А мы подошли к интересному: к исследованию субмарины. И не просто субмарины, а Белой субмарины. Мы продолжаем своеобразный литературный детектив по книге братьев Стругацких «Обитаемый остров», и пытаемся разобраться, что же там происходило, относясь к книге, как к некоему документу, а ко всему написанному – как к показаниям свидетелей.
«За дюнами открывалась небольшая мелководная бухта, и субмарина возвышалась над водой в сотне метров от берега. Собственно, она совсем не была похожа на субмарину и, тем более, на белую. Гай решил сначала, что это — не то туша какого-то исполинского двугорбого животного, не то причудливой формы скала, невесть откуда вставшая из песков. Но Максим сразу понял, что это.»
Странно. По идее, это Гай должен был сразу понять, что это. Просто у землян таких глобальных и огромных субмарин быть не должно.
«Он даже предположил, что субмарина заброшена, что стоит она здесь уже несколько лет и что ее засосало. Так оно и оказалось. Когда они добрались до бухты и спустились к воде, Гай увидел, что длинный корпус и обе надстройки покрыты ржавыми пятнами, белая краска облупилась, артиллерийская площадка свернута набок, и пушка смотрит в воду. В обшивке зияли черные дыры с закопченными краями — ничего живого там, конечно, остаться не могло.»
Описание вызывает у нас некоторые сомнения. Ржавые надстройки и облупившаяся краска, но при этом – края закопчённые. Непонятно, чем стреляли и когда. Кумулятивный снаряд хорош тем, что струя бьёт вперёд, там нет никакой копоти. Похоже, стреляли обычным боеприпасом, и он взорвался при контакте с броней субмарины.
«— А это точно белая субмарина? — спросил Максим. — Ты видел их раньше?
— По-моему, она, — ответил Гай. — На побережье я никогда не служил, но нам показывали фотографии, ментограммы… описывали… Даже учебный фильм был — "Танки в береговой обороне"… Это она. Надо понимать, ее вынесло штормом в бухту, села она на мель, а тут подоспел патруль… Видишь, как ее расковыряли? Просто не обшивка, а решето…
— Да, похоже… — пробормотал Максим, вглядываясь. — Пойдем, посмотрим?»
Почему Гай не понял сразу, что это субмарина? Что это был за шторм, что забросил АПЛ в мелководную бухту? Патруль подоспел во время шторма? Шторма, который выкинул такое, считай, на берег? Да там ад на этом пляже творитлся, при таком-то раскладе… Нам видится несколько иной сценарий. Субмарину выбросило на мель, пусть очень, ОЧЕНЬ сильным штормом. Экипаж был эвакуирован, а уже потом, по пустой субмарине, постреляли из танка.
Дальше мы узнаём о суевериях по поводу субмарин и о запрете подниматься на борт. Кстати, понятно почему такой запрет существует: скорее всего, излучение передвижных излучателей не пробивает броню, и солдаты начинают паниковать.
«Гай не успел и слова сказать, только рот раскрыл, а Максим уже прыгнул в воду, нырнул и долго не показывался, у Гая даже дух захватило его ждать, когда черноволосая голова появилась у облупленного борта точно под пробоиной. Ловко и без усилий, как муха по стене, коричневая фигура вскарабкалась на покосившуюся палубу, взлетела на носовую надстройку и исчезла. Гай судорожно вздохнул, потоптался на месте и прошелся вдоль воды взад-вперед, не сводя глаз с мертвого ржавого чудища.»
У нас нет данных о том, как и сколько плыл Максим, потому будем ориентироваться на Гая. Он перестал дышать, а потом жадно стал хватать воздух ртом. То есть прошло секунд сорок. Значит, Максим проплыл метров сто. Может чуть больше. И, кстати… Если следы от попаданий Гай разглядел на таком расстоянии, то их диаметр около 30 сантиметров, с учётом копоти. А сами пробоины – меньше.
«Он плакал и торопился, сорвался в конце концов и загремел вниз, пролетел несколько метров и упал на песок. Здесь был железный коридор, тускло освещенный редкими пыльными лампочками, на полу под шахтой за годы и годы нанесло тонкого песку. Гай вскочил, — он все еще торопился, он все еще очень боялся опоздать, — и побежал, куда глаза глядели, с криком: "Я здесь, Мак… Я иду… Иду…"»
Интересный момент. Оставим это «за годы и годы». Давайте прикинем, как там песок мог оказаться. Он мог попасть через люк или пробоины. Но люк открыл Максим. Песок могло нанести водой или ветром. Ветер сомнительно. До берега сто метров, ветра должны быть очень сильные. Опять же, сомнительно, что ветер смог нанести песок через небольшие дырки.
Вода? Тут надо смотреть на то, в каком состоянии лодка, но если виновата вода, то интересно получается. Или за «годы и годы» море сильно отступило от берега, или тут очень сильные приливы и отливы. Шторма? Пожалуй нет, пробоины небольшие, вряд ли в лодку могло проникнуть столько воды, чтобы нанести песок. Примем пока за рабочую гипотезу обмеление моря и приливы с отливами.
И тогда многое становится понятно. Скорее всего, во время прилива, штормом, подошедшую к берегу для десанта лодку выбросило вперёд. Потом случился отлив и лодка села окончательно. Но это значит, что:
1. На море бывают сильнейшие шторма, что объясняет отсутствие надводного флота (Такая гипотеза была высказана, кстати, в ходе одного из предыдущих обсуждений).
2. У Саракша есть спутник.
Ну а дальше через пробоины в лодку намывало песок. Вроде, пока логично получается.
«— Что ты кричишь? — недовольно спросил Максим, высовываясь словно бы из стены. — Что случилось? Палец порезал?»
Нет, он получил большую дозу радиации, а таблетки все съели. А вообще, версия о том, что на месте крушения самолёта был источник сильного радиационного заражения, объясняет, почему там была «очень грязная вода», а тут её нет. Но почему Максим так… странно среагировал на Гая?
« — Массаракш, я ничего не слышал, — виновато сказал Максим. — Понимаешь, здесь великолепный радиоприемник… я и не знал, что у вас умеют делать такие мощные…»
Ну, сейчас-то зачем дурака включать? Находясь на борту АПЛ, проехав на атомном танке, увидев потрясающую по чёткости картинку с камер наблюдения в бункере? Наконец, зная о том, что тут сделали ПБЗ, которые мозги набекрень людям сворачивают...
« — Приемник, приемник… — ворчал Гай, протискиваясь сквозь полуоткрытую дверь. — Ты тут развлекаешься, а человек из-за тебя чуть не свихнулся… Что это у них здесь?
Это было довольно обширное помещение с истлевшим ковром на полу, с тремя полукруглыми плафонами в потолке, из которых горел только один. Посередине стоял круглый стол, вокруг стола — кресла. На стенах висели какие-то странные фотографии в рамках, картины, лохмотьями свисали остатки бархатной обивки. В углу потрескивал и завывал большой радиоприемник — Гай таких никогда не видел.»
Не похоже, чтобы в отсеке побывала вода. Здесь даже свет есть. То есть реактор АПЛ работает. Он исправно даёт энергию. И он не повреждён. Нас снова поражает культура труда и гений инженерной мысли саракшанцев.
«— Тут что-то вроде кают-компании, — сказал Максим. — Ты походи, посмотри, тут есть на что посмотреть.
— А экипаж? — спросил Гай.
— Никого нет. Ни живых, ни мертвых. Нижние отсеки залиты водой. По-моему, они все там…
Гай с удивлением посмотрел на него. Максим отвернулся, лицо у него было озабоченное».
С чего бы им всем быть там? Разве что массовое самоубийство, но как-то это странно. Тут, скорее, или экипаж сумел отбить атаку танкового патруля и эвакуировался, или покинул субмарину до обстрела. Нет, конечно, лодку могло выбросить на берег с мёртвым экипажем, но тогда вопрос – где тела? Как они все оказались в нижних отсеках? При том, что та же кают-компания выглядит нетронутой. Скорее всего, экипаж высадился на берег, или был снят на вторую субмарину. Или… Какие ещё есть гипотезы?
Пока закончим статью. Дальше нас ждёт информация об Островной империи, а это надолго. Что мы имеем в итоге?
1. Наличие одного орудия, увиденного нашими героями, ни о чем не говорит. Они не исследовали всю лодку. По идее, там даже ракетные шахты могут быть. И конечно там могут быть орудия, которые поднимаются при необходимости.
2. Экипаж АПЛ покинул судно.
3. Море Саракша весьма капризное, в нем случались чудовищные шторма.
4. У Саракша есть спутник.
5. Техника Саракша чрезвычайно надёжна.
6. На месте падения самолёта в воде действительно мощный источник радиации.
7. Климат Саракша меняется, что неизбежно после ядерной войны, море мельчает.
8. Максиму Гай зачем-то нужен, но относится он к нему… так себе.
На сегодня все, продолжение следует! Ах да, у нас спрашивали, как обстоят дела с новой книгой, так вот: книга «Путь Предвиденного» в процессе написания, спасибо нашему ридеру, Александре, за ценные замечания. Ну а если хотите помочь нам с озвучкой «Большой игры», то вот ссылка. Мы в любом случае это сделаем, но с вашей помощью получится быстрее.