История о взаимоотношениях взрослого мужчины и еще маленькой девочки - несмотря на всю двусмысленность (фильмы "Леон", "Бумажная луна") или, напротив ужасающую однозначность - как в Лолите, это - безусловный сюжетный шедевр. А сюжет, я считаю, важнее даже самого текста. Но я сейчас не об этом.
Интересный феномен - именно эти произведения - пик в карьере всех их создателей (режиссера Люка Бессона и актеров Жана Рено, Натали Портман в "Леоне"; режиссера Питера Богдановича и актеров Райана и Татум О'Нил в "Бумажной луне" - тут девочка в 10 лет даже получила Оскар за роль, это рекорд. Ну, а Набоков и вовсе Лолиту называл "кормилицей", именно она, из человека, бОльшую жизнь прожившего весьма в скромных и стесненных условиях, сделала очень обеспеченного и финансово независимого.
Конечно, все эти сюжеты и сама фабула - на грани. Лолита даже - за гранью, как и Сонечка Мармеладова у Достоевского (хотя Владимир Владимирович всегда яростно отрицал влияние Ф.М., оно абсолютно очевидно). Это истории о том, какие отношения неправильны и неправомерны между взрослыми и детьми, несмотря на всю их искренность и истинную драму. Разумеется, это понимают и сами герои, неслучайно во всех трех историях они прикрываются масками "отец-дочь", неслучайно они все - уголовники, малолетние и великовозрастные рецидивисты. И неудивительно, что им всем приходится постоянно бежать от преследования...
Видимо, за счет своей исключительности, уникальности и неоднозначности, они и являются безусловными сюжетными шедеврами. Иногда людям интересны именно неправильные отношения. Эта неправильность сразу создает интересный фокус, это "вопреки" и "против всего мира вместе".
Безусловно, с высоты прожитых лет, опыта, в том числе и опыта работы с детьми, мне это все понятно. Но...я всего лишь тоже человек, а эти истории - безусловный шедевр)
P.S. Как же прекрасна Портман в роли Матильды, как никогда после...
#кино
#литература
#экранизация
#набоков
#фильм
#критика