Елизавета Петровна женщина была не простая, капризная, своенравная и не каждому мужчине можно было задержаться возле нее, а уж тем более стать не просто фаворитом, а тайным мужем.
История Елизаветы и Алексея Разумовского - это история сильной, властной женщины, которая до своей высоты возвысила своего возлюбленного.
Родился Алексей Разумовский на хуторе Лемеши, неподалеку от Чернигова, в семье реестрового малороссийского казака Григория Розума, а умер графом Разумовским.
Фантастическая генеалогия появилась позже, сам он в нее не верил, свое происхождение от польского шляхтича Рожинского считал необходимой выдумкой.
Мальчиком пас общественное стадо, а позже выучился грамоте у дьячка села Чемер и у него появилась страсть к грамоте и пению. По счастливой случайности его заметил и услышал полковник Вишневский, и именно из-за чудного голоса взял с собой в Петербург.
Вряд ли мог Вишневский предположить, что везёт будущего графа. Судьба странная вещь.
Разумовского приняли в придворный хор Анны Ивановны там его и увидела и услышала Елизавета Петровна. Разумовский был красавец в полном смысле этого слова.
После ссылки любимца цесаревны Шубина началось возвышение Разумовского. Так получалось, что все женихи и фавориты цесаревны Елизаветы или умирали или попадали в ссылку.
Возможно, что Разумовский был так низок по статусу, что никому и в голову не приходило обращать на него внимание и разлучать с цесаревной.
То ли от счастья, то ли по другим причинам, но Алексей потерял голос. Однако его никто не выгнал, и он получил должность придворного музыканта. А потом стал подниматься вверх по иерархической лестнице.
Стал управляющим имениями цесаревны, а затем и ее двором. В правление Анны Леопольдовны стал камер-юнкером Елизаветы.
Это отразилось и на родных Разумовского, мать Алексея открыла корчму и удачно повыдавала дочерей замуж. А Елизавета получила преданного и неприхотливого друга сердца. Но тут проснулось ее честолюбие. При Анне Ивановне Елизавета старалась показывать всем своим видом, что ее престол не интересует, а вот при Анне Леопольдовне, которую не уважали при дворе расстановка сил изменилась.
То, что Елизавета считалась незаконно рождённой никого уже не интересовало.
В перевороте, возведшем на престол Елизавету, Разумовский играл очень видную роль и был пожалован в поручики лейб-компании, с генеральским чином. После коронации государыни Разумовский получил звание обер-егермейстера и целый ряд имений в Великороссии и Малороссии. За матерью Разумовского был отправлен в Лемеши особый нарочный, и ее поместили со всем семейством во дворце; но здесь она чувствовала себя не в своей тарелке и скоро вернулась домой.
Сознавая затруднительность своего положения на той высоте, на какую вознес его случай, Разумовский приблизил к себе таких ученых и талантливых людей, как Теплов, Сумароков, Елагин.
Сам Разумовский стоял вне политики, но на него опирались такие представители русской партии, как канцлер Бестужев-Рюмин.
Елизавета была очень приятна в общении, остроумна, весела, изящна, и окружавшим императрицу невольно приходилось, следовать ее примеру держать планку, чтобы оставаться в фаворе.
Само по себе это способствовало развитию высшего русского общества, вступившего на путь европейской утонченности. Разумеется, до «парижского эталона» было еще далеко, однако, по сравнению с двором Анны, прогресс был заметным и впечатляющим. Правда, и платить за него приходилось немалую цену.
Известно, что Елизавета имела слабости, которые недешево обходились государственной казне. Страсть к нарядам и к уходу за своей красотой у императрицы граничила с манией. Долгое время вынужденная стеснять себя в этом смысле по соображениям экономии, она со дня восшествия своего на престол не надела двух раз одного платья!
Танцуя до упаду и испытывая сильную испарину из-за преждевременной полноты, императрица иногда по три раза меняла платье во время одного бала.
В 1753 году во время пожара в одном из ее московских дворцов сгорело четыре тысячи платьев, однако после ее смерти в ее гардеробах их осталось еще пятнадцать тысяч и, кроме того, два сундука шелковых чулок, тысяча пар туфель и более сотни кусков французских материй.
Гардероб императрицы вмещал и коллекции мужских костюмов. Она унаследовала от отца любовь к переодеваниям. На своей коронации она успела за день надеть костюмы всех стран мира.
Впоследствии она устраивала маскарады два раза в неделю и переодевалась то во французского мушкетёра, то в голландского матроса, то в казацкого гетмана. Все дамы должны были являться в мужских французских костюмах, а мужчины в юбках с панье.
Елизавета женщиной была гневливой и капризной, но несмотря на свою лень энергичной. Бранилась при этом самым непристойным образом.
Однажды ей пришлось сбрить волосы, так она и остальных придворных дам заставила сбрить волосы и носить уродливые черные парики.
В моду при Елизавете вошла французская грация, дворянам прививался вкус к развлечениям и удовольствиям, к роскоши и изяществу. Впрочем иностранцы жаловались, что обилие роскоши не покрывает отсутствие вкуса. Удобных дворцов для проживания не было несмотря на покрытие позолотой они скорее напоминали палатки Золотой Орды. Строили их быстро, но внутри удобства не было.
Елизавета любила посиделки, святочные игры, песни, на Масленицу могла съесть не одну дюжину блинов. Посты соблюдала, но во время поста питалась вареньем, чем сильно вредила своему здоровью.
Так что гибкость стана очень быстро заменила полнота. Разумовский приохотил Елизавету к жирной украинской кухне - борщу, буженине, кулебяке. Этим он нанес ущерб своей подруге, Елизавета стала быстро расплываться, хотя полнота в России не считалась недостатком. Цветом лица дорожили гораздо больше чем талией. Другие излишества тоже вредили императрице, она редко ложилась спать до рассвета. Некоторые историки объясняют это страхом, что она так сильно боялась ночных переворотов, что никогда не ложилась спать в одном и том же месте.
Разумовский, как это ни странно, так и остался главным мужчиной в ее жизни. Она сочеталась с ним тайным браком в 1742 году в подмосковном селе Перово. После венчания бывший певчий поднялся на небывалую высоту. Он поселился во дворце, в смежных покоях императрицы, открыто везде ее сопровождал.
Она оказывала всегда ему почёт, при выходе из театра в мороз заботливо запахивала его шубу и отправляла ее, а на официальных обедах Разумовский всегда сидел рядом. А если он заболевал, то не отходила от его постели и даже сама кормила.
Алексей Григорьевич никогда не вмешивался в политику, не перечил Елизавете и никогда не стеснял ее свободу. Со свойственным ему смирением он не настаивал на своих правах. Ведь кроме него у Елизаветы были и другие фавориты, не считая мимолётных увлечений. Фаворитами были Петр Шувалов, Роман и Михаил Воронцовы, Сивере, Лялин, Войчинский и Мусин-Пушкин.
С 1749 года самым близким фаворитом стал Иван Иванович Шувалов. И все таки Алексей Григорьевич был мужем, а все остальные прихотями государыни.
Может Разумовский потому и продержался так долго, что не страдал излишним честолюбием и ревностью. Он почитал ее и просто любил. Он во многом уравновешивал ее. Его бескорыстная любовь и удерживала её. В конце концов он стал той второй половиной от которой так трудно оторваться.
В отношениях с ним не надо было напрягаться, забот ей и так хватало, и эта простота отношений и общения была важна для Елизаветы. Если бы Алексей Розум обладал блистательной внешностью, но скверным характером, разве долго бы он продержался?
При дворе с появлением Разумовского стало модным все малороссийское. Заведены были бандуристы, в штате была малороссиянка- воспевальщица, певчие малороссы были в театре наряду с итальянцами. Разумовский любил музыку, поэтому при дворе была заведена постоянная итальянская опера.
Сам Разумовский всегда любил свою родину и своих земляков.
В 1744 году Разумовский получил достоинство графа Римской империи, именно в этом патенте и было сказано, что Разумовские происходят от Рожинского. Через некоторое время его братья Алексей и Кирилл были пожалованы в графское достоинство, а сам Алексей Григорьевич стал фельдмаршалом.
Было два вопроса, во время которых он всегда решительно и открыто подавал свой голос, не боясь наскучить государыне - это просьбы за духовенство и за родную Малороссию.
Императрица Елизавета тоже полюбила Малороссию, в которой лично захотела побывать в 1744 году.
Там ей был оказан чрезвычайно торжественный и одновременно сердечный прием, довольно долго она провела время в доме Разумовского в городе Козельце и познакомилась со всеми родственниками бывшего лемешевского пастуха. Удивительно, но императрица вовсе не гнушалась этими простыми людьми.
Особенно очаровал императрицу Киев. Известно что она произнесла фразу: " Возлюби меня, Боже, в царствии небесном Твоём, как я люблю народ сей благонравный и незлобивый".
Казаки подали через Разумовского прошение о восстановлении гетманства и оно было милостиво принято. Гетманом стал брат Разумовского Кирилл.
Удивительно то, что императрица, едва находила время на чтение и подписание государственных бумаг, которые неделями лежали на ее столе, ожидая подписи. И тем не менее при ней были уничтожены внутренние таможни, основан первый русский университет, при ней Европа вновь увидела русскую армию и услышала о ее победах. Она терпеть не могла прусского короля и дважды успешно воевала с ним.
И только внезапная смерть государыни лишила Россию завоёванных земель и спасла Фридриха II.
С 1757 года Елизавету стали преследовать тяжёлые истерические припадки с потерей сознания, а с 1760 года на ногах открылись кровоточащие незаживающие раны. Она начала быстро терять красоту и впала в уныние, пристрастилась к крепким наливкам. 12 декабря открылся кашель и кровохарканье, через 10 дней она умерла.
Умирая, она взяла слово у наследника престола, своего племянника, что он не будет обижать Разумовского. И оно было выполнено...