Найти в Дзене
Виктор Никитин

Риффы Битлз

Не правда ли странное название у статьи? Мы никогда не говорили о Битлз как изобретателях гитарных риффов. У Стоунз их было много - Satisfaction, Jumpin' Jack Flash, Honky Tonk Women, Start Me Up, с которой они начинают большую часть своих выступлений. Да и еще штук 20 можно привести. Про Дип Пёпл вообще говорить не стоит - у них что не песня, то запоминающийся рифф. Да и Лед Зепп в этой компании не затеряются. А вот что же Битлз?

Группа, которая написала столько запоминающейся музыки... есть ли у них что--то, что можно поставить в один ряд с вышеупомянутыми группами? Тему статьи подсказала моя статья о песне Битлз Hey, Bulldog. Это было для меня открытие - рифф на фортепиано. Не правда ли великолепно и непривычно? А может и еще есть? Какой рифф Beatles больше всего опередил свое время?

Битлз никогда не стояли на месте. Прогрессивный динамизм, присущий группе на протяжении их недолгой совместной карьеры, к 1970 году, когда у «Великолепной четвёрки» закончился бензин, достиг небывалых высот. К тому времени группа выпустила невероятное количество работ в самых разных стилях и отважно экспериментировала со звуком.

Несмотря на то, что они страдали от раздутой индустрии рок-наследия, которая боготворит Beatles, называя их «величайшей группой всех времён», на самом деле они были творческой силой, которая демонстрировала захватывающие дух инновации, любознательность и высочайший профессионализм, оставив после себя такое художественное наследие, которое ещё предстоит кому-то превзойти. Если получится. Но на горизонте "вторых Битлз" как-то не просматривается. Так что Пол и Ринго могут спать спокойно.

-2

Наряду с концептуальными амбициями и изобретательным поп-творчеством, «Битлз» также оказывается обладали внушительным набором риффов, хотя об этом мало кто говорит. Когда их современники могли похвастаться такими исполнителями, как Эрик Клэптон, Джими Хендрикс и Джефф Бек, понятно, что игра Джорджа Харрисона на соло-гитаре и умелая ритм-секция Джона Леннона и Пола Маккартни были затмеваемы монстрами риффов той эпохи, но «Битлз» были способны играть самый настоящий рок. И меня всегда удивляли отзывы тех читателей, которые заявляли, что Битлз играли на уровне школьной группы. Но самое главное, противники Битлз в качестве убийственного критерия их неумения играть, говорили, что "Битлз - это ж поп-музыка. Какой там рок? Какие риффы?"

Но пора от слов переходить к делу. Я не музыкант и, возможно, допущу ошибки. Пусть меня читатели поправят.

Сначала о том, что лежит на поверхности.

От вступительного аккорда «Sgt Pepper’s Lonely Hearts Club Band»,

хриплого натиска «Helter Skelter»,

прогрессивной развязности «I Want You (She’s So Heavy)» или пронзительного вступительного аккорда «Help!» — творчество «Великолепной четвёрки» изобилует мощными гитарными партиями.

Но что стало для них самым новаторским? Предвосхищая рок-бездельников 1990-х и инди-музыку выпускников колледжей, давайте пролистаем сочинения Beatles в поисках риффа, опередившего своё время, или может быть, не совсем явного, в сравнении с другими исполнителями того времени.

Представленный в качестве альтернативы «Paperback Writer» 1966 года, «Rain» с его кружащейся и пьянящей гитарной партией документирует их лёгкую эволюцию.

Выпущенный на пороге гигантского скачка вперед с альбомом Revolver, «Rain» приблизил группу ещё на шаг к окончательному отказу от «битломании» и превращению в чисто студийный проект, свободный от кричащих фанатов и изнурительных гастрольных графиков.

На первый взгляд, Rain - это песня о типичном английском развлечении — нытьё из-за погоды. Её лирическая манера, призывающая к чему-то среднему между разумом и материей, демонстрирует мощное психоделическое воздействие ЛСД на творчество Леннона. Как и всегда в случае с песнями Леннона и Маккартни, более поздние споры о вкладе каждого из них в создание песни затуманили вопрос о степени авторства Леннона.

Мы все знаем, что это его общая мелодия, но Маккартни утверждал, что его вклад в трек составляет «70-30»:

«Не думаю, что он придумал оригинальную идею, просто, когда мы сели писать, он начал первым подбирать версии», — сказал Маккартни Барри Майлзу в 1997 году в «Many Years From Now». «В песнях дождь традиционно изображается как что-то плохое, а мы решили, что это не так плохо. Нет ничего прекраснее, чем дождь, стекающий струйками по твоей спине».

Здесь и Харрисон приложил свое увлечение рага-музыкой и активно манипулировал с плёнкой, фраза «Rain’s molten trippy stew» привнёсла психоделию прямо в мейнстрим, во многом благодаря своему дезориентирующему, но заразительному риффу. Ринго Старр тоже был высокого мнения о своей игре на барабанах: сам себя не похвалишь - никто не похвалит.

«Я думаю, что я просто играл потрясающе. Я был увлечён малым барабаном и хай-хэтом. Кажется, это было в первый раз, когда я использовал приём, при котором я сначала ударял по хай-хэту, а не сразу переходил к барабану.

Но я отвлекся на одну песню. Продолжим.

Типично хард-роковый рифф у Битлз все-таки был. И был тогда, когда еще понятия такого еще не было - хард-рок.

Lady Madonna еще одна песня, где они придумали уникальный рифф, который, возможно, не так отчетливо слышен. Но Битлз отличались в своем творчестве как раз тем, что они звучали не как отдельные инструменты, а как единое целое.

Наиболее отчетливо гитарный рифф Битлз звучит в песне Revolution.

Я уже сказал выше, что я не музыкант и могу ошибиться в терминах. Но вот Love Me Do. Можно ли вступление на губной гармошке считать риффом? Чем оно отличается от гитарного Smoke On The Water? Или это просто солирующий инструмент?

Надо было бы начать с определения что такое рифф пораньше. Но и сейчас не поздно.

Рифф в музыке — это музыкальный мотив или фраза, которая часто повторяется в течение всей композиции. Обычно он состоит из нескольких тактов, чаще всего двух и более. 

Риффы определяют характер песни и создают её узнаваемое звучание. Они могут быть в разных жанрах, например, в рок-музыке, джазе, фанке, поп-музыке. 

Риффы бывают из более коротких и более длинных звеньев, более быстрые и более медленные. Чем длиннее и медленнее, чем меньше похожи фрагменты друг на друга ритмически и мелодически, тем меньше можно назвать это риффами

Чем больше слушал песни Битлз, тем больше возникало сомнений, что отобрал правильные примеры риффов. Вот, скажем, Ob-la-di, Ob-la-da, где фортепиано повторяется на протяжении всей песни. Но надеюсь, вы мне простите мою музыкальную безграмотность.

Одна из редких блюзовых песен Битлз, на мой взгляд, не обошлась без великолепного риффа.

Харрисон написал много песен для Битлз. Понятно, что он не забывал себя, когда группа записывала их в студии.

Чем больше слушал, тем больше понимал, что взялся за необъятную работу. Почти в каждой песне, улавливался какой-то рифф. Но потом запутался еще больше - рифф ли это? Или вступление к песне? И решил на этом завершить, иначе эта тема будет бесконечной. Я убедился, что риффы Битлз более разнообразные, чем гитарные риффы других гитарных групп.

И на этом пока все. Как всегда, спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке