Найти в Дзене
Меч Предназначения

Летопись кинематографа №3 (1915-1924). Немецкий экспрессионизм, первые настоящие "ужасы" на экране и зарождение советского кино

После поражения в Первой мировой войне немцы долгое время пребывали в шоковом состоянии, что нашло отражение в их кинематографе. Разочарование, тревога, возмущение и другие малоприятные эмоции способствовали зарождению немецкого экспрессионизма - нового направления в киноискусстве, первопроходцами которого стали режиссёры Роберт Вине и Фридрих Вильгельм Мурнау. Первый снял в 1920 году психоделический "Кабинет доктора Калигари", где широко применил операторский приём "голландский угол", а второй известен как создатель одного из самых страшных фильмов ужасов в истории - "Носферату". Кроме того, именно в это десятилетие советским режиссёром Дзигой Вертовым были заложены основы кинодокументалистики, а также на экраны вышли первые художественные фильмы, снятые в молодой Стране Советов. 1915 год - основание нового крупного кинематографического предприятия — Торгового дома «Русь» в Москве. 1 июня 1917 — демонстрация первого советского документального фильма «Долой 10 министров-капиталистов»
Оглавление

После поражения в Первой мировой войне немцы долгое время пребывали в шоковом состоянии, что нашло отражение в их кинематографе. Разочарование, тревога, возмущение и другие малоприятные эмоции способствовали зарождению немецкого экспрессионизма - нового направления в киноискусстве, первопроходцами которого стали режиссёры Роберт Вине и Фридрих Вильгельм Мурнау. Первый снял в 1920 году психоделический "Кабинет доктора Калигари", где широко применил операторский приём "голландский угол", а второй известен как создатель одного из самых страшных фильмов ужасов в истории - "Носферату".

Кроме того, именно в это десятилетие советским режиссёром Дзигой Вертовым были заложены основы кинодокументалистики, а также на экраны вышли первые художественные фильмы, снятые в молодой Стране Советов.

Граф Орлок из фильма "Носферату"
Граф Орлок из фильма "Носферату"

Важные события периода

1915 год - основание нового крупного кинематографического предприятия — Торгового дома «Русь» в Москве.

1 июня 1917 — демонстрация первого советского документального фильма «Долой 10 министров-капиталистов».

7 ноября 1918 — демонстрация первого советского игрового фильма «Уплотнение».

1920 год - зарождение немецкого экспрессионизма в кинематографе.

Главные действующие лица

Мюзидора - актриса, впервые выступившая в образе "роковой женщины".

Фридрих Вильгельм Мурнау - немецкий кинорежиссёр эпохи немого кино, один из крупнейших мастеров киноэкспрессионизма

Бастер Китон - американский комедийный актёр, режиссёр, кинопродюсер, сценарист и каскадёр. Один из величайших комиков немого кино.

Джон Лесли Куган - первый в истории ребёнок-кинозвезда. С ранних лет выходил на сцену вместе с отцом и снимался в немых фильмах. Популярность пришла к нему после роли маленького мальчика в знаменитом фильме «Малыш» (1921) Чарли Чаплина, после чего интерес к нему как к актёру возрастал с каждым годом.

Мэри Пикфорд - американская актриса канадского происхождения, со-основательница кинокомпании «United Artists». Легенда немого кино. Обладательница премии «Оскар» (1930). Прославилась ролями девочек-сорванцов и бедных сироток и лишь в последние несколько лет карьеры перешла на «взрослые» роли.

Дзига Вертов - советский кинорежиссёр и сценарист, один из основателей и теоретиков документального кино. Обогатил кинематограф множеством приёмов и техник, включая методики «скрытая камера» и "киноглаз". Его фильм «Человек с киноаппаратом» большинство критиков признают величайшим из всех документальных фильмов в истории.

Дзига Вертов
Дзига Вертов

Главные фильмы

1915

  • "Бродяга" (реж. Чарли Чаплин) - первый фильм Чаплина с трагическими нотками в сюжете и открытой концовкой.
  • "Вампиры" (реж. Луи Фейад) - немой сериал из 10 частей, общей продолжительностью 399 минут. Считается шедевром мирового кинематографа и предшественником жанра "криминальный триллер".
  • "Возрождение" (реж. Рауль Уолш) - один из первых и самых значительных гангстерских фильмов, определивший вектор развития жанра и вдохновивший Мартина Скорсезе на создание "Злых улиц".
  • "Голем" (реж. Хенрик Галеен и Пауль Вегенер) - первая экранизация одноимённого романа Густава Майринка породившая, впоследствии, множество сиквелов, версий и ремейков.
  • "Рождение нации" (реж. Дэвид Гриффит) - самый масштабный фильм своего времени, продолжительностью 190 минут. В картине более 1500 сцен, а её бюджет составил 150 000 долларов.
  • "Царь Иван Васильевич Грозный" (реж. Александр Иванов-Гай) - единственный российский фильм, в котором снялся Фёдор Шаляпин. Роль в этой картине стала дебютной для знаменитого оперного певца.

1916

  • "20 000 лье под водой" (реж. Стюарт Патон) - первая полнометражная экранизация одноимённого романа Жюля Верна. Один из самых дорогих в производстве фильмов своего времени (бюджет - 200 000 долларов), а также первая картина с полномасштабными подводными съёмками, которые проходили на Багамских островах.
  • "Дочь богов" (реж. Герберт Бренон) - первый в истории кинематографа фильм, создание которого обошлось в сумму чуть более одного миллиона долларов. Несмотря на гигантские вложения, картина окупилась, собрав в прокате 1,39 миллиона. Также в этом фильме впервые была показана полностью обнажённая актриса - ею стала Аннет Келлерман.
  • "Нетерпимость" (реж. Дэвид Гриффит) - признанный шедевр эпохи немого кино, продолжительностью 197 минут.
  • "В царстве нефти и миллионов" (реж. Борис Светлов) - фильм о жизни бакинских миллионеров и рабочих, снятый на деньги нефтяных промышленников. Считается первым в истории азербайджанским фильмом. По крайней мере, история кинематографа Азербайджана отсчитывается от 14 мая 1916 года - даты первого показа этой картины.
  • "Пиковая дама" (реж. Яков Протазанов) - один из лучших дореволюционных фильмов и классический образец экранизации литературных произведений.

1917

  • "Клеопатра" (реж. Гордон Эдвардс) - первый фильм о знаменитой египетской царице. Бюджет картины составил огромную по тем временам сумму - 500 000 долларов, а в массовке было задействовано более 2000 человек.
  • "Брцко в Загребе" (реж. Арсен Маас) - первый хорватский игровой фильм, личность режиссёра которого была достоверно установлена только в 2014 году.
  • "За счастьем" (реж. Евгений Бауэр) - на съёмках этого фильма Евгений Бауэр получил тяжёлую травму, от которой так и не смог полностью восстановиться. Кроме того, в этой картине одну из своих немногих ролей сыграл Лев Кулешов - известный советский кинорежиссёр и теоретик кино, изобретатель "эффекта Кулешова".

1918

  • "Жёлтый билет" (реж. Юджен Иллес, Виктор Янсон, Пол Л. Стайн) - немецкий немой фильм с известной актрисой Полой Негри в главной роли. Был запрещён в нацистской Германии, потому что представлял евреев в положительном свете.
  • "С утра пораньше" (реж. Чарли Чейз) - американская короткометражная комедия интересная тем, что главный персонаж "плагиатит" образ Бродяги, созданный и раскрученный Чарли Чаплином.
  • "Тарзан. Приёмыш обезьяны" (реж. Скотт Сидней) - первая экранизация одноименного романа Эдгара Райса Берроуза со звездой американского кино Элмо Линкольном в главной роли.
  • "Барышня и хулиган" (реж. Евгений Славинский) - немой художественный фильм, снятый по сценарию Владимира Маяковского, который также исполнил главную роль.
  • "Молчи, грусть, молчи" (реж. Пётр Чардынин) - фильм был снят в ознаменование 10-летнего юбилея российского кинематографа и как бенефис Петра Чардынина, который был на этой картине режиссёром, сценаристом и исполнителем одной из главных ролей.
  • "Отец Сергий" (реж. Яков Протазанов) - экранизация одноимённой повести Льва Толстого с Иваном Мозжухиным в главной роли. Фильм имел большой успех как в нашей стране, так и за рубежом.
  • "Уплотнение" (реж. Александр Пантелеев, Николай Пашковский, Анатолий Долинов) - агитационно-пропагандистская картина, которая считается первым игровым фильмом в истории советского кинематографа.

1919

  • "Растерзанная Армения" (реж. Оскар Апфэль) - первый художественный фильм про геноцид армян, снятый по одноимённой книге Аршалуйс Мартикян. Известен также под названием "Аукцион душ".
  • "Слепые мужья" (реж. Эрих фон Штрогейм) - дебютный фильм Эриха фон Штрогейма - ассистента Дэвида Уорка Гриффита, впоследствии ставшего успешным американским режиссёром.

1920

  • "Голова Януса" (реж. Фридрих Вильгельм Мурнау) - экспрессионистский фильм ужасов, снятый по мотивам повести Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Является одним из самых разыскиваемых утраченных фильмов в истории кинематографа.
  • "Кабинет доктора Калигари" (реж. Роберт Вине) - классический остросюжетный немой фильм, положивший начало немецкому киноэкспрессионизму. В этой картине с помощью оригинальных художественных приёмов впервые были показаны изменённые состояния человеческого сознания. Один из первых фильмов, где был использован "голландский угол".
  • "Возница" (реж. Виктор Шёстрём) - философская немая кинопритча. Один из первых фильмов, где был использован приём "флэшбэк" - временное обрывание сюжетной линии с целью демонстрации событий прошлого.
  • "На красном фронте" (реж. Лев Кулешов) - агитационный приключенческий фильм, который во многом способствовал формированию стиля «советского киноавангарда 1920-х».

1921

  • "Малыш" (реж. Чарли Чаплин) - первый полнометражный фильм, полностью срежиссированный Чарли Чаплином. При бюджете в 250 тысяч долларов, собрал в прокате более 5 миллионов.
  • "Три мушкетёра" (реж. Фред Нибло) - экранизация одноимённого романа Александра Дюма-отца с голливудской звездой немого кино Дугласом Фэрбенксом в роли Д’Артаньяна.
  • "Усталая Смерть" (реж. Фриц Ланг) - философско-лирическая притча в стиле киноэкспрессионизма с инновационными для своего времени визуальными решениями.

1922

  • "Ведьмы" (реж. Беньямин Кристенсен) - датско-шведский фильм из семи частей, сочетающий в себе элементы игрового и документального кино. Картина долгое время была запрещена к показу во всём мире из-за наличия садистских и непристойных сцен.
  • "Глупые жёны" (реж. Эрих фон Штрогейм) - американский эротический фильм с бюджетом более миллиона долларов. Один из первых цветных полнометражных фильмов (раскрашен с помощью тонирования).
  • "Носферату, симфония ужаса" (реж. Фридрих Вильгельм Мурнау) - немой экспрессионистский фильм ужасов, который считается основоположником жанра "вампирского" кино. Неофициальная экранизация романа Брэма Стокера "Дракула".

1923

  • "Души на продажу" (реж. Руперт Хьюз) - немая чёрно-белая романтическая комедия. Фильм уникален тем, что в нём появилась целая армия кинозвезд тех лет, включая легендарных Чарли Чаплина и Эриха фон Штрогейма, которые исполнили эпизодические роли, сыграв самих себя.
  • "Безопасность прениже всего!" (реж. Фред Ньюмайер, Сэм Тейлор) - классическая немая комедия с Гарольдом Ллойдом в главной роли. Прежде всего фильм известен сценой, где главный герой висит над городом на стрелке часов.
  • "Розита" (реж. Эрнст Любич) - немая мелодрама с Мэри Пикфорд в главной роли, поставленная с большим размахом. Для съемок было создано почти полсотни декораций, а в некоторых сценах участвовало до 2 тысяч статистов.
  • "Улыбающаяся мадам Беде" (реж. Жермен Дюлак) - немая французская короткометражная драма, которая считается первым в истории феминистским фильмом.
  • "Красные дьяволята" (реж. Иван Перестиани) - первый советский вестерн, снятый по одноимённой повести Павла Бляхина. Имел невероятный успех у зрителей на протяжении нескольких десятилетий. В этом фильме снялся сенегальский циркач Кадор Бен-Салим, что стало первым появлением чернокожего актёра в советском кино. Ремейком "Красных дьяволят" считается картина "Неуловимые мстители" (1966), которая также была безумно популярна в СССР.

1924

  • "Алчность" (реж. Эрих фон Штрогейм) - мистическая драма, ставшая легендой мирового кинематографа. Один из самых длинных немых фильмов (239 минут); один из первых цветных фильмов. В 1991 году включён в Национальный реестр важнейших фильмов.
  • "Багдадский вор" (реж. Рауль Уолш) - первая полнометражная экранизация арабских сказок с Дугласом Фэрбенксом в главной роли. Один из самых дорогих фильмов своего времени с бюджетом 2 миллиона долларов.
  • "Последний человек" (реж. Фридрих Вильгельм Мурнау) - немой экспрессионистский фильм, изобилующий экспериментальными операторскими приёмами, многие из которых были использованы впервые (например, шатающаяся камера, показывающая мир глазами пьяного портье).
  • "Кино-глаз" (реж. Дзига Вертов) - экспериментальный неигровой фильм, заложивший фундамент современной кинодокументалистики.

Вместо заключения

Третье десятилетие кинематографа выдалось действительно насыщенным как в плане новых творческих находок, так и в чисто техническом аспекте. Режиссёры стали больше экспериментировать, ведь капризного зрителя нужно было удивлять.

Короткометражки хоть и по-прежнему снимали, но "полный метр" уверенно вытеснял их с экранов. Немое кино достигло пика своего развития и все понимали - скоро актёры должны "заговорить". До появления первого звукового фильма оставалось всего несколько лет...

Это тоже интересно почитать!

7 малоизвестных фактов о съёмках советского телефильма "Д`Артаньян и три мушкетера"

"Не шали!" - как актер Павел Луспекаев получил табуреткой по голове на съемках "Республики ШКИД"

Когда в 50 лет всё только начинается... Удивительная история жизни и творчества Луи де Фюнеса - нашего любимого французского комика!

Можно ли сделать полноценный фильм длиной в 10 секунд, или Как поспорили Феллини и Гуэрра

Идеальный тандем! 7 любимых актёров известных режиссёров