ещё и худородной (со стороны мамы). Не наши они, сельди со всех морей! Не им поднимать царевнины сундучки!

То ли дело - благородные русские осетры, - так похожие на исконное русское боярство.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Художник А. Кокорин.
Художник А. Кокорин.
Рис. Д. Дмитриева
Рис. Д. Дмитриева

Осетров должно быть десять, - но рисуют всё по два. Десять, как и конюхов седых, всех в нашивках золотых. Тех, что не удержали Ивановых коней в первой части сказки.

Диафильм "Конёк-Горбунок".
Диафильм "Конёк-Горбунок".

Правда, десяток их (осетров) - только в первых изданиях ("Вот десяток подплывает"). В последующих изданиях число их не указано и действительно можно подумать, что их - всего два.

Десять - это символическое число. Десять лет страдал Чудо-юдо-рыба -кит. За десять шапок серебра Иванушка продал своих коней. Десять лет длилась осада Трои. Десять было Заповедей, что Бог дал Моисею...

Кстати, именно с Ковчегом Завета соотносится более всего наш загадочный сундучок.

Реконструкция Ковчега Завета. Из открытых источников.
Реконструкция Ковчега Завета. Из открытых источников.

Почему? Потому что он (ковчег) имел свойство менять вес, как и красный сундучок. Сундук не могут поднять сельди со всех морей, но поднимают десять осетров, его не может поднять Иван, но легко закидывает себе на спину крошечный Конёк-Горбунок.

Вес Ковчега Завета составлял около трёх тонн. (В два почти раза больше нашего сундука!). При этом, его, по преданию, несли всего четыре человека!

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Дело, видимо, в том, что

"Ковчег, несмотря на свою тяжесть, мог менять свой вес, так если человек с плохими помыслами пытался взять ковчег, тот становился неимоверно тяжёлым, если же человек брал ковчег с чистыми помыслами и пытался перенести, то тяжести он не чувствовал". / Интернет.

Ну, чудо оно чудо и есть! А у нас - сказка, где всякие чудеса случаются. Но я с самого начала заявила, что считаю эту сказку Пушкинской и буду искать в ней заложенный Пушкиным смысл.

Меня настораживают в Пушкинском "Памятнике" слова "Душа в заветной лире". Почему "заветной", - какой Завет и с кем заключил поэт?

Вот - ответ на этот вопрос даёт, например, Волненко Григорий Анатольевич. учитель русского языка и литературы. ГБОУ Гимназия №227 г. Санкт-Петербурга:

"Слово «з а в е т» («союз», «договор») - несомненно - имеет здесь библейское осмысление: это завет с Единым Богом, - ведь в последней строфе стихотворения поэт обращается к музе с прямым призывом:

«Веленью Божию, о муза, будь послушна…».

Так же и Моисей договаривался с Богом, и результатом этого договора были две скрижали с десятью с заповедями Божьими, которые хранились в Ковчеге Завета.

А в стихотворении "Монастырь на Казбеке" Пушкин сам желает спрятаться, - в ковчеге:

Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.

Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство бога скрыться мне!..

Ведь если монастырь напоминает ковчег, то, скрывшись в его келье, Пушкин сам становится содержимым этого ковчега! И думал он об этом ещё в 1829 году, когда написано стихотворение "Монастырь на Казбеке".

Получается, что в красном сундучке на дне омута находится если не сам поэт, то - его творения? Что это как бы тот же Памятник, - только обращённый вниз, в омут, - в страшную глубину, - обратную страшной высоте. Что же это такое в нём хранится? Может быть, не изданные произведения поэта, или изданные под другими именами, - как тот же "Конёк-Горбунок"? Те произведения, которые позволят ему обручиться - с Душой России?

Интересно, что сундучок поднимают из омута и выбрасывают на морской берег, - то есть, - как бы достают из небытия. (Так и будет потом, сразу после смерти Пушкина, с его неизданными произведениями, которые разбирал В.А. Жуковский). Его доставляют царю, - что так же было: царь был оповещён о всех обнаруженных неизданных произведениях поэта.

Но - его - этот добытый со дна омута сундучок, - в сказке так и не открывают!

Сюжет с сундуком и кольцом вообще какой-то лишний, не нужный. Царь-Девица могла сразу поставить условием для царя омоложение и сразу предложить ему искупаться в котлах. Но тогда не было бы путешествия Ивана с Коньком к Месяцу Месяцовичу, не было бы сюжета с Китом и освобождением 30 кораблей, - ну, и доставания сундучка бы не было.

Выходит, всё же нужно было послать Иванушку за кольцом.

О сундучке - шкатулке, - брошенной в море, - у Пушкина говорит жид Соломон в "Скупом рыцаре":

Жид

Ваше слово,

Пока вы живы, много, много значит.

Все сундуки фламандских богачей

Как талисман оно вам отопрет.

Но если вы его передадите

Мне, бедному еврею, а меж тем

Умрете (боже сохрани), тогда

В моих руках оно подобно будет

Ключу от брошенной шкатулки в море.

С этим высказыванием Соломона перекликается последняя реплика умирающего Барона

Где ключи?

Ключи, ключи мои!...

Ключи от сундуков, ключ - от шкатулки... Сундучок - это шкатулка.

Не думал ли Пушкин в самом деле о том, что останется после его смерти, - те произведения, которые он не мог или не хотел издать? Найдут ли читающие и печатающие к ним ключи - без него?..

Продолжение:

Сказки
3041 интересуется