Найти в Дзене
В ЖИЗНИ И В КИНО

Не любовный треугольник: как оказался забыт хороший советский фильм, в котором Басилашвили сыграл первую роль в кино

Сбежавшая из под венца Татьяна Пилецкая и до противного хороший Олег Басилашвили в фильме «Невеста» (1956). Практически забытая сегодня экранизация одноименного рассказа А. П. Чехова, где поднимается тема роли и места женщины в русском обществе. В основе сюжета совсем не любовный треугольник в русском купеческом захолустье. Он мечтает о большой семье и уютном мещанском быте. Она жаждет получить образования и быть полезной для общества. Оба уверены, что любят друг друга. День свадьбы уже назначен, а обязательное приданое невесты согласовано родителями молодоженов. Но на пороге неожиданно появляется бесчувственный друг детства невесты, который сам того не желая, становится искусителем, третьим лишним… Картину снимали во Владимирской области, в старинном купеческом городе Муром. В режиссерских креслах сразу двое – дебютант Григорий Никулин и имевший некоторый опыт Владимир Шредель Третью главную роль сыграл Юрий Пузырёв. Искушать героиню Татьяны Пилецкой он будет отнюдь не романтическими

Сбежавшая из под венца Татьяна Пилецкая и до противного хороший Олег Басилашвили в фильме «Невеста» (1956). Практически забытая сегодня экранизация одноименного рассказа А. П. Чехова, где поднимается тема роли и места женщины в русском обществе.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В основе сюжета совсем не любовный треугольник в русском купеческом захолустье.

Он мечтает о большой семье и уютном мещанском быте. Она жаждет получить образования и быть полезной для общества. Оба уверены, что любят друг друга. День свадьбы уже назначен, а обязательное приданое невесты согласовано родителями молодоженов.

Но на пороге неожиданно появляется бесчувственный друг детства невесты, который сам того не желая, становится искусителем, третьим лишним…

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Картину снимали во Владимирской области, в старинном купеческом городе Муром. В режиссерских креслах сразу двое – дебютант Григорий Никулин и имевший некоторый опыт Владимир Шредель

Третью главную роль сыграл Юрий Пузырёв. Искушать героиню Татьяны Пилецкой он будет отнюдь не романтическими ухаживаниями и нашептыванием слов любви. Он просто откроет ей глаза на настоящее и будущее…

Параллельно рассказываются истории других неординарных личностей. Вот, например, бабушка главной героини - богатая купчиха, глава семьи, считающая каждую копейку и не дающая продохнуть своим домочадцам (актриса Ольга Казико).

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Или же глубоко несчастная мать главной героини. Когда-то она вышла замуж за нелюбимого человека и при этом убеждает родную дочку сделать то же самое – актриса Роза Свердлова.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Это первая роль в кино будущего Народного артиста СССР, а тогда никому не известного 22-летнего выпускника Школы-студии МХАТ Олега Басилашвили. Хотя впервые он появился на экране еще в пятилетнем возрасте – в бессловесном эпизоде в комедии «Подкидыш» (1939).

А вот 28-летняя Татьяна Пилецкая во время съемок, как раз «проснулась знаменитой» – на экраны в сентябре 1956 года вышла драма «Разные судьбы» и актрису стали узнавать на улице.

Сама Народная артистка России считала роль в «Невесте» самой трудной в своей карьере, а потому особенно дорогой.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

У фильма оказалась незавидная судьба. Критики в один голос обрушились на создателей картины, обозвав ее «Скучный Чехов». Лента прошла ограниченным тиражом в кинотеатрах, по советскому телевидению ее показали всего два раза – в 1960 и 1973 гг. «Невеста» оказалась неизвестной и забытой для целых поколений отечественных зрителей.

Сегодня претензии кажутся необоснованными. Особенно если не зацикливаться на Чехове.

Получилась вполне понятная ретро-драма, пусть и без «чеховских мотивов». Все герои и второстепенные персонажи с яркими характерами, если за них не переживаешь, то хотя бы их понимаешь.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Режиссеры не пытаются в очередной раз очернить «старый режим», не стараются превратить обывателей в скрытых революционеров и разрушителей устоев, почти не критикуют нравы купечества и мракобесие духовенства. Для кино 50-х гг. совсем нетипично.

Это фильм о людях, а не обличение социальных пороков. Фильм о жизненном выборе и о мечтах, которые далеко не всегда осуществляются. Возможно, Чехов писал не об этом, но у режиссеров получилась своя история, совсем не скучная.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Ну и, конечно прекрасные роли Татьяны Пилецкой и Олега Басилашвили. Только ради них стоит посмотреть картину

Смотрели «Невесту»?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: