В начале 2016 года в Yamaha Entertainment Group в Нэшвилле поступил звонок с необычной просьбой: «Принс хочет, чтобы вы сделали для него фиолетовый рояль». Так началась история создания уникального инструмента, который ныне находится в Пейсли-Парк в Миннесоте.
В честь артиста, известного как Принс, мы рассказываем об этом проекте и о том, как рояль вышел за рамки своей роли музыкального инструмента.
Идея и необходимость
Принс (Принс Роджерс Нельсон) – артист, на протяжении всей своей жизни известный своим творчеством: записям и живым выступлениями, игрой на гитаре и вокальному исполнительству. Также он был феноменальным клавишником; фактически, фортепиано было его первым инструментом. Отец Принса был профессиональным джазовым пианистом и оказал большое музыкальное влияние на творчество сына в раннем возрасте.
В начале своей карьеры Принса не часто можно было увидеть играющим на фортепиано или клавишных на концертах, но он часто играл на них на своих демо-записях. В 1983 году он записал свободное выступление на фортепиано, скорее всего, просто репетиционную запись идей песен, которые позже будут доработаны. В итоге эта запись была выпущена в 2018 году под названием Piano & A Microphone 1983. Название появилось благодаря ограниченной серии концертных выступлений Принса в начале 2016 года, чтобы воплотить в жизнь его концепцию сольного тура, в котором он будет выступать один за фортепиано. На этих выступлениях он будет вспоминать о своей жизни, музыке и размышлять на самые разные темы.
Именно во время подготовки к гастролям, которые планировалось сделать масштабными, Принс и его друг и барабанщик Кирк Джонсон обсудили идею использования фиолетового фортепиано, сделанного на заказ, и Джонсон обратился к Yamaha, чтобы воплотить замысел в жизнь. «Мы хотели получить сочетание отличного акустического фортепиано, которое бы выглядело удивительно и обладало великолепным звуком, которыми можно было бы манипулировать», - вспоминает Джонсон.
На концертах Принс часто использовал синтезатор Yamaha Motif, используя тембры струнных с роялем. «Он делал это, чтобы получить более насыщенный звук», - объясняет Скотти Болдуин (Scottie Baldwin), работавший инженером Принса во время гастролей.
«Он использовал слои для гармонизации мелодий, исполняя фортепианные мелодии поверх скрипичных гармоний. Иногда он делал это во время песни, но чаще всего он использовал приём в конце, учитывая, что рояльный аккорд затухнет, а струнный пэтч продолжит звучать до тех пор, пока он не продолжит и не решит, какую песню он будет играть дальше».
Основные задачи
Как только в Yamaha убедилась в серьёзности запроса, к делу подключился Крис Джеро, один из директоров компании и главный исполнитель по связям с артистами. Как он рассказывает, «наши отношения с Принсом начались еще в середине 90-х годов - он часто обращался к нам, чтобы опробовать и приобрести различные продукты, от цифровых микшеров до синтезаторов, а для своей студии он купил шесть роялей. Но он не верил в рекламные акции, поэтому мы помогали ему, но никогда не занимались с ним никаким продвижением. Я встречал его несколько раз на Grammy® и других отраслевых мероприятиях, и я бы сказал, что наши отношения были дружескими, но не близкими».
Но в тот раз все изменилось, и Принс захотел, чтобы Yamaha изготовила на заказ фиолетовую версию рояля C7X с системой SILENT™, которую он использовал во время гастролей и в своей студии.
Принс очень точно определил, какой оттенок фиолетового ему нужен. «Мы с ним обошли здание Paisley Park и выбрали цвет дивана, который ему больше всего нравился, - говорит Джонсон, - и именно этот образец он отправил в Yamaha».
Принс видел несколько документальных фильмов, которые создавал К. Джеро, и захотел, чтобы он создал фильм-открытие концерта, который будет звучать перед его выступлениями. По сути, Принс попросил Yamaha сотрудничать с ним как технически, так и творчески, чтобы реализовать его видение концертов турне. Эта масштабная совместная работа привела к тому, что Принс согласовал первую в своей карьере сделку с компанией Yamaha. По просьбе Принса были подготовлены и отправлены на подпись документы об этом историческом партнерстве с Yamaha.
Yamaha в работе
Джеро понимал, что точно подобрать цвет и покрасить пианино так, чтобы оно выдержало суровые условия гастролей, – задача не из легких. Но у него был идеальный партнер для этой задачи: Джастин Эллиотт. Помимо того, что Эллиотт и его жена являются мастерами по ремонту фортепиано, они предлагали уникальные услуги, занимаясь эстетическими доработками фортепиано под определённый дизайн интерьера, декор, эксклюзивные запросы и особенные события. Когда Эллиотту понадобилось найти тип краски, которая могла бы выдержать износ во время гастролей и хорошо смотреться под сценическим светом, он решил использовать эмалевую автомобильную краску. После долгих экспериментов и общения с Принсом напрямую, они наконец получили цвет, который его удовлетворил. (Окончательный цвет был принят Pantone в качестве нового дополнения к их портфолио под названием Love Symbol #2).
Выбрав цвет и покрасив пианино, его отправили из студии Эллиотта во Флориде в Нэшвилл, чтобы Джеро и его команда могли снимать первую часть фильма. Крис вспоминает: «Мы с Принсом придумали концепцию – показать, как пианино готовится и “красится”, чтобы оно олицетворяло артиста. На съемки было всего полтора дня. Но фильм получился хорошим, и Принс был очень доволен им. Вторая часть концепции заключалась съёмках доставки и расположения рояля в студии».
Еще один аспект проекта был связан со звуковым движком, встроенным в фортепиано. В каждое фортепиано Yamaha серии SILENT встроен механизм, который не позволяет молоточкам ударять по струнам, а вместо этого запускает тон-генератор, что позволяет заниматься в наушниках или расширить тембральное звучание инструмента. Как и в случае с синтезатором Motif, Принс хотел иметь возможность совмещать тембр фортепиано со струнными, обогащая гармонии и используя возможность протяжного звучания для некоторых песен. Но артист хотел определённый тембр струнных. За очень короткий промежуток времени японские саунд-дизайнеры Yamaha добавили этот звук в библиотеку уникального инструмента перед установкой блока. «Чтобы добиться эффект затухающих струнных, Принс вручную переключал тембры», - объясняет Болдуин.
Последним штрихом был символ, который Принс использовал на своих выступлениях. После некоторого обсуждения все согласились разместить его на клапе рояля, прямо над клавишами.
Готово!
Когда пианино прибыло в Paisley Park, Принс сразу же взялся за него и часто играл на нем часами напролет.
Проведя с пианино около недели, Принс решил устроить мероприятие, чтобы продемонстрировать новый инструмент. Крис Джеро хорошо помнит это событие. «16 апреля 2016 года Принс собрал небольшой квартирник в Paisley Park», - рассказывает он. «Инструмент был накрыт фиолетовой тканью. Затем он резко сорвал ткань, и фиолетовый рояль открылся взору гостей. Сначала он сыграл несколько пьесок типа «Собачьего вальса» и «Чижика», а затем несколько минут исполнял классические произведения. Это было его последнее фортепианное выступление на публике».
Рояль Принца сегодня
С тех пор пианино хранится в студии «B» в комплексе Paisley Park в Чанхассене, штат Миннесота, недалеко от Миннеаполиса. Этот огромный комплекс служил творческой площадкой Принса на протяжении более 30 лет, а теперь, согласно первоначальному замыслу Принса, он открыт для публики в качестве музея, звукозаписывающего центра и ивент холла. Макайла Элдер, менеджер по музейным коллекциям, объясняет: «Студия «B» - это место в музее, которое предназначено только для VIP-гостей и гостей с билетами уровня Ultimate Experience. Это единственное место музея, где можно сфотографироваться, и неповторимый рояль всегда будет в кадре».
В 2024 году, в год 40-летия со дня выхода альбома «Purple Rain»*, рояль был показан в павильоне Yamaha на выставке Winter NAMM 2024.
*«Пурпурный дождь»