Найти в Дзене

Мечты о свободе или особенности романтизма

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленной революцией, которая проходит через весь 19 век. Если для Просвещения характерны культ разума и цивилизация, то романтизм утверждает идеал природы, чувств и естественного в человеке. В эпоху романтизма оформляется образ романтического героя как «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Зарождаются виды современного досуга, особенно любимые немцами: туризм, альпинизм и пикник. Потому что одна из главных идей романтизма — восстановление единства человека и природы. Романтики открыли необычайную сложность и глубину духовного мира человека, внутреннюю бесконечность человеческой индивидуальности. Человек для них — малая вселенная, микрокосмос. Основа романтического восприятия заключается в напряженном интересе к сильным и ярким чувствам, к тайным движениям души, к «ночной» ее стороне, тяга к интуитивному и бессознательному. Романтизм был связан не только с природой, но и с интересом

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленной революцией, которая проходит через весь 19 век. Если для Просвещения характерны культ разума и цивилизация, то романтизм утверждает идеал природы, чувств и естественного в человеке.

Теодор Жерико. Плот «Медузы». 1818–1819. Лувр, Париж
Теодор Жерико. Плот «Медузы». 1818–1819. Лувр, Париж

В эпоху романтизма оформляется образ романтического героя как «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Зарождаются виды современного досуга, особенно любимые немцами: туризм, альпинизм и пикник. Потому что одна из главных идей романтизма — восстановление единства человека и природы.

Карл Фридрих Лессинг. Тысячелетний дуб, 1837. Штеделевский музей, Франкфурт-на-Майне
Карл Фридрих Лессинг. Тысячелетний дуб, 1837. Штеделевский музей, Франкфурт-на-Майне

Романтики открыли необычайную сложность и глубину духовного мира человека, внутреннюю бесконечность человеческой индивидуальности. Человек для них — малая вселенная, микрокосмос. Основа романтического восприятия заключается в напряженном интересе к сильным и ярким чувствам, к тайным движениям души, к «ночной» ее стороне, тяга к интуитивному и бессознательному.

Анн-Луи Жироде-Триозон. Тени французских республиканских генералов, встречаемые на Елисейских полях Оссианом, 1800-1802. Замок Мальмезон
Анн-Луи Жироде-Триозон. Тени французских республиканских генералов, встречаемые на Елисейских полях Оссианом, 1800-1802. Замок Мальмезон

Романтизм был связан не только с природой, но и с интересом к истории. В это время начинают проводиться исторические изыскания для того, чтобы подчеркнуть древность своего народа, древность национального единства (так появляется понятие «романтический национализм»). В философии романтизма народ воспринимается как единая коллективная личность, в которой каждый человек является лишь её малой частью. В радикальном плане, романтизму присущи шовинистические и националистические черты.

Романтизм в живописи как направление в живописи вырос на эмоциональной почве сентиментализма, но, сохранив лиризм и поэтичность, заменил сентиментальную чувствительность на драматические проявления натуры. Поэтому, кстати, не стоит ассоциировать это направление с пасторальными мотивами — скорее уж с романтикой дальних странствий, путешествий, таинственных открытий и даже революционной борьбы. В отличие от сентиментализма, в романтизме нет умильности и слезливости, это философия смелых и сильных духом.

Каспар Давид Фридрих. Вечерний пейзаж с двумя фигурами, 1830 – 1835. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Каспар Давид Фридрих. Вечерний пейзаж с двумя фигурами, 1830 – 1835. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Картины эпохи романтизма отличаются высокой художественной выразительностью:

  • в них меньше геометрических схем, чем в классицистических полотнах, композиции динамичны;
  • больше эффектов, призванных возбудить эмоции у зрителя и даже вызвать чувство сопричастности к происходящему;
  • вместо строгих линий —динамичные очертания (что впоследствии будет усилено в текучих линиях модерна);
  • вместо холодной идеальной красоты — эстетика страсти, удивительным образом сочетающаяся с лирикой;
  • вместо театральности — кипучая жизнь.

Персонажи полотен художников-романтиков похожи на героев литературных романов: тонко чувствующих, зачастую таинственных, порой мятежных, иногда неистовых, нередко одиноких. Многие творцы погружались в исследование тёмных сторон человеческой натуры. Отсюда интерес живописцев к ночи, грозе и мистике.

Луи Жанмот. Из серии «Поэма души», до 1854 года. Лионский музей изобразительных искусств
Луи Жанмот. Из серии «Поэма души», до 1854 года. Лионский музей изобразительных искусств

В какой-то степени мастера-романтики даже вернулись к эстетике барокко с её драматическим накалом, страстностью, динамичностью, хаосом и мистицизмом. От барокко были взяты многие инструменты, повышающие выразительность изображения: в частности, композиционная динамика и светотеневые эффекты. Но, в отличие от барочного искусства, творчество романтиков основывалась не на торжественном пафосе, а на естественности и искренности в передаче чувств.

Иван Айвазовский. Гнев морей, 1886. Частная коллекция
Иван Айвазовский. Гнев морей, 1886. Частная коллекция

Философия эпохи романтизма отразилась на эволюции портретного жанра. Художники-романтики не писали парадных портретов. Они стремились раскрыть человеческую индивидуальность, передать богатство духовного мира, перелить на полотно напряжённость переживаний, отразить чувства, передать характер.

Орест Кипренский. Портрет поэта В. А. Жуковского, 1816. Томас Филлипс. Лорд Байрон в албанском национальном костюме, 1813
Орест Кипренский. Портрет поэта В. А. Жуковского, 1816. Томас Филлипс. Лорд Байрон в албанском национальном костюме, 1813

Многие художники обращались к теме сломленной души. Живописцы смело погружались в тёмную пучину души, изучали потаённые метания и показывали сложность человеческой натуры, в которой так часто переплетаются зло и добро. Сюжеты полотен тоже отражают романтические тенденции: живописцы обращаются к эмоциональным, будоражащим чувства темам.

Джон Генри Фюзели. Кошмар, 1781. Детройтский институт искусств
Джон Генри Фюзели. Кошмар, 1781. Детройтский институт искусств

Расцветает пейзажный жанр. Романтические пейзажи — проявление высокого интереса живописцев этого направления к природе. Многие романтики-живописцы, особенно немецкие, поэтизировали ночь. Возник даже своеобразный «ночной жанр», который воспевал мистичность и ирреальность мира в сиянии луны или в безлунной тьме. Поэтизируя природу, художники делали её полноправной героиней сюжетных полотен.

Каспар Давид Фридрих. Двое мужчин созерцают луну, 1819/20. Государственные художественные коллекции Дрездена
Каспар Давид Фридрих. Двое мужчин созерцают луну, 1819/20. Государственные художественные коллекции Дрездена

Ландшафты перестали быть фоном. Во многих работах художников-романтиков персонажи борются со стихией, и одновременно природные явления подчёркивают душевные переживания героев. Романтики-пейзажисты любили изображать грозы, бури, штормы, землетрясения, извержения вулканов. Они восхищались непокорной красотой природных сил и наслаждались эмоциональным воздействием своих творений на зрителя.

Каспар Давид Фридрих. Гибель „Надежды“ во льдах, 1823—1824. Гамбургский Кунстхалле
Каспар Давид Фридрих. Гибель „Надежды“ во льдах, 1823—1824. Гамбургский Кунстхалле

Романтизм в живописи оформился в 1820-1830-х годах. Живописцы-романтики активно противостояли неоклассицизму и в особенности его канонической версии — консервативному академизму. Между романтиками и академиками шли бурные идейные битвы. В этом романтики были похожи на своих героев: они смело шли наперекор общественному мнению и бросали вызов устоявшимся традициям.

Уильям Тёрнер. Последний рейс корабля «Отважный», 1839. Национальная галерея, Лондон
Уильям Тёрнер. Последний рейс корабля «Отважный», 1839. Национальная галерея, Лондон

Но не стоит думать, что романтики-живописцы находились в постоянной борьбе с классическими традициями. Многие мастера сочетали в своём творчестве романтизм с классицизмом, а иногда и с академизмом. Это было особенно характерно для России. Например, можно вспомнить Карла Брюллова, который создал удивительную гармонию из академической основы и романтического взгляда на мир.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Понравилась статья? Поддержите канал лайком и подпиской. Спасибо!

Еще больше искусства:

• Сайт: https://artstudiolo.com/
• Telegram:
https://t.me/artstudiolo
• YouTube:
https://www.youtube.com/@artstudiolo
• RuTube:
https://rutube.ru/channel/48924131/
• Записаться на индивидуальные занятия по истории искусства:
https://forms.gle/p3YaMLRocjjZrSV66