Найти в Дзене

Все о рамных снегоступах: нюансы конструкции, как сделать правильный выбор

Ранее мы писали о том, что современные снегоступы делятся на 2 основных типа: рамные и цельные (пластиковые). Если Вы мало знакомы с этим стремительно набирающим популярность атрибутом зимнего туризма, сначала рекомендуем прочитать материал "Что нужно знать о снегоступах начинающему туристу". А в этой статье мы дадим подробный анализ доступных в России рамных снегоступов, разберем нюансы их конструкции, а закончим советами по приобретению с указанием конкретных моделей и магазинов. Основные детали рамных снегоступов - это, собственно, рама, дека (полотно, которое натянуто на раму), крепление для обуви и перекладина, на которую фиксируется крепление, кошки, а также фурнитура, с помощью которой все эти элементы соединяются в единую конструкцию. Рассмотрим каждый из этих элементов подробнее. Рама современных снегоступов изготавливается из алюминиевой трубки. В принципе, это достаточно прочный и долговечный материал, который хорошо выдерживает даже пользователей с большими весом (120 кг и
Оглавление

Ранее мы писали о том, что современные снегоступы делятся на 2 основных типа: рамные и цельные (пластиковые). Если Вы мало знакомы с этим стремительно набирающим популярность атрибутом зимнего туризма, сначала рекомендуем прочитать материал "Что нужно знать о снегоступах начинающему туристу".

А в этой статье мы дадим подробный анализ доступных в России рамных снегоступов, разберем нюансы их конструкции, а закончим советами по приобретению с указанием конкретных моделей и магазинов.

Веселая туристка демонстрирует рамный снегоступ
Веселая туристка демонстрирует рамный снегоступ

Из чего состоят рамные снегоступы

Основные детали рамных снегоступов - это, собственно, рама, дека (полотно, которое натянуто на раму), крепление для обуви и перекладина, на которую фиксируется крепление, кошки, а также фурнитура, с помощью которой все эти элементы соединяются в единую конструкцию. Рассмотрим каждый из этих элементов подробнее.

Основные конструктивные элементы рамных снегоступов
Основные конструктивные элементы рамных снегоступов

Как устроена рама, каких размеров она бывает и что делать в случае поломки

Рама современных снегоступов изготавливается из алюминиевой трубки. В принципе, это достаточно прочный и долговечный материал, который хорошо выдерживает даже пользователей с большими весом (120 кг и более), не деформируется и не ломается, но есть одно большое "но". Рама - это не цельная конструкция, она состоит из 2 элементов, сочлененных как раз в месте наибольшей нагрузки, там где находится перекладина, на которую приходится весь вес пользователя. Именно в этом месте рама будет идти на излом, если сочленение выполнено не качественно. А такое бывает! Наиболее явный пример такого некачественного сочленения - отечественные снегоступы фирмы "Маяк". Уже после нескольких походов на них в месте сочленяется может возникать люфт, а потом в самый неожиданный момент рама ломается пополам. Со снегоступами других моделей такое почти не случается.

Рама снегосута в разобранном виде. Кстати, этот мнегоступ развалился в походе из-за того, что вылетели заклепки из деки, за счет натяжения которой детали рамы плотно удерживаются в месте сочленения. Исчезло натяжение и рама просто развалилась
Рама снегосута в разобранном виде. Кстати, этот мнегоступ развалился в походе из-за того, что вылетели заклепки из деки, за счет натяжения которой детали рамы плотно удерживаются в месте сочленения. Исчезло натяжение и рама просто развалилась

Что делать, если такой казус произошел с вами? Отправляясь в поход на рамных снегоступах, вам обязательно надо иметь с собой трекинговые палки, состоящие из нескольких секций, а также набор верёвочек (можно старых шнурков). Кто-то предпочитает использовать хомуты, но все же верёвочки и шнурки - вещь более универсальная. В случае поломки рамы вы просто накладываете на нее шину из секции трекинговой палки, фиксирует ее шнурками и спокойно возвращаетесь домой. Шнурки могут пригодиться и в случае поломки крепления.

Снегоступ, наспех отремонтированный в походных условиях
Снегоступ, наспех отремонтированный в походных условиях

Размер рамы может существенно отличаться. Выбирая размер надо ориентироваться на вес пользователя и на то, в каких условиях снегоступы будут использоваться. Если глубина снега не превышает 30 см, даже грузным людям можно гулять на маленьких снегоступах. А вот когда вы планируете отправляться на прогулку по глубокому снегу, выбирать снегоступы лучше с учётом следующих параметров:

Примерная таблица размеров рамныхз снегоступов (у разных производителей размеры могут оличаться, единого стандарта нет)
Примерная таблица размеров рамныхз снегоступов (у разных производителей размеры могут оличаться, единого стандарта нет)

Использование снегоступов "гигантских" размеров (выделены в таблице розовым цветом) в походах нецелесообразно даже тяжелыми людьми, они больше подойдут для рыбаков или для использования в хозяйственно-бытовых, производственных целях. Например для того, чтобы совершить обход придомовой территории после снегопада. В походе на таких огромных конструкциях ходить будет очень тяжело и неудобно.

Для справки: вес автора около 85 кг, но он часто использует снегоступы размера М (в тех случаях, когда понимает, что снег не очень глубокий или когда маршрут предполагает небольшую дистанцию в лесу и скорый выход на безлесую возвышенность). В начале зимы, когда глубина снега не превышает 30-40 см, он вообще использует S-ки.

Важно отметить, что размер рамы существенно отличается по длине, а вот ширина варьируется не сильно. Так, например, снегоступы размера S будут иметь ширину около 21 см, а самые большие из приведенных в таблице (XXXL) - 29 см. Но этот параметр тоже важно учитывать при подборе снегоступов - чем он больше, тем шире придется расставлять ноги при ходьбе. Если человек высокий, ноги у него длинные и ему вполне подойдут широкие снегоступы. А вот низким людям с короткими ногами даже при большом весе лучше выбирать маленькие варианты с небольшой шириной.

Положение ног на широких снегоступах у высокого и низкого человека
Положение ног на широких снегоступах у высокого и низкого человека

Дека и ее особенности

Дека для рамных снегоступов изготавливается из морозостойкого гибкого и прочного материала (термопластический эластомер ТРЕ, жесткий полимер HDPE и т.п.). В большинстве случаев к этому конструктивному элементу нет никаких нареканий, но есть исключения - все тот же отечественный "Маяк". Эластомер, который используется этой фирмой, на самом деле не такой уж и прочный, особенно на морозе. Дека этих снегоступов постоянно трескается, приходится ее зашивать, но это не всегда возможно. Например, в тех случаях, когда трещина образовалась в месте крепления (см. фото).

Потрескавшаяся дека снегоступа "Маяк" после ремонта
Потрескавшаяся дека снегоступа "Маяк" после ремонта

Крепление для обуви - самая технологичная часть снегоступов

Крепление для обуви на рамных снегоступах имеет разные варианты конструкции, но общий принцип всегда один и тот же: 2 ремня спереди (на носок и подъем стопы), один сзади (на пятку). Для фиксации передних ремней в абсолютно большинстве случаев используется фрикционная трещетка (такая же как на сноуборде). Но разработчики большой модели снегоступов фирмы Alexika решили использовать инновационный подход и придумали крепление, которое вы видите на фото справа.

-8

Задумка, конечно, интересная - так должно быть удобнее и надевать, и снимать снегоступы. Потянул за ремешок - затянул и зафиксировал сразу 2 крепления, потянул за веревочку - ослабил, можно ногу вытаскивать. Однако практика показывает, что для горных походов такой вариант не очень-то подходит. Нога вихляет, фиксируется не параллельно раме, а под углом. Ходить на большие расстояния по сложному рельефу совсем неудобно. А вот рыбаков, которые передвигаются по ровной поверхности водоема на небольшие расстояния, вполне может устроить такой вариант.

Крепление пятки бывает 3 типов: тканевые ремни с резиновой подкладкой на фастексах, резиновые ремни на алюминиевой пряжке и разработка уже не раз упоминавшегося "Маяка" - ремни, которые фиксируются при помощи "грибов" - специальных шипов на одной половинке ремня, которые вставляются в отверстия на другой половинке (См фото)

Типы крепления пятки
Типы крепления пятки

Старый добрый фастекс - самый оптимальный вариант крепления: быстро фиксируется, легко регулируется под размер обуви. Если Вы будете единственным хозяином снегоступов и вся обувь у Вас одинаковая по наружнему размеру, то грибы тоже неплохой вариант. Но если Вам придется хотя бы иногда перенастраивать крепление под размер обуви, с грибами лучше не связываться: засовывать их в дырочки на другой части ремня - целая морока, вставляются они очень туго. Ну а что касается пряжки, то это самый неудобный и ненадежный вариант - снегоступы с такими креплением лучше не использовать. А учитывая то, что "грибное" крепление используется только на снегоступах фирмы "Маяк", которые, в принципе, лучше не приобретать для туризма... Останавливаем свой выбор на фастексах.

Платформа для ноги, перекладина и кошки

Крепление для обуви фиксируется не к раме и не к деке, а к подвижной платформе. Нижняя часть этой платформы оборудована специальными шипами - кошками, которые нужны для сцепления с поверхностью при движении по насту, фирну, льду. Платформа соединяется с рамой специальной перекладиной, которая может быть выполнена в виде брезентового ремня или металлического стержня.

Часто возникает вопрос: зачем платформу делают подвижной, почему снегоступ не фиксируется на ноге жестко? А потому что так намного удобнее передвигаться - снегосутп не повторяет все движения ступни, а как бы стелется по земле, его задний конец не задирается, а передний конец, наоборот, поднимается высоко. За счет этого снег, который насыпается на снегоступ при каждом шаге, легко сваливается с него. При жесткой фиксации снегоступа к ноге его задний длинный конец будет при каждом шаге высоко подкидывать снег и засыпать спину и другие части тыльной стороны туриста :-) Да и физическая нагрузка, которая и так достаточно интенсивная при движении на снегоступах, еще больше вырастет.

Платформы отличаются только по одному параметру: наличие/отсутствие ограничителя для носка обуви. Большая часть моделей не имеет такого ограничителя, но некоторые производители решили добавить этот конструктивный элемент, например, Canadian Camper.

Снегоступы Canadian Camper Trail с ограничителем для носка обуви
Снегоступы Canadian Camper Trail с ограничителем для носка обуви

Эта, казалось бы, классная идея на практике доставляет большие неудобства: снег попадает на платформу, благодаря ограничителю скапливается под носком подошвы, затвердевает. В результате носок задирается вверх, создавая ощутимый дискомфорт при ходьбе. Оптимизировать данную модель снегоступов можно, устранив неудачную инновацию с помощью ножовки.

Кошки - одна из самых потенциально тяжелых частей снегоступов. На цельных моделях, которые предназначены конкретно для горных походов кошки чаще всего делают из стали, а вот на рамных снегоступах кошки в большинстве своем алюминиевые. Они крепятся к платформе, а также к деке в том месте, куда ставится пятка.

Варианты исполнения кощек у разных производителей снегоступов. Алюминиевые "Маяк" и Китайские, стальные - Alexika
Варианты исполнения кощек у разных производителей снегоступов. Алюминиевые "Маяк" и Китайские, стальные - Alexika

На фото представлены 3 варианта исполнения кошек. Худший вариант мы видим слева - есть передние и задние зубцы, но нет боковых. По поводу расположенных по центру китайских и Alexika (справа) сложно дать однозначную оценку. По функционалу они примерно одинаковые, а вот по надежности... Проблема кошек на рамных снегоступах заключается в том, что они достаточно легко деформируются, если ходить в них по твердой поверхности, особенно по камням (а это, так или иначе, приходится делать, особенно в начале зимы и весной). Недостаток алюминия в его мягкости - кошки гнутся при не очень высокой нагрузке. Но в то же время алюминий пластичный - согнутые зубцы можно многократно возвращать в исходное положение и они при этом не отламываются. А вот со стальными кошками все наоборот. Они в меньшей степени подвержены деформации, но зато после 2-3 загибаний и исправлений жесткая сталь трескается месте сгиба.

Переходим к обсуждению перекладины. Как было отмечено выше, перекладина может быть исполнена в виде ремня или стального стержня. Однозначно предпочтительным является вариант с ремнем в силу его высокой надежности. Сталь, как мы уже установили, вещь прочная и жесткая, но хрупкая. Ни разу, ни в одном походе не было зафиксировано проблем с ремнем, а вот стальные стержни иногда ломаются, и платформа просто слетает с рамы снегоступа. Спасти в таком случае могут только шнурочки и веревочки.

Перекладина из ремня на китайских снегоступах  и стальной стержень на снегостпах Canadian Camper
Перекладина из ремня на китайских снегоступах и стальной стержень на снегостпах Canadian Camper

Фурнитура - детальки мелкие, но важные!

Завершая анализ рамных снегоступов, остановимся на фурнитуре, то есть на деталях, с помощью которых соединяются основные элементы конструкции. В качестве фурнитуры обычно используются заклепки и болты с прорезиненными контргайками. Как и любая фурнитура, эти болты и заклепки при длительном использовании могут выходить из строя и вылетать в самый неподходящий момент. Что нужно с собой иметь для экстренной починки, вы уже знаете - набор шнурочков и веревочек.

На отдельных моделях снегоступов материалы подобраны без учета той нагрузки, которую им придется выдерживать. Так, например, производитель умудрился испортить неплохую в других отношениях модель Canadian Camper Trail (см. фото).

Материал низкой плотности на пяточном ремешке и заклепка с узкой шляпкой на снегостпупах Canadian Camper. Результат налицо - ремешок слетает с заклепки и обрывается
Материал низкой плотности на пяточном ремешке и заклепка с узкой шляпкой на снегостпупах Canadian Camper. Результат налицо - ремешок слетает с заклепки и обрывается

На этом обзор конструктивных элементов можно закончить, давайте перейдем к оценке различных моделей рамных снегоступов, которые можно приобрести в России.

Оценка различных моделей рамных снегоступов: что лучше приобрести для горного туризма

Сразу отметим, что все модели, о которых сейчас пойдет речь, можно приобрести на Озоне - там самый большой выбор рамных снегоступов и приемлемые цены. Ссылки на карточки товаров приводить не будем, так как они имеют свойство устаревать.

Начнем со снегоступов фирмы "Маяк". Это последнее, что я бы рекомендовал покупать для горных походов. Все их недостатки обсуждались выше, повторим для закрепления: не надежные рама и дека, неудобное крепление для пятки, слабенькие кошки.

Снегоступы Tramp (Active, Wide). Вариант не самый плохой, но можно найти лучше. Недостатки: стальная хрупкая перекладина, крепление для пятки на пряжке.

Снегоступы Canadian Camper. Кажется, что они в целом больше подойдут для горных походов, чем Trampы или Маяки, но помните про нюансы? Ограничитель для носка ботинка на платформе, который придется отпиливать ножовкой, ремешок для крепления пятки, который выскакивает из заклепки... Да еще и стальная перекладина. Лучше поискать другие модели, без этих нюансов.

Alexika. Представлены 2 моделями: большой (76х23 см) и средней (64х20 см). Большая модель для туризма не подходит из-за неудачного крепления "одно движение - 2 ремня", о недостатках которого было написано выше. А вот средняя модель - очень даже ничего, неплохо зарекомендовала себя в походах. Она имеет стальную перекладину, которая как-то очень удачно выполнена - ни разу еще не ломалась. Кроме того, Alexika - это единственные рамные снегоступы из рассмотренных, оснащенные подпяточником, который очень помогает при подъеме. Подпяточник этот довольно хлипкий и быстро выходит из строя, но хотя бы какое-то время будет разгружать ваши икры на подъемах по крутым склонам.

Ну и наконец, "китайские" снегоступы - явный лидер нашего обзора. Всегда рекомендую приобретать именно их! Они лишены всех тех недостатков, которые мы обсуждали в этой статье. Называю я их просто китайскими, потому что каждый год появляются какие-то новые производители этих моделей с разными названиями, а иногда и вовсе без них. При этом цена на такие модели более чем демократичная. До 2025 года их можно было недорого приобрести на "Алике", но сейчас они просто исчезли с этого маркетплейса, зато стали появляться на Озоне. Выглядят вот так (См галерею)

А еще, кажется, что появились аналогичные модели отечественного производства. Пока что сам такими не пользовался, но на фото и по описанию выглядят очень достойно. Можно попробовать купить.

-16

На этом о рамных снегоступах у меня все, уже начал работы над обзором цельных моделей!

Дорогие друзья, спасибо, что прочитали эту статью! Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и пишите комментарии!

А еще заходите в мою группу в ВК, там много всего интересного.

Если эта статья оказалась полезной для вас или просто интересной, вы можете поблагодарить автора.