Найти в Дзене
Школа «Летово»

«Мы проверяем, насколько хорошо у вас развита экономическая интуиция» | Как сдавать экзамен по экономике в «Летово»

Продолжаем цикл публикаций с советами по подготовке к вступительным испытаниям. Сегодня поговорим об экзамене по экономике с Анной Валентиновной Золкиной, учителем экономики школы «Летово». Вступительных экзаменов по экономике в «Летово» два: один — для поступающих на математико-экономический профиль и другой — для поступающих на социально-экономический. И, хотя эти экзамены в целом схожи по охватываемым темам, они отличаются сложностью задач. Важно отметить, что экзамен по экономике у нас доступен только поступающим в девятый класс. Если выбирают соответствующие профили те ребята, которые поступают в восьмой класс, мы не требуем от них никаких знаний по экономике. Поступающим на математико-экономический профиль в этом случае нужна сильная математика, поступающим на социально-экономический — социальные и гуманитарные дисциплины: обществознание, география. На сайте школы в рекомендациях для подготовки вы найдете и темы, которые нужно знать, и учебники и задачники, по которым мы рекоменд

Продолжаем цикл публикаций с советами по подготовке к вступительным испытаниям. Сегодня поговорим об экзамене по экономике с Анной Валентиновной Золкиной, учителем экономики школы «Летово».

Фото из школьного архива: Анна Валентиновна проводит занятие для педагогов
Фото из школьного архива: Анна Валентиновна проводит занятие для педагогов

Вступительных экзаменов по экономике в «Летово» два: один — для поступающих на математико-экономический профиль и другой — для поступающих на социально-экономический. И, хотя эти экзамены в целом схожи по охватываемым темам, они отличаются сложностью задач. Важно отметить, что экзамен по экономике у нас доступен только поступающим в девятый класс. Если выбирают соответствующие профили те ребята, которые поступают в восьмой класс, мы не требуем от них никаких знаний по экономике. Поступающим на математико-экономический профиль в этом случае нужна сильная математика, поступающим на социально-экономический — социальные и гуманитарные дисциплины: обществознание, география.

На сайте школы в рекомендациях для подготовки вы найдете и темы, которые нужно знать, и учебники и задачники, по которым мы рекомендуем готовиться. Отличный учебник, который подойдет поступающим в девятый класс — это учебник М.В. Бойко «Азы экономики». Также мы ожидаем, что у вас есть опыт решения задач и тестов из книги «Задания по экономике: от простых до олимпиадных» Д.В. Акимова.

В рамках изучения обществознания восьмиклассники в своих школах должны проходить модуль по экономике, и, составляя экзаменационные задания, мы опираемся именно на те знания по микроэкономике, которые абитуриенты уже должны были получить. Если говорить о конкретных темах — это полезность, рациональность, кривая производственных возможностей, альтернативные издержки, спрос и предложение, их равновесие, теория фирмы. Поступающие на математико-экономический профиль должны также изучить понятие эластичности и знать про субсидии и налоги с точки зрения возможного расчета; те же, кто поступает на социально-экономический профиль, должны просто различать эти два понятия. Мы очень рассчитываем на то, что ребята, готовящиеся к экзаменам, проявят самостоятельность, покажут свои организационные способности и действительно подготовятся по тем учебникам, книгам и главам, которые мы рекомендуем.

Экзамен для поступающих на социально-экономический профиль состоит из трёх частей. Первая часть — тестовая с единичным выбором: нужно выбрать единственный правильный ответ из предложенных. Вторая часть — тестовая с множественным выбором. И третья часть — это задачи. Все задачи для социально-экономического профиля — математически несложные, однако и там предполагаются расчеты, поэтому мы всегда разрешаем абитуриентам пользоваться калькулятором, на котором можно считать корни.

В экзамене для поступающих на математико-экономический профиль в этом году будет только тестовый формат: вопросы как с единичным правильным выбором, так и с множественным. Однако в тестах будут даны, в числе прочего, и задачи. При этом проверять ход решения мы не будем, важен только ответ.

Мы замечаем, что поступающим на математико-экономический профиль зачастую плохо дается тема эластичности. Возможно, это связано с тем, что ее нет в базовом курсе обществознания, поэтому постарайтесь изучить тему самостоятельно. Также поступающие на оба профиля достаточно часто делают ошибки в графиках с издержками. Поэтому советую потренировать память, визуальное восприятие того, как выглядят графики, чтобы, глядя на картинку, вы могли понять, какой график представлен, понять поведение графиков. При этом мы не ждем, что абитуриенты смогут нарисовать такие графики в точности — на экзамене мы это не проверяем. Поступающие на социально-экономический профиль не всегда хорошо знают формулы простых и сложных процентов — хотя это материал из курса математики седьмого класса. Пожалуйста, как следует изучите данные формулы.

Если вы будете приглашены на собеседование — не бойтесь: вам не придется решать никакие расчетные задачи. Цель собеседования — выявить у абитуриента экономический тип мышления. Мы поговорим о том, какая из тем экономики вам особенно интересна, что вы читаете. Довольно часто мы слышим типичный ответ на этот вопрос — «Азы экономики» Бойко. Это прекрасная книга, однако, если вы интересуетесь предметной областью, вам нужно читать дополнительную литературу и, конечно, экономические новости. Важно быть в курсе текущей новостной повестки — как минимум, российской. Также на собеседовании мы можем предложить какой-то кейс и в режиме ограниченного времени попросить подумать над его возможным решением. У кейса нет однозначно правильного ответа — нам важно увидеть, как вы, рассуждая вслух, выстраиваете схему решения. Здесь мы проверяем, насколько хорошо у вас развиты критическое мышление, логика, экономическая интуиция.

Если вы волнуетесь перед экзаменом и не уверены в своих силах — поверьте, у вас есть время, чтобы подтянуть знания. В целом, если прочитать сначала теоретические блоки, а потом прорешать соответствующие тестовые задания и задачи в уже упомянутом учебнике Акимова, у вас уже будет очень хороший «мышечный корсет» для сдачи экзамена. Также советую обратить внимание на «Сборник заданий по экономике» А.А. Мицкевича. Если же говорить об общей эрудиции — читайте экономические новости, например, на портале РБК. Слушайте экономические подкасты — очень хорош подкаст «Экономика на слух» от Российской экономической школы. Много хороших курсов есть у проекта Arzamas. Конечно же, будут полезны записанные нашими преподавателями курсы на платформе «Летово.Онлайн». Здорово, если вы читали книгу «Взламывая экономику» Теджвана Петтинджера, которая может познакомить со всеми экономическими концептами, или книги Ха-Джун Чанга «Как устроена экономика» и «Съедобная экономика», или «Экономический образ мышления» Пола Хейне.

Но самое главное — приходите на экзамен и собеседование выспавшимися, отдохнувшими, в хорошем настроении, с позитивным настроем! Это очень важное условие для прохождения всех испытаний.

Напоминаем, вот здесь можно найти информацию об экзаменах по:
-
математике
-
русскому языку
-
английскому языку
-
литературе
-
обществознанию
-
биологии
-
физике
-
географии
-
истории