Найти в Дзене

Сильные, смелые, надёжные

Наши прадеды сражались в Великой Отечественной. Их внуки - в Афганской, правнуки - в Чеченской, а праправнуки участвуют в СВО. События повторяются. Лица меняются, но дух русского человека крепок и независим. Накануне Дня защитника Отечества мы встретились с представителями Краснобродского отделения «Боевого братства». Участник испытаний на Семипалатинском полигоне П.В. Шушаков и участники Чеченской кампании С.Н. Матвиенко, Е.С. Тумашов рассказали о своей службе в армии и поделились, чем занимаются сейчас. Павел Васильевич всегда хотел в армию. Тогда, в семидесятые годы, служба в армии считалась почётной и священной обязанностью каждого. Тем более, что старший брат отца всю войну десантником прошёл, второй дядька, в честь которого и назвали нашего собеседника, в первые дни Великой Отечественной пропал без вести. Дед по материнской линии участвовал в трёх войнах. А сейчас внук нашего земляка несёт службу в зоне специальной военной операции, защищает границы Родины - награждён медалью «З

Наши прадеды сражались в Великой Отечественной. Их внуки - в Афганской, правнуки - в Чеченской, а праправнуки участвуют в СВО. События повторяются. Лица меняются, но дух русского человека крепок и независим. Накануне Дня защитника Отечества мы встретились с представителями Краснобродского отделения «Боевого братства». Участник испытаний на Семипалатинском полигоне П.В. Шушаков и участники Чеченской кампании С.Н. Матвиенко, Е.С. Тумашов рассказали о своей службе в армии и поделились, чем занимаются сейчас.

Павел Васильевич всегда хотел в армию. Тогда, в семидесятые годы, служба в армии считалась почётной и священной обязанностью каждого. Тем более, что старший брат отца всю войну десантником прошёл, второй дядька, в честь которого и назвали нашего собеседника, в первые дни Великой Отечественной пропал без вести. Дед по материнской линии участвовал в трёх войнах. А сейчас внук нашего земляка несёт службу в зоне специальной военной операции, защищает границы Родины - награждён медалью «За Отвагу».

В часть новобранцы приехали ночью. Поели и легли спать. Интересно, что первый подъём Павел Васильевич проспал. Все проснулись как положено, сходили на зарядку, а его никто даже не разбудил. И вот эти вчерашние мальчишки, в числе которых наш собеседник, попали на атомный полигон. Они оказались в подразделении особого риска и первыми увидели ядерный взрыв. -

Первые два испытания сравнительно далековато находился, сначала за четыре - пять километров, потом за полтора - два. А вот последняя операция называлась «Аргон-3», она проходила перед моим дембелем 16 октября 1974 года, - рассказывает Павел Васильевич. - Меня как лучшего специалиста роты взяли в работу. Здесь уже был в непосредственной близости от центра взрыва. Стоял в первой линии оцепления. Зрелище неописуемое. Мощь, сила, красота! Но, когда грибок поднялся в верхние слои атмосферы, ветер сменился и его понесло на нас - стало жутко. Я как связист был с телефоном, рядом со мной охрана из батальона. Позвонил руководству, передал, что пост такой-то, сержант Шушаков, на нас двигается радиоактивное облако. Мне отвечают: «Не паниковать. Сейчас подъедет машина». Быстро прибыла, и нас увезли.

Наш земляк - человек интересующийся, поэтому и от службы брал всё, не ждал, когда пройдёт очередной день. С детства увлекался электрикой, а потому быстро вошёл в курс дела. Постоянно проподал на повреждениях и подготовке к ядерным испытаниям.

- Додуматься надо, пацаны 19-20 лет, в атомной воронке купались, - делится воспоминаниями Павел Васильевич. - Девять лет всего прошло после взрыва в Семипалатинске, она полкилометра в диаметре и глубиной больше пятидесяти метров. Вода - чистейшая! Но от неё фонит радиацией. А нам что, Казахстан, жарко. Офицера не было с нами, сами себе начальники. Ныряли, купались. Сейчас бы, конечно, даже близко к этой воронке не подошёл, а тогда - мальчишки...

Павел Васильевич не привык сидеть без дела. Ему нужно чем-то заниматься, быть полезным. Так он вступил в «Боевое братство», где чувствует себя нужным. Сейчас он считает, что находится на своём месте и занимается правым делом.

Сергею Николаевичу Матвиенко и его сослуживцам ещё на призывном пункте в Барнауле капитан сразу сказал, что девяносто процентов из них попадут в Чечню.

- Предложили тем, кто не хочет, отказаться. Но у нас у каждого же брат - «Сталлоне», а батька - «Шварцнегер», - шутит наш собеседник. - Нас три брата в семье, все служили. Младший после ранения в СВО восстанавливается сейчас.

Подготовку проходил в учебном центре п. Персиановский Ростовской области. Здесь земляк получил военную специальность механик-водитель БМД (боевая машина десанта), БТР-Д (бронетранспортёр десантный). Из учебки его перевели под Владикавказ, в п. Чермен.

- В учебке на пост номер один ходил - это охрана знамени штаба. Если захватят флаг, часть расформируют, - рассказывает наш собеседник. - В мае я уволился, а в сентябре произошёл теракт в Беслане. Наша часть стояла на границе, наверное, в километрах пятнадцати от него. Смотрел на события и понимал, что пацанам там тяжело.

Пункт временной дислокации располагался в Самашках. Отсюда их распределяли по блокпостам. Для них, юных ребят, оказаться там было приключение. Они радовались, когда в руки дали оружие. Были полны азарта и энтузиазма.

- Чем больше спишь, тем больше хочется. На посты ходили, спали по четыре часа в сутки, и вполне высыпались. Потом в часть вернулись, отбой в десять, а ты в три часа глазами хлопаешь - выспался, - вспоминает Сергей Николаевич. - Случались нападения на посты. Была дорога Владикавказ-Грозный. Там есть населённый пункт Первомайский. Этот пост охраняла милиция Карачаево-Черкессии, мы находились в старом здании сельсовета, с тыла прикрывали. Было небольшое движение в нашу сторону. В Серноводском нападали на соседний пост. Шла перестрелка. Нам туда нельзя, вдруг отвлекающий манёвр. Помочь ничем не можем, хорошо они сами отбились.

Евгений Сергеевич Тумашов начинал служить в Хабаровске, в с. Князя-Волконского, в мотострелковом подразделении. Здесь располагается учебный центр по подготовке младших специалистов мотострелковых войск - управлял БМП-1, БМП-2. Потом попал в полк «Млечник». Отсюда всех отпустили на десять дней домой. Когда вернулись в часть, командир отобрал новобранцев, которые отправились на Северный Кавказ. Через час они уже были на плацу с вещами, в полном обмундировании. С несколькими остановками на грузовом самолёте добрались до Моздока, потом до Ханкалы. Здесь ещё раз распределили бойцов, осталось человек двадцать, в числе которых и Евгений Сергеевич, их посадили в БТР-70, загрузили в броню, а сверху для подстраховки вооружённый десант - поехали до Аргуна.

- По пути нас обстреляли, ощущения неприятные, конечно, - делится воспоминаниями земляк. - Приехали в разбитую промзону, где располагались палатки. Несколько дней проходили курс молодого бойца, а потом выдали автоматы. Сначала был командиром отделения, затем заместителем командира взвода. Потом перешёл на механика-водителя колёсной бронетехники. И до конца службы остался механиком. Нормально служили, выполняли свои боевые задачи. Заднюю не давали, несмотря на то, что были 18-19-летними пацанами. Были и потери, и раненые. Сам получил лёгкую контузию. Отказался от госпитализации и продолжил нести службу.

После этого роту срочников по желанию переводили в Шалинский полк. Евгений Сергеевич подписал контракт и остался среди своих, в «Млечнике». -

Здесь началась более серьёзная служба. Это был 2001 год, а в 2002-м - обучал новых контрактников, среди которых были и ветераны Афганистана, - рассказывает Евгений Сергеевич. - Самое неприятное это «зелёнка» - лесная местность, где прятались боевики. Они делали растяжки на деревьях, в невидимых местах привязывали противотанковые мины, провод от радиостанции мог задеть, и весь десант на броне погибал. Колонны расстреливали исподтишка, в открытую, лицом к лицу, они боялись выходить с армией России, потому что мы бы их разгромили. Основные потери были по «зелёнке», уничтожалась первая и последняя техника, чтобы остальные не могли развернуться, отойти. И в этот момент колонну жгли.

До начала специальной военной операции участники Всероссийской общественной организации ветеранов боевых действий «Боевое братство» и Общероссийской организации «Российский союз ветеранов Афганистана» проводили патриотические мероприятия, помогали матерям погибших ребят в Афганистане и Чечне. Некоторые из них сейчас снова на фронте, защищают наше мирное небо. А другие бойцы помогают им - отправляют гумани- тарные грузы, проводят встречи с детьми, чтобы они знали, за что сражаются соотечественники и земляки. Каждый из них сам прошёл войну и знает, как важна поддержка дома. Они ведут борьбу в тылу, воспитывают поколение, которое будет равняться на героев и тоже в нужное время встанет на защиту Отечества.

Ирина БУЦКИХ.

Фото Ксении ОЧКИНОЙ.