С 20 по 25 февраля 1944-го года американские военно-воздушные силы осуществили операцию «Аргумент», представляющую собой серию мощных авиаударов по предприятиям авиационной промышленности Германии и оккупированных ею стран.
Эти бомбардировки, проведенные силами 8-й и 15-й воздушных армий Америки, базировавшихся в Англии и Италии, получили известность под общим названием «Большая неделя». В ночное время эстафету у американцев принимали Королевские ВВС Великобритании.
Грандиозные цели
В ходе примерно 3500 боевых вылетов на немецкие авиазаводы и предприятия-смежники в Лейпциге, Брауншвейге, Готе, Регенсбурге, Швайнфурте, Штутгарте и других городах было сброшено около 10 тысяч тонн бомб. Эти цели представляли собой 90% немецкой авиапромышленности.
В результате американские воздушные флоты понесли потери: 226 бомбардировщиков, 28 истребителей и 2600 человек летного состава — от немецких ПВО и контратак в небе. Ожидалось, что люфтваффе не сможет оправиться от такого удара. Однако реальный нанесённый ущерб оказался ограниченным. Нещадная эксплуатация рабочей силы (в том числе и принудительная) и сокращение объемов других производств позволили немецкой авиационной промышленности достичь в 1944 году своего пика.
Новая тактика воздушных баталий
В первые месяцы 1944-го года стало заметно возросшее число истребителей США дальнего действия и увеличившаяся дальность их полетов. 8-й воздушный флот США начал применять новую тактику. Теперь «Мустанги», «Тандерболты» и «Лайтнинги» шли впереди бомбардировщиков на большой высоте и при виде немецких истребителей сваливались на них сверху, а также стали часто атаковать немецкие аэродромы на бреющем полете.
Сложилась интересная ситуация: в ночных боях немцы переигрывали англичан, а днем полностью проигрывали американцам.
Железные дороги — легкая цель
С марта 1944-го года ВВС союзников, помимо бомбежек аэродромов и индустриальных центров рейха, начали подготовку к высадке на континент. 79 железнодорожных центров в Северной Франции и Бельгии и 14 - в Южной Франции подвергались атакам круглосуточно. На железной дороге разрушения были особенно заметны. Жертвами налетов становились не только воинские эшелоны и составы со снабжением, но также вагоны, груженые углем и железной рудой. Эти налеты заставили снять с работ на «Атлантическом валу» и отправить на восстановление железных дорог Германии 18 тысяч человек. Тяжелый ущерб был нанесен и береговым укреплениям, мостам и стартовым полигонам «секретного оружия».
Заводы были практически недосягаемы
25 февраля 1944-го года «Большая неделя» бомбардировок авиазаводов Третьего рейха завершилась.
Результаты этой операции оказались незначительными по сравнению с затраченными усилиями. Цель, заключавшаяся в том, чтобы за десять дней разрушить авиазаводы и важные авиапредприятия, не была достигнута, в том числе еще из-за погодных условий.
Для Германии эти бомбардировки принесли лишь временные трудности. С начала осенних налетов 1943 года большинство авиапроизводств были заблаговременно перемещены в безопасные подземные сооружения в горы, в основном в чехословацкие, где они были защищены мощными бетонными укреплениями.
*«Атлантический вал» — оборонительный рубеж германской армии вдоль Атлантического побережья, от Дании до Испании. Предназначался для защиты от вторжения американских и британских войск. Был прорван союзниками в ходе Нормандской операции в июне 1944-го.