Сегодня отправимся в Москву времен Российской Империи и посмотрим на жизнь, которая тут кипела более 100 лет тому назад. Все фотографии были раскрашены и отреставрированы.
Триумфальные ворота, 1909 год.
Первые Триумфальные ворота в Москве построили весной 1814 года для встречи из Парижа русского войска во главе с Александром I. Арку изготовили из дерева и поставили у Тверской заставы.
Осенью 1834 года в память об избавлении русского народа от французского нашествия на месте деревянной воздвигли торжественную каменную арку. Она простояла у Тверской заставы 102 года
Степан Лианозян читает в саду, 1914 год.
Степан Георгиевич Лиано́сян — видный армянский предприниматель и политик, основатель крупнейшего в Российской империи Главного нефтяного союза , крупнейший нефтяной магнат Российской империи начала XX века, премьер-министр правительства генерала Юденича . Лианосяна также называли «русским Рокфеллером».
Извозчик на Карунинской (Биржевой) площади, 1909 год.
Гимназисты "валяют дурака" на фоне дома архитектора Величко в Большого Спасского переулка, 1912 год. (постановочная фотография)
Удалось найти информацию, как сложилась судьба ребят:
Парень с бревном — это Павел Кириллович Величко, станет отцом трех детей и ветераном Великой Отечественной. В 1963 году утонет в Оке.
“Жертва”, лежащая на снегу — Иоанн-Антон Станиславович Величко. В 1919 году эмигрирует в Польшу. Будет служить в пограничной страже. В 1939 году попадет с сослуживцами в плен к Красной армии. В 1941 году под Калининым (Тверью) будет расстрелян. Похоронен на кладбище села Медное под Торжком.
Мальчик с метлой в руках — это Георгий Ксавельевич Величко, чей отец занимал должность начальника тюремного департамента МВД. Несмотря на высокое социальное происхождение, Георгий выбрал себе совсем другой путь: он связал свою жизнь с железнодорожным делом. Все последующие годы он прожил в Иркутске. Георгий скончался в 1986 году , оставив после себя большую семью — 5 детей и 17 внуков, которые продолжили его дело и сохранили память о нем.
Мальчик, который поднял над головой снежную глыбу — Самуил Ксавельевич Величко, брат того, что с метлой. Уедет в 1921 году в Индию, потом в Италию. Станет грузчиком, газетчиком, потом женится, станет совладельцем кафе. В 1990 году установит отношения с оставшимися в СССР родственниками через Красный крест.
Парень, который смотрит в камеру это сын архитектора (всё это происходит возле его дома) Закончит Саратовский университет, станет химиком. Погибнет на войне в 1944 году. Обзавестись семьёй не успеет.
Почему у всех одинаковая фамилия не совсем понятно.
Воробьевы горы. Перевоз и катанья на лодках, 1900-1917 год.
Конюшни, 1909 год.
Вот как этот снимок описывает его владелец и оригинальное название снимка:
"Фрэнк Кейтон и его собаки возле нашей московской конюшни". Мюррей Хоу, 1909 год.
Фрэнк Кейтон был известным американским тренером лошадей и водителем, жившим в Москве. Он и его сын Уилл тренировали российских владельцев лошадей и водили их верхом. Он упоминается в книге 1912 года (которая есть у меня), озаглавленной "Трот-трот-трот до Москвы". В книге рассказывается о показе американских скаковых лошадей в России, похожей на поездку моего прадеда в 1909 году. В 1909 году самой известной американской лошадью в этом путешествии был Лу Диллон, а самой известной русской лошадью был Крепеш. Крепеш был убит во время революции. Мой прадед написал об этом в одной из своих книг. Мой прадед хотел вернуться в Москву во время поездки в 1912 году, но не смог из-за своей работы в Union Carbide.
Воробьевский резервуар, 1915-1916 год.
Рынок на Старой Триумфальной площади, 1909 год.
Петербургское шоссе, 1906-1911 год.
Подавляющее большинство автомобилей той эпохи имели руль справа, поскольку шофер не только водитель транспортного средства, но и слуга, который помогает хозяину садиться и выходить. А уж потом, когда автомобильное движение стало заметно интенсивнее, руль "переехал" налево, чтоб удобнее было обгонять (за исключением Великобритании, Австралии, Японии, где движение левостороннее) Интересно, что в Италии до 2 Мировой войны авто тоже были праворульными.
Автомобиль французской марки Brasier. Brasier — французский производитель автомобилей, базирующийся в пригороде Парижа и работавший с 1905 по 1930 год. Фирма начала свою деятельность в 1902 году под названием Richard-Brasier , а в 1926 году стала называться Chaigneau-Brasier.
Московский трамвай, 1903-1908 год.
В отличии от современного подвижного состава г. Москвы, у этого весьма почтенного трамвая тележка защищена от попадания посторонних предметов и пассажиров.
Первая трамвайная линия в Москве была торжественно открыта 6 апреля 1899 года. Она соединила Бутырскую заставу и Петровский парк.
Большой Толстовский переулок, 1910 год.
Первый выход в свет. Весна 1910 года. Е.Л. Домогацкая, няня Улита Петровна Бочкова и Володя Домогацкий.
Дом на Воробьевых Горах, 1903 год.
Народная столовая Рябушинского, 1900-1913 год.
"Благотворительность Рябушинских не ограничивалась только наукой и искусством. Еще в 1891 году в Голутвинском переулке открыли народную столовую, где за счет Рябушинских кормили ежедневно около 300 человек, потом устроили богадельню. Другая столовая находилась в Спасо-Глинищевском переулке."
Магазин Петрова, 1908 год.
Улица Маросейка магазин болгарина Петрова. В 1908 году, летней ночью здесь было убито 5 человек (хозяева и прислуга) с целью ограбления. Фотография из уголовного дела. Витрина магазина закрыта, а слева стоит полицейский и г-н в штатском.
Вид на деревню Марьино от тупиковой ветки Курской дороги, 1899-1905 год.
Территория современного района Марьино была включена в состав Москвы в 1960 году.
Поиски утопленника на Яузе, 1898-1899 год.
На заднем плане церковь Грузинской Богоматери на Воронцовом поле. Таганский район.
Часовня Животворящего Креста ("У Креста") на 1-ой Мещанской улице, 1914 год.
Всероссийская промышленно-художественная выставка на Ходынском поле, 1882 год. Автор: Шерер и Набгольц
Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 года в Москве стала знаковым событием в истории Российской империи, отражающим достижения страны в области промышленности, науки, искусства и культуры. Это масштабное мероприятие было организовано с целью демонстрации успехов России перед мировым сообществом и укрепления её позиций как одной из ведущих экономических держав.
Прокладка водопроводного сифона около Краснохолмского моста, 1897-1898 год.
За линией Краснохолмской набережной видна застройка близ улиц Большие и Малые Каменщики. Слева виден трёх шатровый храм Воскресения в Гончарах (стоял в современном Гончарном проезде), правее силуэт храма Николая Чудотворца у Таганных ворот. Левее крупного дома (у шеста) заметен купол на корпусе Таганской тюрьмы.
Воздвиженка, 1910-1917 год.
Предыдущий материал:
Понравилась статья, подпишитесь, это сильно помогает развитию канала!
Мой канал есть в Одноклассниках и ВК. Если вам нравится тематика моего канала, то буду рад видеть вас в телеграмм канале, где публикуется множество раскрашенных исторических снимков со всего мира. Часть больших материалов не могу опубликовать в Дзене, так как много ограничений и цензуры. Спасибо!