Найти в Дзене

От первых экспериментов до шедевров: история stop motion анимации

Сегодня мне хотелось бы поговорить про истоки.

Кто стал первопроходцем кукольной анимации? Какую эволюцию прошли технологии стопмоушен?

Эта статья основана на моем дипломе, в котором я скрупулезно, по крупицам собирала всю информацию о кукольной анимации, и мне хотелось бы, чтобы эта информация была сохранена (может быть, кому-нибудь, когда-нибудь и пригодиться). Ну, или просто, для расширения кругозора ❤️.

Приятного чтения! Не забывайте делиться своими впечатлениями и мыслями в комментариях и подписываться на канал 🥰.

***

Основу кукольной мультипликации составляет идея воссоздания иллюзии движения с помощью быстрой смены кадров. И развивалась она одновременно с игровым кино. Уже в 1902 году в легендарном фильме «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса использовалась техника stop-motion для создания спецэффектов.

кадр из фильма "Путешествие на луну" 1902 года
кадр из фильма "Путешествие на луну" 1902 года

В 1906 году кукольная анимация появилась в Российской Империи, благодаря балетмейстеру Мариинского театра Александру Ширяеву, который создал произведение, где 12 кукольных фигурок танцуют на фоне декораций сцены. Об этом узнали лишь в 2009 году.

Киновед Виктор Бочаров обнаружил эти фильмы в архиве Ширяева, как и несколько его других работ, таких как:

  • «Играющие в мяч клоуны»,
  • «Художники Пьеро».

Из-за этого, долгое время считалось, что родоначальником объемной мультипликации является Владислав Старевич, о котором упоминалось ранее. Помимо своей знаменитой комедии «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», снятая в 1912 году, он также создал короткометражные кукольные мультфильмы:

  • «Месть кинематографического оператора»
  • «Стрекоза и муравей»
  • «Рождество у обитателей леса»
  • «Рейнеке-лис»
  • «Щенок-талисман».
Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами, 1912 год
Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами, 1912 год

Режиссер один из первых, кто снимал кукольные фильмы с сюжетом, которые чаще всего были основаны на известных литературных произведениях. А картины его имели оглушительный успех у современников.

  • Следом появился режиссер Уиллис О’Брайан, который снял картину «Потерянный мир» в 1925 году, основанную на двенадцати новеллах Артура Конана Дойля. Он был из тех, кто также использовал stop-motion для создания спецэффектов в игровом кино. Один из ярких примеров считается фильм «Кинг Конг». Лента стала одной из самых зрелищных для своего времени.
Кинг Конг, 1933 год
Кинг Конг, 1933 год

  • Джордж Пал изобрел свою технику работы с анимацией. Вместо кукольной головы с подвижными глазами и ртом, он создавал отдельные головы с нужными эмоциями. Оказалось, что переставлять головы куклам намного проще, чем вручную менять выражение их лиц. Также он один из первых, кто ввел stop-motion анимацию на рекламный рынок.
Расцвет кукольной мультипликации приходится на 30-е и 40-е годы. В это время Рэй Харрихаузен самостоятельно мастерил кукол и смог снять свой собственный короткий кукольный мультфильм, после чего сразу отправил на студию к Джорджу Палу. Его сразу взяли на работу.

Важное достижение для stop-motion анимации — это разработанная Харрихаузеном особая техника dynamation, которая позволила легко совмещать при монтаже сцены со спецэффектами и живыми актерами. Для этого перед сценой с куклами помещали черный фон необходимого размера и формы на передний план, на который в последствии накладывались кадры с реальными актерами.

  • В 1954 году в Японии выпустили знаменитую «Годзиллу», снятую режиссером Исиро Хонда. Данный фильм дал начало целой серии других лент о чудовище. Стоит отметить, что саму Годзиллу играл человек в костюме — эта техника называется suitmation (suit — англ. костюм), а stop-motion использовали для других экшен сцен.
Годзилла, 1954 год
Годзилла, 1954 год

  • В 50-е и 60-е годы становится популярна полностью кукольная мультипликация. Появилось шоу под названием «Шоу Гамби» — первый телесериал, в котором использовали пластилиновую анимацию.
Шоу Гамби (сериал 1956 – 1968)
Шоу Гамби (сериал 1956 – 1968)

  • Если на западе полностью кукольные мультфильмы не прижились, то в восточной Европе, наоборот. И примером этому служит Иржи Трнка, который получил прозвище «Уолт Дисней восточной Европы». Он постоянно экспериментировал, использовал что-то новое, а его работы всегда были крайне детализированы и насыщены куклами и декорациями.
  • В 60-80-ые годы кукольная мультипликация была популярна в СССР и находила теплый отклик в сердцах зрителей за особый уют и фактурные материалы. Одними из самых популярных мультфильмов можно назвать
  • «38 попугаев», режиссера Ивана Уфимцева
  • и всем известный «Чебурашка» Романа Качанова.
38 попугаев (ТВ, 1976)
38 попугаев (ТВ, 1976)

Качанову также обязана своим возникновением советская школа stop-motion мультипликации.

Восьмидесятые годы считаются пиком популярности кукольной анимации. Она использовалась повсеместно: кино, мультфильмы, реклама и даже музыкальные клипы. Ярким примером служит песня Питера Гэбриэла «Sladgehammer», с которым он получил десять наград на премии MTV Video Music Award в 1987 году.

К этому времени уровень stop-motion анимации стал настолько высок, что люди уже не могли ее отличить от реальной съемки. Как пример фильм «Робокоп». Сейчас он выглядит угловато, но в свое время также произвел на зрителя большое впечатление.

Робокоп, 1987 год
Робокоп, 1987 год

Но уже в 90-х годах стала появляться CGI (компьютерная) анимация и постепенно вытеснила кукольную с рынка киноиндустрии. В какой-то степени произошло слияние двух техник, ведь благодаря компьютерной обработке движение кукол становилось более плавным и реалистичным. Но зритель уже ждал чего-то более нового и необычного. Таким примером служит мультфильм впервые смоделированный в 3D «История игрушек». CGI относительно нашего времени в тот момент была еще топорной, но уже смотрелась как настоящий прорыв в истории анимации. Кукольная же мультипликация ушла на время в короткий метр и рекламу.

История игрушек, 1995 год
История игрушек, 1995 год

  • В России с кукольной мультипликацией сложнее. Единственный крупный проект «Гофманиада», снятый студией «Союзмультфильм», находился в производстве семнадцать лет.

Это мультфильм-сказка, созданный по мотивам произведений Гофмана. В основу легли четыре сказки: «Золотой горшок», «Песочный человек», «Щелкунчик и Мышиный король» и «Крошка Цехес». Пока это единственный полнометражный кукольный мультфильм студии «Союзмультфильм» за тридцать лет.

Гофманиада, 2016 год
Гофманиада, 2016 год

  • В США кукольной анимацией в основном занимается студия «Laika», самый последний ее проект был выпущен в прокат в апреле 2019 года. Это мультфильм «Потерянное звено».

Но в этом году (2025-м) должен выйти новый проект — «Дикий лес» от режиссера Трэвиса Найта.

Он станет шестым кукольным мультфильмом студии Laika.

Буду ждать, обещают темное фэнтези и хоррор :3.

***

О моем кукольном мультфильме: