Найти в Дзене
Фактология

Мост между мирами: Возможно ли соединить Европу и Африку?

На нашей планете семь континентов, но три из них – Европа, Азия и Африка – представляют собой единый массив суши, известный как Афроевразия. Вместе они занимают 57% всей суши Земли и являются домом для 86% населения. Однако, несмотря на территориальную связь, между Европой и Африкой существует физический разрыв – Средиземное море. Сегодня эти два континента соединяют лишь паромы, но время от времени появляются идеи грандиозного проекта: моста или тоннеля между Европой и Африкой. Но насколько это реально? Самая очевидная точка для соединения материков – Гибралтарский пролив. Здесь между Испанией и Марокко всего 14 километров воды. Казалось бы, ничто не мешает строительству моста или тоннеля. Однако есть нюансы: Альтернативный вариант – немного западнее, где расстояние между берегами больше (23 км), но глубина значительно меньше (300 м). Для сравнения: в Норвегии уже строится тоннель длиной 27 км и глубиной 392 м, что показывает, что такие проекты технически возможны. Однако Гибралтар –
Оглавление

На нашей планете семь континентов, но три из них – Европа, Азия и Африка – представляют собой единый массив суши, известный как Афроевразия. Вместе они занимают 57% всей суши Земли и являются домом для 86% населения. Однако, несмотря на территориальную связь, между Европой и Африкой существует физический разрыв – Средиземное море.

Сегодня эти два континента соединяют лишь паромы, но время от времени появляются идеи грандиозного проекта: моста или тоннеля между Европой и Африкой. Но насколько это реально?

Гибралтарский тоннель: мечта или реальность?

Самая очевидная точка для соединения материков – Гибралтарский пролив. Здесь между Испанией и Марокко всего 14 километров воды. Казалось бы, ничто не мешает строительству моста или тоннеля. Однако есть нюансы:

  • Глубина. В этом месте дно уходит на 900 метров, что делает строительство чрезвычайно сложным.
  • Тектонические разломы. Гибралтар – сейсмоопасная зона, подверженная мощным землетрясениям.
  • Стоимость. Даже относительно «простые» тоннели, вроде Евротоннеля между Англией и Францией, стоили десятки миллиардов евро.

Альтернативный вариант – немного западнее, где расстояние между берегами больше (23 км), но глубина значительно меньше (300 м). Для сравнения: в Норвегии уже строится тоннель длиной 27 км и глубиной 392 м, что показывает, что такие проекты технически возможны. Однако Гибралтар – это не Норвегия, а природные условия здесь куда сложнее.

Проект "Сицилия – Тунис": мост через море

Другой вариант – соединить Сицилию и Тунис. Здесь расстояние уже 145 км, что делает мост практически невозможным. Но была предложена по-настоящему футуристическая идея: четыре искусственных острова, соединенные тоннелями. Если бы этот проект реализовали, можно было бы добраться на поезде из Италии в Тунис всего за три часа.

-2

Но есть проблемы:

  • Сицилия сама по себе не соединена с материком, поэтому пришлось бы строить ещё и мост через Мессинский пролив.
  • Этот мост пытаются построить с 1990-х годов, но из-за финансовых трудностей его так и не реализовали.

Всё это делает проект объединения Европы и Африки почти утопическим.

Почему гигантские мосты и тоннели – не всегда хорошая идея?

Главная проблема всех этих мегапроектов – альтернатива уже существует. Паромное сообщение между континентами работает стабильно и недорого:

  • Паром из Испании в Марокко стоит около 35 евро и занимает 1 час.
  • Из Сицилии в Тунис можно добраться за 9 часов за 40–60 евро.

Тоннель или мост могли бы быть быстрее, но за их строительство пришлось бы заплатить десятки миллиардов евро. Окупятся ли они? Большой вопрос.

Итог

Создание моста или тоннеля между Европой и Африкой звучит как великая инженерная амбиция, но реальность такова: пока паромы остаются дешевле и проще, мосты строить никто не будет. Однако, если технологии продолжат развиваться, возможно, когда-нибудь мы увидим, как Европа и Африка действительно соединятся.