Чтобы стать хорошим художником, нужно учиться у лучших. В истории живописи есть немало примеров, когда очень сложно сказать, что ученики превзошли своих учителей. Но только потому, что те и другие были гениями. О знаменитых учителях и их выдающихся учениках мы и поговорим в этой статье.
Фра Филиппо Липпи, получивший прозвище «монах-сластолюбец», в своё время учил живописи самого Сандро Боттичелли. Тот пришёл к Липпи в 1464 году, надеясь когда-нибудь писать картины не хуже своего учителя. Уже тогда о Липпи ходила слава как о знаменитом художнике, так-то неудивительно, что Боттичелли старательно подражал Липпи, и это хорошо заметно на его ранних картинах.
У них было так много общего, что искусствоведы до сих пор сомневаются, какие картины принадлежат Липпи, а какие — Боттичелли. Даже представление о женской красоте у них сходное, так же как и манера исполнения. Художники отдавали предпочтение возвышенным, немного грустным образам, а их картины отличались поэтическим восприятием действительности.
Всё идёт по кругу: Боттичелли впоследствии обучал живописи сына Липпи — Филиппино, который родился от молодой монашки Лукреции. Липпи назначили настоятелем в монастырь, где она жила, а он неспроста получил своё прозвище и искренне любил все радости жизни, не отказываясь ни от вина, ни от отношений с красивыми женщинами, пусть даже монашками. Правда, скандал вышел знатный, и Липпи спасло лишь заступничество Папы Римского, который понимал, что знаменитому художнику дозволено больше, чем простому монаху.
У Рембрандта было много учеников — примерно 40 человек, которые не только учились, но и работали над его картинами. Они делились на три группы: мальчики 12–14 лет, которые подавали хорошие надежды и уже раньше учились у какого-нибудь другого художника. Их Рембрандт рассматривал как будущих живописцев. Вторая группа — ассистенты, которые будут помогать в его мастерской, работая над фоном или какими-то мелкими деталями, оставляя Рембрандту возможность лишь нанести контуры первоначальной композиции, а после доработать лица и поставить свою подпись. Ну а третья группа — простые любители живописи, которые не планировали ни становиться художниками, ни работать в мастерской у Рембрандта. Они были обеспеченными людьми и рассматривали учёбу как часть общего образования. Каждый ученик вносил в качестве платы 100 гульденов в год — приличные деньги в те годы, но считалось, что оно того стоит, благо слава Рембрандта гремела по всей Европе.
Одним из его лучших учеников был Геррит Доу. Когда Доу учился, ему исполнилось 15 лет, а Рембрандту — лишь 22 года. Но тем не менее Доу старательно подражал манере Рембрандта, и перенял у него любовь к автопортретам. Впоследствии Доу удалось создать собственный стиль. В его основе была тщательная прорисовка самых мелких деталей, которые вместе составляли часть общего замысла картины, а не просто служили частью декорации.
Такова, например, картина «Девушка, режущая лук», имеющая достаточно пикантный сюжет. Дело в том, что это отнюдь не изображение старательной кухарки, а скорее легкомысленной барышни, не чурающейся мужского внимания. Пустая клетка символизирует утраченную девственность, лук считался сильным афродизиаком, да и кувшин отнюдь не просто так изображён опрокинутым. Впрочем, художник искренне сочувствует девушке, которая уступила напору кавалера: теперь ей придётся немало наплакаться в жизни — не случайно же Доу изобразил целую чашку нарезанного лука.
Немало учеников было и у Рубенса, лучшие из которых, в частности, Ван Дейк прославились не хуже своего учителя. Рассказывали, что однажды ученики, большинство из которых были ещё очень юны, разыгрались и случайно повредили картину Рубенса. Понимая, что суровое наказание неминуемо, и желая спасти своих товарищей, за дело принялся Ван Дейк. Он так ловко исправил все недочёты на холсте, что Рубенс, когда вернулся из поездки, долго в него всматривался, пытаясь понять, что же там не так. Когда, наконец, выяснил, спросил, кто это сделал и назначил Ван Дейка своим первым помощником. Впрочем, в те годы — 1618-1621 гг. Ван Дейк уже имел свою мастерскую и статус независимого художника, но продолжал работать в подмастерьях у Рубенса, пытаясь досконально изучить секрет его мастерства. Некоторые картины Ван Дейка по манере исполнения очень напоминают рубенсовские.
Когда же Ван Дейк понял, что в одном городе им с Рубенсом тесно, то отправился в шестилетнюю поездку в Италию, а потом по приглашению английского короля Карла I в Англию. Действительно, иногда нужно вовремя расставаться и пускаться в самостоятельное плавание.
Но не всегда учителя были в восторге от своих прославившихся в будущем учениках. Яркий пример Тициан и его учёба у братьев Беллини. Старший брат Джентиле считал Тициана бездарем. А вот младший Джованни сразу разглядел недюжинный талант и охотно учил в своей мастерской. Неудивительно, что Тициан отчасти перенял манеру исполнения своего учителя, и это особенно заметно в разных вариациях картины «Девушка с зеркалом».
Они даже работали над полотном «Пир богов», правда, с разницей в 15 лет. Эту картину написал для герцога Альфонсо Д’Эсте Джованни Беллини, но тому не слишком понравился имеющийся там пейзаж и, он надумал пригласить какого-нибудь художника, чтобы переписать его.
Качество работ местных придворных живописцев герцога не устраивало, поэтому он обратился к Тициану. Тициан был хорошо знаком с манерой исполнения Беллини, и пейзаж получился очень гармоничным.
Тарас Шевченко, когда, наконец, получил желанную свободу от крепостничества, стал учиться в Петербургской Академии художеств, причём сразу на четвёртом курсе. Ослеплённый блестящими перспективами и почуяв запах свободы, Шевченко начал гулять во все тяжкие, приводя в недоумение всех своих знакомых и друзей.
Например, его приятель Сошенко писал: «ну зачем ему и нам нужно было прилагать такие усилия, если вместо дела и творчества он ведёт роскошную жизнь, словно в него вселился светский бес? Обидно и больно глядеть, как погибает хороший художник и поэт».
Впрочем, об учёбе Шевченко всё же не забывал, стараясь подражать знаменитому Карлу Брюллову, влияние которого особенно заметно в его картине «Одалиска».
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com. Выставки, конкурсы, продажи.