Как уже упоминалось в статье про "ВАЗ-2101", Министерством автомобильной промышленности СССР 15 августа 1966 был заключен контракт с итальянским автомобильным концерном "FIAT". Данный контракт подразумевал передачу Советскому государству конструктивных разработок трёх итальянских автомобилей: два автомобиля комплектации "Норма": седан FIAT 124 и универсал FIAT 124 Familiare, а также автомобиль версии "Люкс": FIAT 125. На основе "FIAT 124" был начат выпуск "ВАЗ-2101". А вот на основе "FIAT 124 Familiare" в 1971 году решили начать производство модели "ВАЗ-2102". Как и "ВАЗ-2101", модель "ВАЗ-2102" получила ряд новшеств, которые отличали её от "итальянца". С технической точки зрения значительные изменения коснулись двигателя: советские конструкторы отвергли нижневальный мотор, заменив его на верхневальный объёмом 1,2 л. и мощностью в 59 л.с., а также заменили задние дисковые тормоза на барабанные. Что касается внешнего вида, то "ВАЗ-2102", также как и "Копейка", получил утопленные в кузо