Приключенческое кино – жанр востребованный, издавна популярный. Очередной новинкой экрана, представленной на суд зрителей, стал «ретро-детективный экшен» под названием «Красный шёлк».
Выход в свет «грандиозной премьеры года» сопровождался широкой рекламной кампанией. Так, показанный по TV трейлер сулил захватывающее погружение в мир увлекательных тайн и бурных страстей, и вместе с тем … навевал смутные воспоминания. Показалось, что киноленту с подобным сюжетом я уже видел. Терзаться долго не пришлось - ну конечно же, предметом ностальгических чувств был остросюжетный советский боевик «Транссибирский экспресс» (1977).
Напомню, его действие начиналось в 1927 году в китайском городе Харбине, где белогвардейские эмигранты свили шпионское гнездо для борьбы с молодой Республикой Советов.
Эмоциональный тон в давней ленте задавала красавица-эмигрантка, роковая женщина-киллер. Завершалось всё конкретным рубиловом в вагонах транссибирского экспресса, со стрельбой в упор и приёмами каратэ.
Особенно запомнилась финальная сцена духовного покаяния красавицы-эмигрантки, блестяще сыгранная актрисой Нонной Терентьевой: «Родина. Что это? Куда я еду»?
Итак, «куда едем» на сей раз?
Действие «Красного шёлка» разворачивается в том же 1927 году в китайском городе Шанхае. Наймиты Гоминдана и агенты мирового капитализма готовят там крупную провокацию. Козни их нацелены ни много, ни мало - на разрыв добрососедских отношений Китая с молодой Советской Россией.
Но им противостоит советская резидентура во главе с неотразимой красавицей, роковой женщиной с авантюрной жилкой, Анной Волковой, в исполнении Елены Подкаминской, звезды сериала «Кухня».
Теперь ей предстоит обеспечить надёжную охрану китайской делегации, следующей транссибирским экспрессом в Москву с секретными документами. Утечка содержащейся в них информации способна вызвать в мире эффект разорвавшейся бомбы.
К выполнению сложной задачи по собственной инициативе подключается осевший в Китае суперагент царской разведки, патриот России, Николай Тимофеевич Гарин (арт. Милош Бикович).
Для пользы дела он вынужден сотрудничать с молодым чекистом, «сотрудником Белогорского ОГПУ» Артёмом Светловым (арт. Глеб Калюжный).
В течение долгого пути их боевому тандему приходится противостоять целой своре шпионов, затаившихся под видом мирных пассажиров. Что и говорить, на поверку они поголовно оказываются искусными мастерами пулевой стрельбы и смешанных единоборств …
Признаюсь, игра новой звезды нашего кинематографа Милоша Биковича оставила хорошее впечатление. Спортивного склада красавец ростом 188 см прекрасно смотрелся в боевых эпизодах, и при том был подкупающе обаятелен, раскован, непринуждённо ироничен. Как пишут, недавно артист получил российское гражданство, и сейчас полон новых творческих сил.
Отмечу также Ирину Ивановну Алфёрову. Графиня у неё получилась настоящая, подлинная аристократка. Даже хитроумные интриги она плетёт с неподражаемым светским шармом, как истинная «пиковая дама».
Актерский ансамбль дополняли Гоша Куценко (в роли сотрудника ОГПУ Фёдора Корнилова), Евгений Сидихин (в роли Березина) и Дмитрий Куличков (в роли Свиблова).
С китайской стороны в фильме снимались очаровательная Чжэн Ханьи (в роли юной коммунистки Ван Лин), Хуан Хаонань (в роли Ли Бо), и Чжэн Лун (в роли "учителя" Ду Синя).
Меж тем, по ходу действия в люксовых вагонах транссибирского экспресса разворачивались нешуточные страсти - в духе лучших голливудских блокбастеров. Одна за другой следовали схватки с зубодробительными «хуками», бросками через голову, убойными перестрелками и горами битой посуды.
Зачастую, по законам жанра, начинало казаться, что тёмные силы одерживают верх.
Но в конце концов в смертельном противостоянии побеждают силы добра в лице бывшего царского агента Гарина и советского чекиста Светлова. И зловещие козни агентов империализма рассыпаются в прах перед их боевой выучкой и несгибаемой волей.
Со слов Гоши Куценко (генерального продюсера фильма) опыт работы с китайскими кинематографистами стал отрадным почином, открывающим широкие перспективы сотрудничества. Съёмка шанхайских сцен происходила при участии крупнейшей киностудии КНР Hengdian World Studios.
Над визуальным рядом команда режиссёра Андрея Волгина работала особенно тщательно, по возможности избегая дешевой 3D графики. Например, были изготовлены макеты семи пассажирских ретро-вагонов с эффектом дорожной качки. Бегущие за окнами виды проецировались на огромные плазменные экраны. Вдумчиво подбиралась одежда героев, соответствующая показанному времени, огнестрельное оружие и прочий реквизит.
Ну, и что сказать в заключение? Дождались ли мы, наконец, остросюжетного боевика, который захотелось бы увидеть во второй, третий раз? Будут ли дети играть в Гарина и Светлова, а космонавты смотреть фильм перед стартом? И поднимется ли вокруг ленты ажиотаж, подобный описанному Достоевским в «Неточке Незвановой»: чтобы вдруг «всё зашевелилось» и публика «бросились с жадным увлечением за билетами»?
Тактично скажу: фильм такого впечатления не оставил. Лихо закрученное действие показалось перегруженным повторами одного и того же сюжетного приёма. А именно, многократными перевоплощениями героев из доблестных агентов ОГПУ в коварных шпионов (и наоборот), а безупречных китайских товарищей – в зловещих наймитов Гоминдана.
В калейдоскопической череде подобных метаморфоз экранное повествование превращалось в рассыпанный пазл, который не сразу удавалось сложить. И дальше уже не удивляли такие детали, как внушительных размеров газгольдеры с боевым хлорпикрином, беспрепятственно размещенные махровым японским шпионом в почтовом отделении особого поезда ОГПУ. Равно как не озадачивал сокрушительный прыжок парусного буера с байкальского льда прямо в салон пассажирского вагона, причём со сквозным проломом стены, но без всякого вреда для влюблённых героев.
Но даже при таком раскладе, несколько удивляла мощь хунхузов, оказывается, контролирующих стратегическую трассу советского Транссиба на протяжении от Благовещенска до Иркутска – более 2500 км!
Конечно, тщетно пытаться подстроить современный кинематограф под каноны прошлого века. Время диктует поиски новых форм и выразительных средств, с использованием последних достижений - той же компьютерной графики и объёмной анимации.
Но наверно, подлинным триумфатором станет тот режиссёр, который сможет совместить всё это с чётко выверенной драматургией и высокой духовностью героев. Пока же отечественный кинематограф нас этим не балует.
Так, в том же «Транссибирском экспрессе», снятом полвека назад на периферийной киностудии, на удивление присутствует захватывающая интрига, удерживающая внимание зрителей на протяжении всей ленты. И композиционный строй картины предельно ясен, слаженно выстроен по законам сценического искусства. По крайней мере, лента смотрится на одном дыхании, и увлекает не только рукопашными единоборствами, но и столкновениями сильных характеров.
По личному мнению, современная версия подобной ясностью не отличается. Смотреть можно, но приятного послевкусия как-то не ощущается.
Наверно, кто-то резонно возразит: так ведь боевик – жанр живой, динамичный, где чем больше закрученных интриг и «экшна», тем лучше! Возможно некстати, но опять вспомнился Достоевский: «Всё искусство состоит в известной доле преувеличения, с тем, однако же, чтобы не переходить известных границ»