Найти в Дзене
Режиссёрский Дневник

От первых экспериментов до шедевров: история stop motion анимации

Сегодня мне хотелось бы поговорить про истоки. Кто стал первопроходцем кукольной анимации? Какую эволюцию прошли технологии стопмоушен? Эта статья основана на моем дипломе, в котором я скрупулезно, по крупицам собирала всю информацию о кукольной анимации, и мне хотелось бы, чтобы эта информация была сохранена (может быть, кому-нибудь, когда-нибудь и пригодиться). Ну, или просто, для расширения кругозора ❤️. Приятного чтения! Не забывайте делиться своими впечатлениями и мыслями в комментариях и подписываться на канал 🥰. *** Основу кукольной мультипликации составляет идея воссоздания иллюзии движения с помощью быстрой смены кадров. И развивалась она одновременно с игровым кино. Уже в 1902 году в легендарном фильме «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса использовалась техника stop-motion для создания спецэффектов. В 1906 году кукольная анимация появилась в Российской Империи, благодаря балетмейстеру Мариинского театра Александру Ширяеву, который создал произведение, где 12 кукольных фигур

Сегодня мне хотелось бы поговорить про истоки.

Кто стал первопроходцем кукольной анимации? Какую эволюцию прошли технологии стопмоушен?

Эта статья основана на моем дипломе, в котором я скрупулезно, по крупицам собирала всю информацию о кукольной анимации, и мне хотелось бы, чтобы эта информация была сохранена (может быть, кому-нибудь, когда-нибудь и пригодиться). Ну, или просто, для расширения кругозора ❤️.

Приятного чтения! Не забывайте делиться своими впечатлениями и мыслями в комментариях и подписываться на канал 🥰.

***

Основу кукольной мультипликации составляет идея воссоздания иллюзии движения с помощью быстрой смены кадров. И развивалась она одновременно с игровым кино. Уже в 1902 году в легендарном фильме «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса использовалась техника stop-motion для создания спецэффектов.

кадр из фильма "Путешествие на луну" 1902 года
кадр из фильма "Путешествие на луну" 1902 года

В 1906 году кукольная анимация появилась в Российской Империи, благодаря балетмейстеру Мариинского театра Александру Ширяеву, который создал произведение, где 12 кукольных фигурок танцуют на фоне декораций сцены. Об этом узнали лишь в 2009 году.

Киновед Виктор Бочаров обнаружил эти фильмы в архиве Ширяева, как и несколько его других работ, таких как:

  • «Играющие в мяч клоуны»,
  • «Художники Пьеро».

Из-за этого, долгое время считалось, что родоначальником объемной мультипликации является Владислав Старевич, о котором упоминалось ранее. Помимо своей знаменитой комедии «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», снятая в 1912 году, он также создал короткометражные кукольные мультфильмы:

  • «Месть кинематографического оператора»
  • «Стрекоза и муравей»
  • «Рождество у обитателей леса»
  • «Рейнеке-лис»
  • «Щенок-талисман».
Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами, 1912 год
Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами, 1912 год

Режиссер один из первых, кто снимал кукольные фильмы с сюжетом, которые чаще всего были основаны на известных литературных произведениях. А картины его имели оглушительный успех у современников.

  • Следом появился режиссер Уиллис О’Брайан, который снял картину «Потерянный мир» в 1925 году, основанную на двенадцати новеллах Артура Конана Дойля. Он был из тех, кто также использовал stop-motion для создания спецэффектов в игровом кино. Один из ярких примеров считается фильм «Кинг Конг». Лента стала одной из самых зрелищных для своего времени.
Кинг Конг, 1933 год
Кинг Конг, 1933 год

  • Джордж Пал изобрел свою технику работы с анимацией. Вместо кукольной головы с подвижными глазами и ртом, он создавал отдельные головы с нужными эмоциями. Оказалось, что переставлять головы куклам намного проще, чем вручную менять выражение их лиц. Также он один из первых, кто ввел stop-motion анимацию на рекламный рынок.
Расцвет кукольной мультипликации приходится на 30-е и 40-е годы. В это время Рэй Харрихаузен самостоятельно мастерил кукол и смог снять свой собственный короткий кукольный мультфильм, после чего сразу отправил на студию к Джорджу Палу. Его сразу взяли на работу.

Важное достижение для stop-motion анимации — это разработанная Харрихаузеном особая техника dynamation, которая позволила легко совмещать при монтаже сцены со спецэффектами и живыми актерами. Для этого перед сценой с куклами помещали черный фон необходимого размера и формы на передний план, на который в последствии накладывались кадры с реальными актерами.

  • В 1954 году в Японии выпустили знаменитую «Годзиллу», снятую режиссером Исиро Хонда. Данный фильм дал начало целой серии других лент о чудовище. Стоит отметить, что саму Годзиллу играл человек в костюме — эта техника называется suitmation (suit — англ. костюм), а stop-motion использовали для других экшен сцен.
Годзилла, 1954 год
Годзилла, 1954 год

  • В 50-е и 60-е годы становится популярна полностью кукольная мультипликация. Появилось шоу под названием «Шоу Гамби» — первый телесериал, в котором использовали пластилиновую анимацию.
Шоу Гамби (сериал 1956 – 1968)
Шоу Гамби (сериал 1956 – 1968)

  • Если на западе полностью кукольные мультфильмы не прижились, то в восточной Европе, наоборот. И примером этому служит Иржи Трнка, который получил прозвище «Уолт Дисней восточной Европы». Он постоянно экспериментировал, использовал что-то новое, а его работы всегда были крайне детализированы и насыщены куклами и декорациями.
  • В 60-80-ые годы кукольная мультипликация была популярна в СССР и находила теплый отклик в сердцах зрителей за особый уют и фактурные материалы. Одними из самых популярных мультфильмов можно назвать
  • «38 попугаев», режиссера Ивана Уфимцева
  • и всем известный «Чебурашка» Романа Качанова.
38 попугаев (ТВ, 1976)
38 попугаев (ТВ, 1976)

Качанову также обязана своим возникновением советская школа stop-motion мультипликации.

Восьмидесятые годы считаются пиком популярности кукольной анимации. Она использовалась повсеместно: кино, мультфильмы, реклама и даже музыкальные клипы. Ярким примером служит песня Питера Гэбриэла «Sladgehammer», с которым он получил десять наград на премии MTV Video Music Award в 1987 году.

К этому времени уровень stop-motion анимации стал настолько высок, что люди уже не могли ее отличить от реальной съемки. Как пример фильм «Робокоп». Сейчас он выглядит угловато, но в свое время также произвел на зрителя большое впечатление.

Робокоп, 1987 год
Робокоп, 1987 год

Но уже в 90-х годах стала появляться CGI (компьютерная) анимация и постепенно вытеснила кукольную с рынка киноиндустрии. В какой-то степени произошло слияние двух техник, ведь благодаря компьютерной обработке движение кукол становилось более плавным и реалистичным. Но зритель уже ждал чего-то более нового и необычного. Таким примером служит мультфильм впервые смоделированный в 3D «История игрушек». CGI относительно нашего времени в тот момент была еще топорной, но уже смотрелась как настоящий прорыв в истории анимации. Кукольная же мультипликация ушла на время в короткий метр и рекламу.

История игрушек, 1995 год
История игрушек, 1995 год

  • В России с кукольной мультипликацией сложнее. Единственный крупный проект «Гофманиада», снятый студией «Союзмультфильм», находился в производстве семнадцать лет.

Это мультфильм-сказка, созданный по мотивам произведений Гофмана. В основу легли четыре сказки: «Золотой горшок», «Песочный человек», «Щелкунчик и Мышиный король» и «Крошка Цехес». Пока это единственный полнометражный кукольный мультфильм студии «Союзмультфильм» за тридцать лет.

Гофманиада, 2016 год
Гофманиада, 2016 год

  • В США кукольной анимацией в основном занимается студия «Laika», самый последний ее проект был выпущен в прокат в апреле 2019 года. Это мультфильм «Потерянное звено».

Но в этом году (2025-м) должен выйти новый проект — «Дикий лес» от режиссера Трэвиса Найта.

Он станет шестым кукольным мультфильмом студии Laika.

Буду ждать, обещают темное фэнтези и хоррор :3.

***

О моем кукольном мультфильме: