Найти в Дзене
Тульская служба новостей

Как относиться к современным мультикам, стоит ли детям запрещать их смотреть и сколько вообще можно сидеть у экрана

Оглавление
Фото: Freepik.com
Фото: Freepik.com

Считается, что мультфильмы предназначены для детей. Однако любят их на самом деле не только дети, но и взрослые. Некоторое анимационные проекты направлены исключительно на людей подросткового возраста и старше. И конечно, мультфильмы сейчас совсем не те, что были раньше. Об интересе к современным мультфильмам, их особенностях, влиянии на детскую психику и зрение — в материале ТСН24.

Особенности современных мультфильмов

Современные анимационные проекты нередко вызывают споры у старшего поколения. Дело в том, что новые анимационные картины совсем не похожи на произведения предыдущих лет. Представленные картинки, которые очень нравятся детям, могут беспокоить взрослых.

По словам преподавателя факультета анимации Университета «Синергия», художника анимационных фильмов, члена Союза художников и Союза кинематографистов Натальи Варламовой, в первую очередь современные мультфильмы отличаются появлением большого количества анимационных сериалов, причем для разной целевой аудитории.

Хронометраж серии для детской целевой аудитории, как правило, составляет от двух-трех до пяти-семи минут. Самая долгая серия для таких детей может быть до 13 минут.

«Окончательная продолжительность серии зависит от возраста младшей аудитории. Для совсем маленьких детей, как правило, используется нижний порог стандартного времени – 3-5 минут. Для детей постарше хронометраж серии увеличивается», — уточняет спикер.

И хотя в нашей стране больше представлены анимационные сериалы, также снимаются и полнометражные фильмы. Так, в Европе, Америке и Азии производится много проектов для подростков и взрослых, рассказывает художник анимационных фильмов.

К особенностям современной мультипликации, отмечает спикер, можно отнести две тенденции.

• Максимально упрощенная стилизация.

В мультфильме присутствуют простые лаконичные персонажи, используют большое количество лимитированной анимации. Созданы такие мультфильмы, как правило, в анимационных технологиях перекладки и реже рисованной анимации.

• Более реалистичное визуальное решение.

Зачастую оно выполняется в технологии 3D. В таком случае применяют живописные текстуры и фактуры, которые влияют на визуальные решения и восприятие образов, характеров и окружения.

Дети предпочитают необычные мультфильмы

«На мой взгляд, такие мультфильмы, как «Скибиди Туалеты» (16+) сейчас популярны среди детей и подростков за счет того, что формат представляет собой очень короткие истории. И это связано с тем, что сейчас у многих ребят восприятие завязано на том, что они не могут сильно углубляться в повествование и воспринимать какие-то долгие и затянутые истории», — делится мнением художник анимационных фильмов.

И все же такой мультфильм, считает спикер, ни в коем случае не следует смотреть детям, потому что и персонажи, и история в нем не самые приятные.

«Персонажи и истории подобного плана могут нанести сильный вред психологическому здоровью ребенка и даже подростка. Ничем хорошим это не закончится: в итоге у человека может быть нарушено нормальное восприятие мира как такового», — заявляет Наталья Варламова.

Как удержать внимание современного ребенка на мультфильме?

Специалист обращает внимание на то, что многие дети обладают клиповым мышлением. Из-за такого восприятия они любят динамичные истории, быстрое развитие сюжета и не могут долго воспринимать информацию, описывает спикер.

«Максимальное количество времени, на протяжении которого ребенок может усваивать информацию, зачастую составляет не более 20 минут, после чего концентрация может быть нарушена», — уточняет преподаватель факультета анимации.

По словам специалиста, внимание ребенка удерживают за счет интересной и привлекательной картинки. Можно заметить, что персонажи, как правило, характерные и не всегда сугубо положительные, сейчас яркие и контрастные. Они характеризуют наше время и истории.

Таким образом, Наталья Варламова рекомендует внимательно следить за тем контентом, который поглощает маленький ребенок или подросток. Не нужно запрещать просмотр определенного мультфильма — стоит стараться объяснять, почему делать этого не следует. И, конечно, считает специалист, необходимо показывать ребенку классику.

Как не навредить психике

Ранее Тульской службе новостей логопед Наталья Афонина уже рассказывала, как структурировать просмотр мультфильмов, чтобы они не навредили малышу.

Так, специалист советует тщательно отбирать мультфильмы для ребенка.

«Создатели современных мультфильмов делают ставку на эффектность, красочность и не всегда учитывают особенности детского восприятия», — объясняет логопед.

Внимание родителям стоит обращать на содержание мультфильма, поведение, характер персонажей и их лексику. Логопед уверена, родитель должен стать строгим цензором для своего ребенка.

Чтобы мультфильмы не причинили малышу вред, Афонина поделилась некоторыми лайфхами.

• В случае, если нет доступа к списку рекомендованных мультфильмов, следует закрыть глаза и пять минут просто послушать мультфильм. Если вы смогли представить, что происходит на экране – можете смело звать ребенка.

«Этот мультфильм будет полезен для развития языковых способностей и расширения кругозора», — объясняет эксперт.

• Почаще просите малыша нарисовать, слепить какого-нибудь героя.

«Так вы и время для домашних дел освободите, и над раскрытием творческого потенциала дошкольника поработаете», — уверяет специалист.

• Постарайтесь выбирать мультфильмы, которые заставляют вас улыбаться.

«Такой мультфильм вы обязательно захотите посмотреть вместе с ребенком. В дополнение к бездушному экрану он получит живое общение, и тогда многие негативные побочные эффекты исчезнут сами собой», - уточняет логопед.

Зрение испортишь!

Но говоря о мультфильмах, стоит помнить не только о влиянии нарисованных историй на психику ребенка, но и физическое здоровье. Главный детский офтальмолог Тульской области, заведующая детским центром охраны зрения ГУЗ «ТДОКБ» Наталья Хромушкина рассказала, как частый просмотр мультфильмов влияет на зрение детей.

«Уважаемые родители, помните, что продолжительное время, проведенное перед экраном телевизора, может вызывать избыточное напряжение аккомодации и постепенно ухудшать зрение», — обращается врач.

Для просмотра телевизора существуют возрастные рекомендации, отмечает специалист.

• Детям младше двух лет просмотр телевизора вовсе не рекомендуется.

• Тем, кто старше трех лет, можно смотреть телевизор 15-30 минут в день.

• Детям от 7 лет можно смотреть телевизор не более 2 часов в день.

При этом, подчеркивает спикер, важно делать перерывы каждые 15-30 минут.

Наталья Хромушкина перечислила рекомендации, соблюдение которых поможет сохранить здоровье глаз.

• Расстояние от экрана должно быть минимум в пять раз больше ширины экрана.

• Смотреть телевизор следует только сидя.

• Экран телевизора должен быть расположен на уровне глаз ребенка — не ниже и не выше.

«Это позволит избежать дискомфортного угла зрения», - уточняет офтальмолог.

• Необходимо избегать просмотра телевизора в полной темноте.

«Освещение должно быть таким, чтобы не возникало бликов на экране», — объясняет врач.

В заключение Наталья Хромушкина рекомендует родителям заботиться о здоровье глаз детей. Для этого следует отвлекать их от телевизора, играть с ними в подвижные игры и гулять на свежем воздухе.

Как создаются мультфильмы?

Любой мультфильм, прежде чем его увидит зритель, проходит долгий путь создания. Сам анимационный проект начинается с идеи, рассказывает преподаватель факультета анимации Университета «Синергия» Наталья Варламова. Как правило, мультфильмы создаются в три этапа, каждый из которых имеет свой период времени.

Кстати, создают мультфильмы и в Туле — подробнее об этом читайте в нашем материале.

Создание же мультфильмов делится на три этапа.

• Подготовительный.

В подготовительный период входят такие этапы производства, как создание эскизов для анимационного фильма и персонажей. Также существует разработка разного рода пропсов, которые тоже могут участвовать в создании фильмов.

«Пропсы – это определенная атрибутика, которая может использоваться различными персонажами и участвовать в разнообразных сценах. Это может быть и одежда, в которую одет тот или иной персонаж, и разные детали для отдельных эпизодов», — уточняет преподаватель.

На этом же этапе продумывают раскадровку – делают аниматик.

«Раскадровка – это большое количество картинок, в результате которых складывается последовательно вся история. Аниматик — это та же раскадровка, которая в последующем может быть оживлена и иметь точный хронометраж всего фильма», — объясняет специалист.

Также, рассказывает Наталья Варламова, в подготовительный период создаются разные фоны, участвующие непосредственно в проекте. Количество фонов, как правило, становится понятным из раскадровки, которую советуется создавать ранее.

Стоит уточнить, в подготовительный период отрисовываются наброски, которые в дальнейшем станут производственными. Итоговые же фоны создаются обычно в съемочный период.

Цветовую же экспликацию фильма создают также в подготовительный период.

• Съемочный.

• Монтажно-тонировочный период.

«Подготовительный, съемочный и монтажно-тонировочный периоды во многом зависят непосредственно от формата фильма», — уверяет спикер.

Используемые форматы включают в себя короткометражный, полнометражный фильм или же анимационный сериал.

Все детали в анимационном сериале могут продумываться поэтапно, отмечает специалист, однако на данном этапе важно понимать, сколько будет серий и каким будет хронометраж.

«Все зависит от сценария, который, кстати, тоже создается в подготовительный период», – заключила Наталья Варламова.

Ранее Тульская служба новостей рассказывала, как малышу «бежевой мамы» не завидовать детям с яркими игрушками, и чем для ребенка обернется бежевый мир в будущем.