Сегодняшнюю статью хочу посвятить деткам, испытывающим сложности с активной речью. Подниму вопрос о работе с активной произносительной функцией. Постараюсь объяснить, что такое кинетика и кинестетика речи, как она влияет на процесс мышления, какие еще патологии могут наслоиться в системе неговорящего ребенка, и почему данные недуги с таким большим трудом поддаются коррекции.
Достаточно часто на прием приходят молчаливые дети. Сложно определить сходу у такого малыша какой комплекс недугов у него наслоился. В прошлом году смотрела 2х маленьких детей. Обоим рекомендовала запустить процесс активной речи через чтение, дала маршрут работы в зоне ближайшего развития. Через год дети ко мне вернулись. Родители честно работали, оба ребенка, хотя им еще нет пяти лет знают буквы и умеют читать слоги. Первый мальчик научился читать слова и его активная речь запустилась, вышли наружу другие нарушения связанные с процессом обработки информации, но ребенок сейчас активно говорящий. Второй малыш так же научился читать слоги, и сейчас в процессе обучения чтению. Данный ребенок все-таки говорит, но словарный запас активной речи крайне скудный. Начали работать над пониманием слышимого потока и дело пошло, ребенок начал слышать и анализировать на слух фразы из 3-4х слов, соотносить анализ с выбором ответа на картинке, но активная речь все так же стопорилась. Какие-то слова малыш мог произнести, а какие-то сильно глотал и висел, было видно, что стремления говорить самостоятельно у него нет. Давайте сравнивать и думать, что же дает нам такую вот симптоматику.
Речь ребенка - это сложный процесс. Ее можно разделить на две большие группы. Речь активная-произносительная и патологии этой сферы, а так же речь пассивная- внутренняя и нарушения мышления связанные с ней. Внутренняя речь представлена нам группой патологий слухового анализатора (слуховые агнозии разной этиологии, не понимаю слышимого слова, не воспринимаю поток звуков в нужном порядке, не соотношу слышимый шаблон слова с видимым объектом, использую ограниченный набор речевых произносительных штампов, так как они соединились в системе мышления вот в таком грубом, масштабном искажении выдав отсроченную эхолалию).
С кинетикой-произносительной стороной речи проблем возникает не меньше. Прежде чем говорить о патологиях мышления, вызванных группой кинетических шаблонов стоит сказать о патологиях тонуса речевого аппарата. В данный момент к тонусом патологиям можно отнести два грубых нарушения-такие как дисфагия и дизартрия. У кого наблюдаются данные патологии? Чаще всего ими страдают детки с ДЦП, а так же дети с синдромными нарушениями, дети перенесшие ишемические поражения в родах или внутриутробно, дети после кровоизлияний в мозг разной этиологии на фоне недоношенности. Дизартрия имеет много форм. Есть две градации данного недуга. Одна относится к детской патологии, вторая ко взрослой. Каждый специалист по-своему работает с ее группировками, но в любом случае данное нарушение проявляется различным поражением групп мышц в зависимости от участка нарушения в головном мозге. Так или иначе дизартрия всегда требует ручной работы специалиста в области логопедического массажа. (И это не курс 10 раз в 3 месяца на поддержание, для выхода из грубой дизартрии работают 1-1, 5 месяца с перерывом в 2-3 недели, или как в Китае половину года сплошняком.) В отличии от Западных стран логопедический массаж в нашей стране достаточно распространенная процедура. Если там принято не мучать больных пациентов болезненной и неприятной работой, то у нас она имеет медицинскую направленность и активно применяется в коррекции восстановления тонусовых нарушений. Массаж в России представлен двумя видами работы: ручной и зондовый. Ручной массаж происходит посредствам воздействия руки логопеда, обычно его делают при помощи стерильной марли. При зондовом массаже применяют специальные приспособления-железные зонды. Зондовый массаж так же разделен на две школы мастеров разработавших зонды: массаж по зондам Е.В.Новиковой, и массаж зондами Т.Воробьева и О. Крупенчук. Зондовый массаж процедура куда более жесткая, она имеет большее количество противопоказаний. Детям с эпилепсией в принципе массаж нужно делать с большой осторожностью, чтобы не вызвать приступ.
Сейчас очень много продается различных вариантов новых зондов с бусинами, тренажерами и интересными приспособлениями. Скажу честно, применяя их на практике пришла к выводу, что ничего лучше стандартной железной классики все-таки не изобретено. Вроде бы безобидные резиновые бусинки в работе давали весьма болезненный и не очень точный результат, для каких-то вариантов упражнений они вполне себе удобны, а для каких-то лишь усиливают и без того болезненный эффект. Лично я считаю зонды Е.В. Новиковой более профессиональными, узконаправленными и удобными. Есть по работе с ними и описание и методические пособия. Работа с ними является ведущей на курсах по логопедическому массажу. (У меня, кстати, есть сертификат в данной области.) Зонды Т.Воробьевой и О.Крупенчук попроще в своей работе, они более доступны в плане представления о работе с тонусом. Если зонды Е.В. Новиковой меняют свою функцию от системы воздействия рук специалиста, то зонды второй группы четко распределены по задачам самого тонуса. Они тоже имеют место быть, их не плохо применять у деток синдромников в качестве профилактики того же низкого тонуса, например. Систему работы с зондами логопеды изучат на курсах по логопедии, так же часто подобные курсы организуют при стационарах больниц. Совсем недавно меня пригласили на курс по Дизартрии для пациентов постинсультного отделения МОНИКИ в г. Москве. Еще луче перенять работу у практикующего специалиста. Я училась массажу у логопеда, много лет проработавшего с детками с ДЦП. К сожалению, специалисты не всегда стремятся делиться опытом, и из трех сильных лого массажистов лишь одна реально показывала и корректировала практику, остальные позволяли лишь наблюдать их работу. Приемы простенького ручного массажа можно почитать в книгах по работе с лежачими пациентами с грубым поражением головного мозга, в том числе и в западных изданиях. Там они подаются чуть ли ни как вершина достижений уходового подхода, но так или иначе в любом случае новая информация никогда не является лишней.
Вторая большая группа нарушений мышечного тонуса- это группа работы с корнем языка-дисфагией. Вот это нарушение куда сложнее, особенно когда речь заходит о детях. Физиологически корень языка у деток более поднят. Природа создала данный механизм чтобы кроха не захлебнулся в первые месяцы жизни. По мере роста и развития тонуса организма корень опускается в горло, занимая свое физиологическое состояние. Однако при грубом поражении головного мозга, при наслоении дизартрических проявлений этого не происходит. Так возникает два вида патологии бульбарная (пониженный тонус) и псевдобульбарная дисфагия (повышенный тонус). Проблема в том, что не смотря на розницу тонусовых состояний из-за системы нарушения очистки ротовой полости под корнем языка скапливается слизь, она визуально подкидывает пораженный участок вверх, и многие специалисты неверно диагностируют форму недуга. Хуже того эти ошибки часто можно наблюдать и в учебниках, и только активные практики, с которыми мне довелось работать могут указать на данный аспект. Как выражается подобный недуг? Чаще всего нарушение прослеживается в попёрхивании на разные виды пищи кто-то из детей давится водой и прекрасно есть хлеб или рассыпчатую кашу, кто-то давится печеньем (обычно тут идет совмещение формы с нарушением контроля языка), кто-то не может есть протертую еду с комочками, при параличах более низких отделов гортани наблюдается система питания подобно еде пеликана, когда малыш словно закидывает в глотку пищу, прежде чем проглотить ее. Работа с данным недугом одна из самых сложных, здесь нужно быть очень осторожными, так как при неверном и несвоевременном введении прикорма еда может попасть в легкие и дать воспалительный процесс. Часто дети с ДЦП умирают именно от пневмонии на фоне простуды, которая усугубилась подобным недугом. Сопли стекают не в глотку, а в легкие. К сожалению, даже восстановив процесс глотания остаточные проявления недуга мешают активной речи, язык, оттянутый в глотку, просто не может дать нужных звуков и их сочетания, такие дети часто так и остаются не говорящими. Методик работы на корне языка очень мало, все они привязаны к процессу отодвигания активного рвотного рефлекса, а так же к системе применения биологической очистки гортани посредствам кашлевого рефлекса. Лично я перенимала лично методику разработанную одним из логопедов в Евпатории за свои 20 лет работы на корне языка у деток с ДЦП при помощи зондов Е.В. Новиковой. Методика хорошая, но, к сожалению, специалист нигде в научной литературе не описала ее. Некогда ей, она работает на потоке больных детей. Описанные более мягкие методики можно изучить в книге С.Фрей "Нарушения глотания у детей". Это современная немецкая литература о междисциплинарном подходе к данной проблеме, что мне очень понравилось в книге дается тонусовые нарушения узко в разрезе многих генетических синдромов.
Итак, мы разобрали две большие группы тонусовых патологий входящих в моторный спектор, а теперь вернемся к нашим патологиям мышления, дающим нам нарушения активного произнесения. Данных патологий выделяют две формы кинестическая-афферентная форма патологии (Я не могу произнести ни одного звука, я не представляю, как сложить губы и рот для произнесения, как подать воздушную волну.) и кинетическая-патология последовательности эфферентная форма (Я могу повторить алфавит, могу читать слоги, но с трудом соединяю слоги между собой, с трудом произношу слова). Часто афферентную форму видно и в общей моторике тела ребенка. Движения такого ребенка штамповые, присутствует синдром рука-лопата, когда ребенок не может повторить движения пальцев по образцу. Именно таким деткам необходимы речевые укладки каждого звука, сформированные руками логопеда. Эфферентную форму наблюдала в грубом проявлении у мальчика 15 лет. К моему удивлению, ни одного прочего типа нарушения мышления у ребенка выявлено не было, при этом он в своем достаточно взрослом возрасте медленно произносил слова и говорил по слогам. Это очень сильно затормозило развитие, не смотря на отсутствие нарушений в области понимания речи и вполне себе нормальный уровень интеллекта такому ребенку был выставлен аутизм и инвалидность была присвоена именно по нему. Эфферентная форма разрабатывается путем оттачивания системы переключения с одного звука на другой, сначала в слогах, потом в цепочке слогов, а потом в автоматизированных цепочках счета и стихов.
Важный момент чаще всего тонусовые нарушения идут рука об руку с моторными формами патологиями мышления. И в данном ключе ведущей оказывается именно тонусовая патология, так как невозможно запустить активный речевой уклад или его переключение, когда язык, например, физиологически оттянут в голо посредствам не ушедшей до конца формы дисфагии.
А теперь вернемся к нашим деткам, что были описаны в начале статьи. Почему один малыш легко начал читать и говорить, а второму этот процесс дается сложнее. У первого ребенка патология имеет исключительно семантическую природу, а вот второй показал комплексный наслаивающийся недуг произносительной моторной и семантической формы. И выявить это помогла азбука. Та самая, которую избегают классики онтогенеза здорового ребенка. Почему тест на чтение очень удобен в диагностике произносительных форм мышления? Во-первых, читая и произнося букву мы сразу же можем выявить афферентную форму патологии- когда малыш не может этого сделать. Во-вторых, при формировании чтения по слогам нам открывается картина эфферентной формы переключения, и мы можем диагностировать данный вид патологии. Так же зрительная поддержка на образ буквы и слова помогает кинетическому и кинетическому шаблону собраться. Не даром мудрые, опытные логопеды, много лет работающие в области запуска речи парализованным деткам с поражениями головного мозга, отмечают, что с поддержкой на текст и чтение ребенок произносит звуки и сливает их куда более качественно.
Что хочу сказать родителям деток, испытывающих сложности с произношением: "Не сидите и не ждите у моря погоды. При афферентной и эфферентной форме у ребенка может быть минимальный набор активной речи в виде 10-15 слов штампов, при этом визуально грубые нарушения тонуса у таких деток отсутствуют. Это не говорит о том, что у вашего малыша не сформировалась произносительная патология мышления. Часто такой ребенок может во время стресса произнести целое новое, большое слово или фразу и это тоже не признак аутизма, а вполне себе обычное проявление данного недуга ". Кто работает с грубыми формами дизартрии и дисфагии? Чаще всего это все те же клинические логопеды. В мой курс обучения на афазиолога входили и дисциплины по дизартрии и дисфагии, так же не плохо иметь сертификаты по массажу. А еще лучше, чтобы у специалиста была практика работы с пациентами с грубыми поражениями головного мозга по типу параличей. Афферентная форма требует на запуске формирования речевого уклада. Подобные укладки хорошо описаны в работах Л.Г. Нуриевой и я сталкивалась с родителями, что поставили их по ее книгам, эфферентная форма переключения уже не требует постановки самого уклада, но требует переключений".
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.