Найти в Дзене
СтоДольские

Что такое Аюрведа простыми словами (часть 1).

Аюрведа - это свод знаний, применение которых позволяет поддерживать в здоровом состоянии тело и ум. Основное отличие Аюрведы от западной медицины в целостном (холистическом) подходе ко всем процессам, протекающим в человеке. Аюрведический врач видит и анализирует взаимосвязь всего происходящего в человеке. Поэтому привычное для нас разделение на лора/кардиолога/гинеколога... противоречит основам Аюрведы. Попробую на конкретных примерах показать как применяются принципы Аюрведы для восстановления и поддержания здоровья. Пишу, как я это понимаю; поэтому не претендую на истину в последней инстанции. Аюрведический врач обучается 5 лет в институте, а затем 5 лет стажируется на потоке населения прежде, чем его начнут называть доктором. 10 лет теории и реальной практики дают возможность доктору эффективно лечить людей. Я интересуюсь восточной медициной. В Индии бываю регулярно. Знаком с аюрведическими врачами в разных клиниках. Перевожу и публикую в России переводы первоисточников Аюрв
Гималаи, Индия. Аюрведа
Гималаи, Индия. Аюрведа

Аюрведа - это свод знаний, применение которых позволяет поддерживать в здоровом состоянии тело и ум. Основное отличие Аюрведы от западной медицины в целостном (холистическом) подходе ко всем процессам, протекающим в человеке. Аюрведический врач видит и анализирует взаимосвязь всего происходящего в человеке. Поэтому привычное для нас разделение на лора/кардиолога/гинеколога... противоречит основам Аюрведы.

Попробую на конкретных примерах показать как применяются принципы Аюрведы для восстановления и поддержания здоровья. Пишу, как я это понимаю; поэтому не претендую на истину в последней инстанции. Аюрведический врач обучается 5 лет в институте, а затем 5 лет стажируется на потоке населения прежде, чем его начнут называть доктором. 10 лет теории и реальной практики дают возможность доктору эффективно лечить людей. Я интересуюсь восточной медициной. В Индии бываю регулярно. Знаком с аюрведическими врачами в разных клиниках. Перевожу и публикую в России переводы первоисточников Аюрведы.

Всё, происходящее в нашем теле Аюрведа рассматривает одновременно со стороны принципа созидания (анаболические процессы; капха в Аюрведе), принципа расщепления (катаболические процессы; питта в аюрведе) и принципа движения (нервные импульсы; вата в Аюрведе).

Когда процессы созидания/расщепления/движения в норме, то человек здоров. Нарушение равновесия данных процессов называется болезнью (в Аюрведе "викрити" - отклонение от предрасположенного).

Когда человек жуёт пищу, то слюна, насыщенная ферментами, начинает процесс расщепления пищи уже в ротовой полости. Процессом пережевывания и глотания мы управляем осознанно. Продвижение пищи по пищеводу так же происходит при непосредственном участии мышц (перестальтика), но уже без нашего осознанного участия. В любом случае, работой мышц управляют нервные импульсы (вата в Аюрведе). Процесс расщепления пищи ферментами - питта в Аюрведе. Если принцип "вата" - это только движение, то принципы "питта" и "капха" это и процессы расщепления/синтеза и материальная основа этих процессов. Процесс расщепления пищи на более простые компоненты проходит под воздействием ферментов слюны, желудочных кислот, желчи, ферментов поджелудочной и далее при помощи микрофлоры толстой кишки.

Нормальное пищеварение - это синхронное действие "вата", "питта" и "капха". Если одна из этих систем работает больше или меньше нужного или не в своё время, то мы получаем дисбаланс/болезнь.

"Вата" нервные импульсы, управляют движением пищи на всём протяжении от входа до выхода: пережёвывание, глотание, движение по пищеводу, открытие сфинктера (краника) пищевода, перемешивание пищи в желудке, открытие сфинктера (краника) в желудке, открытие сфинктера Одди для желчи и поджелудочных ферментов, перистальтика тонкого кишечника, перистальтика толстого кишечника, сфинктер прямой кишки.

Если на каком-то этапе "вата" не отработает свою программу, то мы получаем сбой в работе всей системы. Например, спазмированный сфинктер Одди находится в постоянном состоянии "закрыто". Если желчь и ферменты поджелудочной нормально сформировались, но в тонкий кишечник не смогли попасть из-за закрытого сфинктера (краника) Одди, то пища далее нормально перевариться не сможет. Вздутие живота, отрыжка, упадок сил после приёма пищи, нарушения стула - всё это признаки дисбаланса процесса пищеварения. Сам по себе сфинктер Одди редко бывает спазмированным; будут и другие признаки нарушения движения "ваты". В этом случае аюрведическй доктор будет проводить общую терапию для нормализации "ваты" и даст специфичные травы, например, пижму, одним из действий которой является снимать спазмы со сфинктеров в желчных протоках.

Спазм и судорога по сути одно и тоже; тремор (дрожание конечностей) тоже из сходной области нарушений "вата" . Представьте, что вы одновременно двумя руками нажимаете на кнопку "включить и выключить". Только на кнопку "включить" вы нажимаете в 10 раз чаще. При судороге/спазме мышцы подчиняются команде и сжимаются, но не разжимаются. Аюрведический доктор скажет "вата" в избытке и будет проводить действия, направленные на снижение перевозбуждённых импульсов.

Возможен вариант, что "вата" отрабатывает чётко свою программу, но не формируется желчь нужной консистенции или не выделяются желудочные кислоты нужной концентрации. Тогда сбоит система "питта". По внешним признакам доктор распознает это состояние. Если кислот, желчи, ферментов выделилось сверх меры и они остаются в организме, то будут признаки избытка "питты" и доктор будет проводить действия по их удалению из организма.

Недостаток или избыток слизи (принцип "капха") в пищеводе, желудке, кишечнике также приведёт к сбоям в пищеварении. Образование слизи, необходимой для движения пищевого комка по пищеводу, выделение слюны, поддержание слизистой желудка - отвечает "капха".

По пульсу, на основании данных опроса, по цвету глаз, кожи, состоянию слизистой ... доктор будет делать выводы о работе всех систем организма и проводить соответствующие действия.

"Вата" в Тибетской медицине называется принципом "Ветра". И в России можно услышать "ветрогонные средства".

"Вату" успокаивает тёплое и маслянистое, а возбуждает сухое и холодное. Повторюсь, "вата" отвечает за все движения в организме, т.е. за нервные импульсы, которые управляют любым движением. Рецепторы кожи при прикосновении возбуждаются и направляют импульсы в головной мозг, поэтому мы регистрируем прикосновение. Представьте тёплую комфортную комнату, где лёгким пёрышком вы проводите по руке или ноге. Теперь представьте, когда вы очень замёрзли и окоченевшими руками пытаетесь пощикотать себя тем же пёрышком. В замерзшем состоянии вы не почувствуете прикосновение пёрышка! Почему? В холодном состоянии поры закрыты, все каналы сжаты/стянуты, процессы замедлены. В замёрзшем состоянии нарушается естественный поток крови и лимфы, нарушается обмен веществ. На примере с пёрышком понятно, что замедляются и нервные импульсы - движение "ваты" нарушается. Холод приводит к возбуждению принципа "вата" в организме. В этом случае аюрведический доктор будет воздействовать тёплым и маслянистым, чтобы восстановить нормальное движение "ваты". Баня согревает, открываются поры, расширяются каналы. В процессе потоотделения нормализуется обмен веществ. Горячий чай с согревающими травами будет также успокаивать "вату". Масла (особенно кунжутное) имеют свойство глубоко впитываться через кожу в тело. Впитываясь, масло размягчает сжатые каналы и они проще открываются. Кунжутное масло также стимулирует потоотделение. Массаж с теплым кунжутным маслом, пропарка в бане и согревающие чаи быстро успокоят возбуждённую холодом "вату".

Общие данные:
Аюрведа, Тибетская медицина, Китайская медицина в своей основе имеют много общего.
Западная медицина ссылается на Гиппокарата и Авиценну как на основоположников современной медицины. В своей практике Гиппократ и Авиценна основывались на принципы восточной медицины.
Хранимые в библиотеках Индии тексты по Аюрведе написаны на санскрите и датируются от 7-8 века до нашей эры. Сохранились трактаты сотен авторов. Ранее знания передавались по устной традиции.
Работы мастеров Аюрведы: Чараки (1-2 век до н.э.), Сушруты (1-2 век нашей эры), Вагбхаты (7-8 век н.э.) считаются основополагающими.
В Индии существуют сотни образовательных учреждений по Аюрведе (институты и колледжи).

С уважением,

Александр Стодольский

https://ayurveda.turbo.site