Найти в Дзене

Плато Путорана – горы, рождающие облака (III часть)

Первыми проснулись комары. Они с вечера предыдущего дня неустанно напевали колыбельные. Мы же встали позже запланированного и даже полярный день не смог этому воспрепятствовать. Акварельное утро встретило моросящим арктическим дождиком. Пока остальные были заняты сбором лагеря, дежурные принялись готовить. На завтрак у нас рисовая каша на кокосовом молоке с грушевым джемом. Улучшений по погоде не предвиделось на ближайшие дни, поэтому мы, покончив с завтраком, вновь встали под рюкзаки и продолжили путь по долине реки Хойси. Рюкзаки, кажется, со вчерашнего дня только прибавили в весе. В такую сырость вовсе не хочется останавливаться на длительные привалы, чтобы не замёрзнуть. Комары и мошка неустанно следовали за нами. Стоило чуть замедлиться или остановиться, как они тут же набрасывались. Бесили до жути. Приходилось часто наносить на себя репелленты, смываемые дождём и потом. Второе место по тяжести рюкзака было у Димки, юного помощника инструктора. С самого утра он совсем плохо шёл.

День 2. В потоке

Первыми проснулись комары. Они с вечера предыдущего дня неустанно напевали колыбельные. Мы же встали позже запланированного и даже полярный день не смог этому воспрепятствовать. Акварельное утро встретило моросящим арктическим дождиком. Пока остальные были заняты сбором лагеря, дежурные принялись готовить. На завтрак у нас рисовая каша на кокосовом молоке с грушевым джемом.

озеро Лама
озеро Лама

Улучшений по погоде не предвиделось на ближайшие дни, поэтому мы, покончив с завтраком, вновь встали под рюкзаки и продолжили путь по долине реки Хойси. Рюкзаки, кажется, со вчерашнего дня только прибавили в весе. В такую сырость вовсе не хочется останавливаться на длительные привалы, чтобы не замёрзнуть. Комары и мошка неустанно следовали за нами. Стоило чуть замедлиться или остановиться, как они тут же набрасывались. Бесили до жути. Приходилось часто наносить на себя репелленты, смываемые дождём и потом.

Второе место по тяжести рюкзака было у Димки, юного помощника инструктора. С самого утра он совсем плохо шёл. Приходилось делать частые остановки, чтобы дать ему отдохнуть. Решили его немного разгрузить. А потом много. Так, в его рюкзаке остались только личные вещи без модулей с едой и общественного снаряжения.

Медленно, но верно мы приблизились к одному из притоков Хойси. 2023й год выдался нетипичным для Путорана, из-за позднего паводка и снежной зимы воды было много. Там, где "должно" быть сухо, текли ручьи; некогда спокойные ручьи превратились в стремительные потоки, а уровень рек значительно поднялся, став разрушительным для береговой линии. Вот и в нашей речушке вода клокотала, вздыбливаясь о валуны и переворачивая некоторые из них. Через первый рукав были переброшены стволы лиственниц, частично находящиеся под водой. Мы сбросили рюкзаки. Я решил подняться повыше, чтобы посмотреть более благоприятные места для брода. Таких не оказалось. Драгоценный час времени был потрачен впустую. За время моего отсутствия ребята замёрзли и развели костёр, чтобы немного согреться.

Брод черед приток Хойси
Брод черед приток Хойси

Я достал из своего рюкзака верёвку и начал протягивать страховку. По очереди все успешно осилили первый брод. Далее нам предстояло преодолеть второй из пяти рукавов. Поднялись выше по течению. Уровень воды здесь был гораздо ниже, но протянуть страховочную верёвку уже не представлялось возможным. От противоположного берега в воде лежала упавшая лиственница, полностью находящаяся под водой. Вброд пошли перед ней. Я встал в самом глубоком месте (не более метра), где поток был максимально быстрым, чтобы страховать ребят. Этот день стал для нас испытанием водой. Когда настал черёд переходить Ане, в том самом месте она не смогла устоять на ногах и упала на меня. Мы оба оказались в потоке, который нёс нас вниз по течению. Она быстро освободилась от рюкзака, чтобы тот не утянул на дно. Одной рукой я схватил Аню, а другой рюкзак. Через непродолжительное время нам удалось выбраться на берег. Обошлось без потерь. Пока Аня приходила в себя и переодевалась в сухую одежду, я отправился помочь оставшимся ребятам в преодолении брода. Остальные рукава были менее эффектны и преодолены без приключений.

Вечерело. Пообедали горячим супом из вермишели и тушёнки. К чаю в этот раз были лимонные пряники. После обеда мы совсем медленно пошли. Димка останавливался каждые 50-100 метров, чтобы отметить своим визитом близлежащие кусты. Тошнота никак не хотела проходить. И было непонятно, что с ним происходит. Мы замедлились до скорости бешеного таракана. За полтора часа удавалось проходить всего 500 метров. Димкин рюкзак решено было оставить на тропе и переносить его перебежками, проходя не более километра. Стало очевидно, что до запланированной стоянки мы не дойдём.

Я стал присматривать место под лагерь. Недалеко от реки на открытом участке, покрытом травой и редким тальником, решили встать лагерем. Земля была сочной от воды, но лучшего места мы бы уже не нашли. Здесь же было оборудовано костровище. Сухих дров было совсем немного, но всё-таки удалось развести костёр и приготовить орзо с творожным сыром и неркой на ужин. Чай пили с мягкими вафлями. После ужина хотелось только одного: побыстрее оказаться в палатке и забраться в тёплый спальник...