Найти в Дзене

Как советский эксперимент освободил женщин от плиты: история новосибирских фабрик-кухонь

«Долой кухонное рабство, да здравствует новый быт!» Именно под таким девизом в 20-х годах прошлого века советское государство пыталось освободить женщин от готовки, чтобы загрузить другой работой. Главная роль в этом вопросе отводилась фабрикам-кухням. Как эта идея была реализована в Новосибирске, и что сейчас размещается в этих зданиях, читайте дальше. Первая фабрика-кухня была открыта в квартале с домами-коммунами рядом с железнодорожным вокзалом. Предполагалось, что она будет обеспечивать горячим питанием (в том числе обедами на дом) и полуфабрикатами работников железной дороги, проживающих в этих домах. Советская Сибирь 28 июня 1930 года так анонсировала открытие этого заведения: 1 июля в Новосибирске открывается первая механизированная фабрика кухня ТПО. Угол Межениновской улицы, рядом с квартальным строительством. Пропускная способность фабрики рассчитана на 10 тысяч блюд. Механизированная фабрика (мясорубки, картофелечистки, корнечистки, овощемешалки) в большинстве своем советск
Оглавление

«Долой кухонное рабство, да здравствует новый быт!» Именно под таким девизом в 20-х годах прошлого века советское государство пыталось освободить женщин от готовки, чтобы загрузить другой работой. Главная роль в этом вопросе отводилась фабрикам-кухням. Как эта идея была реализована в Новосибирске, и что сейчас размещается в этих зданиях, читайте дальше.

Первую фабрику-кухню в Новосибирске построили возле вокзала

Первая фабрика-кухня была открыта в квартале с домами-коммунами рядом с железнодорожным вокзалом. Предполагалось, что она будет обеспечивать горячим питанием (в том числе обедами на дом) и полуфабрикатами работников железной дороги, проживающих в этих домах.

Советская Сибирь 28 июня 1930 года так анонсировала открытие этого заведения:

1 июля в Новосибирске открывается первая механизированная фабрика кухня ТПО. Угол Межениновской улицы, рядом с квартальным строительством. Пропускная способность фабрики рассчитана на 10 тысяч блюд. Механизированная фабрика (мясорубки, картофелечистки, корнечистки, овощемешалки) в большинстве своем советского производства. Обеды будут отпускаться главным образом железнодорожникам и их семьям. При фабрике-кухне открыта столовая вместимостью на 400 человек. Отпуск обедов на дом будет ограничен (не более 500 обедов).
-2

Вот как она выглядела в 30-ые годы. Любопытно, что на ней постоянно менялась вывеска. Сначала это была механизированная фабрика-кухня, потом слово механизированная исчезло из названия.

-3

Здание с широким остеклением в стиле конструктивизма дожило до наших дней, однако сейчас по своему виду практически не отличается от современных минимаркетов.

Фабрика-кухня «Красного кожевника» стала Домом культуры

Еще одну фабрику-кухню чуть позже начали строить на пересечении улиц Дуси Ковальчук и Владимирской, в районе речки 1-я Ельцовка. Она предназначалась для рабочих Новосибирской обувной фабрики (сейчас обувная фабрика «КОРС»). Рядом строился четырехэтажный дом-коммуна кооператива «Красный кожевник».

-4

Помещение столовой рассчитывалось на 522 человека. Из них 60 мест предназначалось для детского зала и 73 – для диетического. Также планировалось открыть магазин полуфабрикатов, кондитерскую, диетическую кухню. В Справочнике Новосибирска 1935 года можно найти «Фабрику-кухню строительства обувной фабрики», проектной мощностью 35 тыс. блюд в сутки. В этом же здании находились клуб имени Кирова и библиотека.

Как долго фабрика-кухня работала в этом здании – информацию я не нашла. По некоторым данным уже в конце 40-х годах здесь остался только клуб имени Кирова (сейчас – Дом национальных культур имени Г. Д. Заволокина). Здание обшито сайдингом, и увидеть в нем строение эпохи конструктивизма сейчас уже сложно.

Фото с сайта Культура.РФ
Фото с сайта Культура.РФ

Что готовили на фабриках-кухнях

Меню новосибирского общепита, к сожалению, у меня нет, но можно обратиться к литературе. Фабрики-кухни открывались по всему СССР, и вот как забавно описывается ее посещение в романе «Золотой теленок».

Фотография Александра Родченко, сделанная в 1931 году
Фотография Александра Родченко, сделанная в 1931 году
В большом зале фабрики-кухни среди кафельных стен под ленточными мухоморами, свисающими с потолка, путешественники ели перловый суп и маленькие коричневые биточки. Остап осведомился насчет вина, но получил восторженный ответ, что недалеко от города открыт источник минеральной воды, превосходящий своими вкусовыми данными прославленный нарзан. В доказательство была потребована бутылка новой воды и распита при гробовом молчании.

Предполагаю, что меню везде было плюс-минус похожим. Кстати, обязательным был расчет калорий для работающего человека – комплексный обед должен был полностью покрывать потребности в белках, жирах, и углеводах. А вот должен ли он быть при этом вкусным – это другой вопрос.

Окончание эксперимента

Кухни-фабрики в Новосибирске планировалось открыть и в других районах. «Советская Сибирь» писала, что утвержден проект фабрики-кухни на Левом берегу с расчетом на 100 000 (!) блюд. И еще одна – на улице Мостовой, до 50 000 блюд, чтобы обслуживать рабочих Фабричного района и Закаменки. Но эти планы реализованы не были.

-7

Уже во второй половине 30-х годов фабрики-кухни строить перестали. Это оказалось дорого, и на смену им пришли небольшие столовые, которые открывались практически на каждом предприятии. Но эксперимент, с государственной точки зрения, наверное, можно считать удавшимся. Работающий народ действительно привык питаться в общественных местах, а женщины пополнили трудовой ресурс, в котором тогда нуждалась страна.

А у меня небольшой опрос: интересуют места общественных столовых Новосибирска, остались ли какие из них, со времен СССР? Знаю только одну, на проспекте Дзержинского, но зайти туда не решилась