В любой современной войне нельзя победить противника, не нарушив его тыл.
Во Второй мировой войне тыл нацистской Германии систематически разрушали западные союзники по антигитлеровской коалиции: Британия и США. За 10 месяцев операции «Пойнт Бланк» (июнь 1943 – апрель 1944 гг.) они совершили 300 тыс. самолёто-вылетов, и сбросили на Германию и северную Францию 800 тыс. тонн бомб (то есть по 80 тыс. тонн в месяц). Затем, прикрывая высадку десанта «Оверлорд» в Нормандии, союзники за год (май 1944 – май 1945 гг.) сбросили на тылы противника ещё 1,9 млн. тонн бомб (по 158 тыс. тонн в месяц).
Эти удары позволили Красной Армии бить все рекорды по быстроте наступления с востока, обрушивая ослабленный фронт нацистов, и создавая для них в Восточной Европе 24 больших и малых «котла» окружения.
Для ударов по тылам противника эффективно только использование авиации. Попытки использовать для этих целей только дальние ракеты не приводят к успеху.
Вот здесь объясняется, почему ракет для нарушения работы тыла противника недостаточно:
Однако в нынешнем конфликте РФ применяет по тылам Украины исключительно ракеты и дальние беспилотники-камикадзе. Подсчитано, что с марта 2022 года по май 2024 года по тылам противника было запущено 4800 ракет и 3100 дальних дронов- «мопедов». Они доставили в тыл противника только 2 тыс. тонн взрывных устройств за 27 месяцев.
В сравнении с «Бурей в пустыне»
Авиация «коалиции ООН» в первые сутки операции «Буря в пустыне» (17 января 1991 года) применила по Ираку и Кувейту 7 тыс. тонн бомб. А всего за 38 суток операции авиация США применила по тылам Ирака 80 тыс. тонн бомб. В то время как РФ за месяц в среднем применяла по тылам Украины 74 тонны взрывных устройств. То есть удар, ежедневно наносимый Штатами по Ираку, был в 36 раз мощнее удара, ежедневно наносимого РФ по Украине в 2022-2024 гг.
Неудивительно, что за месяц США разбомбили в Ираке почти все электростанции и подстанции, отчего производство электричества в Ираке упало почти до нуля. Разбили все очистные сооружения и насосные станции городов - и ни один правозащитник не всплакнул по иракцам. Разбили не одну плотину, и не две - а просто все плотины в Ираке. И все мосты до одного. И порт. И все вокзалы. И аэродромы. И нефтеперерабатывающие заводы.
Поэтому Ирак не мог никуда двинуть никакие силы: ничего не работало, ни транспорт, ни связь. Света не было. И ещё за месяц погибло 100 тысяч военных и 20 тысяч мирных жителей (не считая раненых). Были взорваны почти все правительственные здания и командные бункеры в Багдаде. Быстротой проведения операции иракцы были морально сломлены и запуганы. А правительство Ирака пошло на капитуляцию.
Что касается текущего конфликта, то, по всей видимости, в конце марта 2022 г. командованием ВС РФ было принято решение не использовать авиацию за линией фронта. С начала апреля это решение неукоснительно выполнялось: российская авиация больше не летала в районе Киева, а тем более – Днепропетровска, Винницы и Житомира.
И немедленно в Киеве появились делегации стран НАТО...
Версии
С тех пор было высказано множество предположений о причинах такого решения. Приведу здесь те из них, которые мне удалось встретить.
Сначала – невоенные причины отказа от глубокой воздушной операции. Эти доводы достаточно глупые, поэтому комментарии к ним буду приводить сразу.
1) Коммуникации врага нельзя нарушать по гуманитарным соображениям (погибнут люди). Очевидно, что чем дольше длится конфликт, тем больше гибнет людей. Невредимые коммуникации врага (порты, вокзалы, мосты, телевышки и телестудии, базовые станции сотовой связи, интернет-серверы) позволяют противнику продолжать войну и увеличивают число погибших. Американцам в 1991 году это было хорошо известно.
2) Их нельзя нарушать по экономическим соображениям (иначе потом придётся тратить средства на восстановление мостов, вокзалов, портов). Здесь – то же самое: чем дольше длится конфликт, тем больше будет разрушений.
3) Или по коммерческим соображениям: Россия продолжает продавать в Европу различные товары через Украину, а разрушение мостов и портов нарушит поставки. Такой довод даже комментировать не буду.
4) Центры принятия решений нельзя трогать для сохранения правительства Украины, чтобы было с кем сидеть за столом переговоров. Такое соображение почему-то не заботило США при ударах по Ираку. Очевидно, что какое-то правительство Ирака всё равно в итоге нашлось, и подписало капитуляцию.
5) Центры принятия решений находятся не в Киеве, а в Лондоне и в Пентагоне, поэтому наносить удары по Банковой нет смысла. Это наиболее часто встречающийся довод. Люди, которые его высказывают, не понимают, что кроме центров принятия решений есть ещё центры исполнения решений. Решение мало принять, его затем нужно исполнить. Верховная рада, офис президента, здания министерств и спецслужб, офисы нацбанка, здания областных администраций – это терминалы связи, это архивы и документация. Это центры исполнения решений Лондона и Пентагона. Без исполнителей само принятие решений не имеет силы.
Ко всем приведённым доводам есть один общий контрдовод. Мы же знаем, что Россия ведь всё равно наносит удары по тылам противника. "В час по чайной ложке" стреляет ракетами по военным заводам, по аэродромам, портам и электростанциям. Поэтому массированное использование авиации могло бы радикально упростить эти удары, сократить время, которое противник может потратить на восстановление объектов. Ведь быстрота и массирование – это то, что вызвало кризис тыла и в Германии 1945 года, и в Ираке 1991 года.
Да, кстати, друзья! Вполне возможно, что какие-то ещё доводы я не учёл. Подайте мысль в комментариях!
В следующей статье перейдём к разбору возможных военных препятствий для использования авиации: