Киот – небольшой деревянный «ящик» для иконы со стеклянной дверцей – в прошлом году передала в дар будущему музею Незатопленных историй Белого озера Татьяна Павловна Петрова из деревни Глушково. Судя по богатой позолоченной резьбе в форме виноградных гроздьев, этот киот предназначался для храма, и вполне возможно, составлял часть внутреннего убранства Крохинской церкви Рождества Христова.
За реставрацию ценного артефакта взялся друг и волонтёр фонда Алексей Молчанов, «по совместительству» реставратор Музея архитектуры им. Щусева в Москве. На восстановление киота у Алексея ушло четыре (!) месяца: это было методичная и кропотливая работа, а соблюдение технологии требует, чтобы изделие «вылежалось» на разных этапах процесса.
Киот был отреставрирован в полном соответствии с принципами классической музейной реставрации. Самой сложной частью работы, по словам Алексея, оказалось восстановление позолоченной резьбы:
«Деревянная резная основа, выполненная из древесины липы, покрыта слоем грунта – левкаса, на который нанесён полимент – специальная глина, а сверху положено сусальное золото. Но поскольку киот не один десяток лет пролежал на чердаке, в совершенно непригодных для хранения условиях, дерево, постоянно подвергаясь температурно-влажностным колебаниям, регулярно расширялось и усыхало. В итоге левкас с позолотой отстал от деревянной основы, начал отслаиваться и осыпаться. Нам повезло, что киот всё время оставался в одном и том же месте, никуда не перемещался, и все отслоившиеся кусочки левкаса с позолотой отпадали внутрь киота и оставались там. Благодаря этому их удалось собрать и вернуть на место».
Миллиметр за миллиметром Алексей укрепил отслоившийся грунт, затем резная рама была расчищена от пыли, грязи и остатков старого лака. После укрепления и расчистки начался процесс восполнения утрат: реставратор подобрал грунт, приближенный по составу старому левкасу, и нанёс его в несколько слоёв. После шлифовки восполненных участков грунта производились тонировки акварельными красками, чтобы «пригасить» свежевосполненные утраты и создать общее впечатление позолоченной поверхности. На завершающем этапе рама и резьба были покрыты слоем специального лака.
Наш киот, по мнению Алексея, действительно предназначался для храма. Во-первых, он довольно большой (высота рамки 56 см), во-вторых, украшен позолотой, в то время как домовые киоты в основном покрывали поталью, которая со временем зеленеет. Кроме того, на заднем полике (стенке) киота сохранилось кованое кольцо для подвешивания на стену. В храме такие киоты могли располагаться на разных сторонах столпов, подпирающих своды.
Большой редкостью является то, что у этого киота сохранилась «родная» стеклянная дверца: обычно стекло – это первое, что утрачивается в процессе использования подобных предметов. По словам Алексея, стекло в дверце нашего киота было изготовлено вручную:
«Это стекло ручной формовки – об этом говорит его разная толщина. Технология его производства такова: стеклянную массу расплавляли до состояния текучести, наливали на ровную поверхность и разгоняли специальным металлическим инструментом. На стекле дверцы так и остался след от этого инструмента. Где-то стекло потоньше, где-то потолще, но в основном толщина его составляет 2 миллиметра. Кое-где в стеклянной массе попадаются вкрапления нерасплавленного песка и пузырьки воздуха. Стекло было вставлено в рамку под замазку из мела и льняного масла. Смешивая два эти компонента, получали пластилиноподобную массу, на которую вклеивали стёкла в рамы. Со временем замазка затвердевала и плотно удерживала стекло. На нашем киоте она почти вся деформировалась и отпала. Поэтому было решено изготовить аналогичную замазку и заново смонтировать на неё стекло».
Сохранилась и оригинальная фурнитура киота – латунные петельки и крючок, которым запиралась стеклянная дверца.
Подобные киоты производились массово и не были исключительной редкостью. Судя по уровню мастерства, наш киот был изготовлен в мастерской губернского города. Это видно и по тому, что ореховый шпон, которым обклеен сосновый корпус киота, тонирован под палисандр – дорогую породу, которую редко могли себе позволить в провинции, поэтому структуру ценного дерева попросту рисовали на более дешёвой породе. Вместе с тем, наш киот – добротная качественная работа, гармоничная по форме.
Время создания киота, по мнению Алексея, конец XIX – начало ХХ века. Об этом свидетельствует, с одной стороны, дореволюционное стекло, а с другой – способ изготовления шпона:
«До середины XIX века использовали шпон пилёный: кряж дерева ценной породы распиливался полотнами – шпон получается толстый и не очень равномерный. Строганый шпон ровный по толщине и тонкий – около миллиметра толщиной. Станки, которые делали такой шпон, появились в середине XIX века. Бревно древесины ценной породы помещалось в станок, к нему подводился специальный нож, который при вращении бревна в станке снимал тонкий слой дерева. Проще говоря, бревно под действием вращения поворачивалось, как карандаш в точилке. В наше время по такой технологии делают фанеру».
Кропотливая реставрационная работа, которую проделал Алексей, могла бы стоить нам десятки тысяч рублей… И мы очень благодарны ему за профессиональную помощь, которую он оказал фонду безвозмездно:
«Мною руководило желание помочь замечательному проекту «Крохино», и теперь я чувствую гордость за то, что благодаря моим трудам этот артефакт сохранён и его смогут увидеть люди».
Какая именно икона была внутри нашего киота, к сожалению, неизвестно: много лет назад её выкрали с чердака глушковского дома, вынув из рамки через заднюю стенку, и нам киот достался уже пустым. В дальнейшем специально для этого киота будет написана икона, которая займёт своё место в будущей путевой часовне в нижнем ярусе колокольни Крохинского храма, вместе с мозаичной иконой Спаса Вседержителя «на водах» из осколков фресок.
Об этом мы обязательно расскажем отдельно – следите за нашими новостями!
***
Подпишитесь на канал «Крохино. Незатопленные истории» и будьте в курсе всех проектов Фонда по изучению истории затоплений и сохранению наследия!
Помочь Фонду «Крохино» можно, подписавшись на регулярные пожертвования на любую посильную сумму по ссылке.