Да-да, вы всё правильно поняли — у нас тут снова "островитяне"! Кстати, эта статья должна была появиться гораздо раньше и стать эдаким прологом в небольшой серии статей о этом неподражаемом автопроизводителе, скрывающемся за тремя буквами — TVR. Но так сложилось, что её появление на страницах Дзена состоялось только сейчас.
Статья: Speed II
Журнал: CAR Magazine, январь 1999
Автор: Пол Хоррелл
Фото: Тим Кент
TVR, признанные лидеры в области автомобильного «ракетостроения», совершили следующий шаг к освоению чисто космических скоростей (в оригинале – TVR, the king of the rocket science, has gone ballistic, «сорвались». Прим. АК). Перед вами два её новейших монстра – неистовый Tuscan (на переднем плане) и могучий Cerbera Speed Six, – ошеломительно быстрые машины, которых роднит общий рядный шестицилиндровый мотор. Мы заглянем под «шкуру» Tuscan, чтобы понять, о чём думали ребята из Блэкпула.
TVR больше ведут себя как звёзды шоу-бизнеса, нежели как автомобильная компания. У этой марки нет клиентов – у неё есть поклонники. И те несколько недель, что оставались до мотор-шоу в Бирмингеме, большая часть фан-базы размышляла над тем, чем новеньким порадует их компания. В позапрошлом году была выставлена некая куча металлолома в виде шоу-кара Griffith Speed Six. Ещё официального заявления не было сделано, ещё никто не знал, сколько эта машина будет стоить и как выглядеть, а уже 400 человек подали на неё предварительные заявки. 400 твёрдых заказов, 1000 фунтов задатка плюс сумма налога на добавленную стоимость. В результате TVR заполучила кредит в немалые £400,000 ещё тогда, когда новой машины никто и в глаза не видел.
А что было бы, если бы тогда в Бирмингеме эту машину возненавидели? Владелец, председатель Совета директоров и движущая сила TVR Питер Уилер охотно признаёт: «Во всём этом начинании нам сопутствует большая удача. Мне самому не слишком-то понятно: что эти люди в нас находят, что их привлекает?» Интересно, а ему самому машина кажется привлекательной? «За две недели до выставки я был настолько измотан, что мне понравилось бы всё, что угодно». Что-то не верится. Представить себе Уилера без твёрдой позиции почти так же немыслимо, как вообразить Уилера без вечной сигареты во рту.
В любом случае, через месяц после Бирмингемского мотор-шоу число заказов на Tuscan составило 850. «Эти заказы были уже по фиксированной цене: 38 тысяч фунтов (около $62000). Вот так мы работаем», продолжает Уилер. – «И если теперь нам не удастся быстро приступить к её серийному производству, да ещё в достаточном количестве, то выйдет, что через три года я продам эту машину за копейки». Первые поставки намечены на весну. Новый Tuscan, несмотря на совпадение имён, имеет мало общего с гоночным TVR Tuscan: это машина гораздо более передовая и дорогая, чем Griffith и Chimaera с их роверовскими движками, но более дешёвая – всё-таки на два места меньше, – чем линейка Cerbera. Так что это самый целеустремлённый и бескомпромиссный из двухместных автомобилей, который когда-либо делался в Блэкпуле (а значит – и где бы то ни было ещё).
Так, те смельчаки, которые выразили свой кредит доверия к TVR, согласившись выложить 1000 фунтов стерлингов, рано или поздно окажутся за рулём весьма запоминающегося автомобиля. Идея была не в том, чтобы придать кузову совершенно новую форму – она была главной при создании прошлогоднего шоу-кара Speed Six на базе Griffith. Однако новому двигателю требовались новые вентиляционные отверстия в капоте, а Уилер был недоволен их обликом. А шеф-дизайнера Дэмиана МакТаггарта просто воротило от вычурных передних фар и задних фонарей шоу-кара. И они начали сначала. Инженер Уилер руководил процессом редизайна: «Мне нравится создавать что-то новое. Мне теперь нравится работать над дизайном, чего я вообще не ожидал. Полагаю, что теперь я и сам в некотором роде дизайнер». МакТаггарт же сотворил набросок этого автомобиля, задействовав при этом главное богатство дизайнерского инструментария TVR – свой мозг и свой карандаш, после чего вручную создал полноразмерный макет новой машины из твёрдых блоков пенопласта.
Они начали с капота, желая придать ему выступ в центре крышки, постаравшись сделать прозрачный намёк на сокрытую под ней рядную «шестёрку». Сам кожух двигателя надёжно закреплён болтами, что обеспечивает конструкции достаточную жёсткость, но в то же время делает её более лёгкой. Под периферийной частью крышки капота, ближе к передку находятся масляный бак (используется двигатель с «сухим» картером), a также бачки омывателя и бачки с охлаждающей и тормозной жидкостями. В самой передней части этого отсека почти плоско расположились охлаждающие радиаторы, причем отводимый от них тёплый воздух в моторный отсек не попадает.
Поскольку хвост шоу-кара Griffith не сочетался с новым передком, на нём также появилась новая припухлость. Передняя кромка крышки багажника отступила назад, чтобы высвободить пространство для выдвижной панели жёсткой крыши, которую можно хранить в сложенном виде в багажнике, не занимая в нём слишком много места. Здесь же в багажнике в те дни, когда лишний ветерок в радость, может быть укрыто и заднее стекло салона автомобиля.
Всё вместе производит сильное впечатление, но первое, что бросается в глаза, – это отнюдь не форма кузова. Головные фары и задние фонари – вот что. Правда, МакТаггарт не счёл необходимым раскрывать перед нами все тайны творческой кухни, и пожимая плечами, ограничился дежурным: «А, ерунда. Так получилось – и всё». Все крошечные лампы головного и дальнего света помещены в отдельные глубокие ниши. В соответствии с требованиями законодательства огни габаритов должны отстоять от поверхности земли не менее чем на 350 мм. Но будучи помещёнными ниже фар ближнего и дальнего света, которые тоже сильно углублены, они бы оказались в самом центре грязевых потоков, отбрасываемых передними колесами. В результате «поворотники» перекочевали вверх. «Затем я заметил, что у фар ближнего света нет встроенных боковых габаритных огней, и я не успокоился, пока не нашёл эти крошечные лампочки, и подумал: «Яркая будет деталь! Серийным машинам наверняка не помешает».
Не будет ли это смотреться неряшливо? «Нет, мы поместим их на зеркала заднего вида, это будет оранжевая светодиодная матрица».
А вот что они придумали сзади: взяли, да и разместили светодиодные лампы в трубках, сопрягающихся с дугой безопасности, высвободив дополнительное пространство в багажнике. В похожие трубы из нержавеющей стали встроены механизм блокировки выдвижной панели крыши и лампы подсветки салона. «Питеру казалось, что в подобном виде источники света будут казаться чересчур обнажёнными, говорит МакТаггарт, – поэтому мы какое-то время раздумывали о том, не разместить ли нам вдоль передней кромки крышки багажника отражающие рефлекторы. Но эта затея влетела бы нам в сумму за 70 тысяч фунтов стерлингов, поэтому моя взяла».
В TVR особенно одержимы идеей создавать уникальные и неповторимые интерьеры своих машин. На этот раз остановились на простенькой приборной панели с тремя циферблатами: измерители уровня топлива в баке и температуры масла в двигателе с каждой стороны, и широкая дуга циферблата со стрелкой спидометра по центру. Вся эта композиция семафорит вам из-за руля зыбким серебристо-жёлтым лунным светом. Дополнительную информацию предоставляет встроенный в спидометр ЖК-дисплей, который выдаёт дополнительные сведения о «состоянии здоровья» двигателя, числе оборотов и прочее. На этом решении настоял сам Уилер: «Нынешние приборы не поспевают за темпом автомобиля. Мы начинали с нуля, а в конечном счете остановились на шаговом моторчике авиационного типа, который теперь и управляет движением стрелки спидометра. Всё остальное напрямую поступает от системы управления двигателем». Ярое желание быть не такими, как все, отражено и в одной из небольших комнат в верхней части комплекса в Блэкпуле, где TVR с нуля создаёт небольшие печатные платы, которые впоследствии становятся «начинкой» характерных алюминиевых поворотно-нажимных переключателей. На Tuscan пара таких установлена прямо в дверях: поверни – придут в движение боковые стекла, нажми – и будет задействована система электроприводов, открывающих двери. Остальные отвечают за работу кондиционера и системы отопления. Вентиляционные выходы представляют собой крошечные отделанные латунью глазки (в буквальном смысле слова: они размером с глазные яблоки), к которым подходит алюминиевая балка, являющая собой вентиляционный воздухопровод. «Мы усердно работали с латунью и алюминием, говорит Уилер, – хотя идея, казалось бы, не нова. Если не ошибаюсь, древесину внедрили позже».
Высоченный и прямой рычаг КПП всем своим видом напоминает аналогичный в гоночных туринг-карах ВТСС. Его хода нарочито укорочены. В ногах – очаровательная коллекция настоящих произведений искусства работы по алюминию: такой набор педалей не посрамил бы даже гоночный автомобиль. Они открывают доступ к самому «сердцу» машины – новой TVR-овской рядной «шестёрке». В следующей статье описывается тест с участием Cerbera, разве что мощности у неё побольше, а крутящего момента поменьше. А учитывая, что Tuscan на 15 кг легче, чем Cerbera, его 360 лошадкам найдётся, где «разгуляться».
Новый 24-клапанный двигатель разработан в TVR Джоном Рейвенскрофтом. Вместо обычного набора толкателей здесь применена новая облегчённая конструкция передаточного звена от распредвала к клапанам, которая позволяет добиться более устойчивой работы механизма системы газораспределения на высоких оборотах. Все приводы в двигателе выполнены цепными (на распредвал, на масляные и водяные насосы: аналогичная конструкция была применена в двигателе TVR Speed Eight, ранее известном под кодовым названием AJP8. Кстати, этот двигатель оказался достаточно шумным) по причине большей долговечности цепных приводов по сравнению с ременными. Это двигатель с «сухим» картером, который можно установить ниже обычного и который позволяет системе смазки справляться с более высокими угловыми скоростями автомобиля в поворотах. Чтобы сократить длину двигателя, сбоку проходит промежуточный вал, приводящий установленные сбоку генератор, насос гидроусилителя руля и компрессор кондиционера. Маховик находится в базе, далеко за передней осью колёс, что обеспечивает хорошую развесовку.
Никто из специалистов TVR не верит в то, что новый Tuscan столкнётся с трудностями при разработке. Как говорит руководитель отдела разработок TVR Нил Андерсон: «Большая часть деталей уже на своих местах». После успешного испытания 20 прототипов, мотор Speed Six отправлен в серийное производство и уже устанавливается на Cerbera. Основа шасси Tuscan по сути являет собой укороченную платформу Cerbera: та же подвеска на сдвоенных поперечных рычагах, те же тормоза и – по строгому распоряжению главного босса, который терпеть не может вмешательство электроники, – полное отсутствие АБС. Подобно Cerbera, но в отличие от предыдущих TVR-ов, по переднему периметру каркаса дверей и верха лобового стекла проложен стальной обод, к которому, по сути, и крепятся двери. Это позволило снизить общий вес корпуса автомобиля. Коробка передач Borg-Warner и дифференциал BTR (среди очень немногих элементов, не изготавливаемых собственными силами) давно стали обыденным явлением для TVR.
В процессе разработки Андерсон «поиграл» с некоторыми вариантами новых поперечных рычагов и втулок амортизаторов, стремясь добиться более эффективного подавления раздражающих вибраций при езде по неровным поверхностям. В результате тонкой настройки клапанов регулировки амортизаторов, втулок и рационального подбора шин был достигнут колоссальный прогресс в предотвращении блокировки колес и придании большей тонкости ходовым качествам автомобиля, причем автомобиля с достаточно большой неподрессоренной массой, а стало быть, автомобиля, которому требуются мощные тормоза и мощные шины. Установлен и новый реечный рулевой механизм с менее бешеным, чем прежде, передаточным отношением. В результате, по сравнению с TVR Cerbera, наш Tuscan будет меньше утомлять своего водителя, не доводя его в процессе езды до полного изнеможения.
Что ж, старинное здание бывшей Ассоциации Кооперативных Прачечных Северо-Восточного Ланкашира на Бристоль-авеню в Блэкпуле, которое за последние годы столько раз достраивалось и расширялось, по-прежнему остаётся шумным, пыльным и захламлённым. Похоже, что все 750 человек будут, не жалея себя, вкалывать ещё несколько лет, вне зависимости от экономической ситуации.
Уилер может сказать, что ему просто повезло, но ему-то хорошо известно, как поймать судьбу за хвост. Его компания напрямую завязана на своих клиентах – своих фанатах, – потому что люди на фабрике постоянно с ними общаются. На каждой встрече перед гонками моносерии Tuscan Challenge можно заметить около 500 с лишним TVR-ов, а сам Уилер принимает личное участие в каждой гонке. Ворота завода всегда широко распахнуты для полчищ клиентов, кто желает воочию лицезреть, как ведётся процесс сборки своих автомобилей. Эти люди яростно защищают свои сокровища при лишних сомнениях. Нам тоже достаётся: то и дело мы получаем гневные письма, где нас бичуют за любую критическую реплику. Эти люди то и дело трясут дилеров, дабы добыть у них хотя бы крупицу свежей информации. Полагаю, что именно поэтому TVR может позволить себе роскошь совершать время от времени отчаянные поступки, будь то запуск в серию столь дикой внешне машины, или ещё одного, нового до последнего винтика, двигателя. Они знают, чего хотят их люди.
НА ВСЕ ШЕСТЬ ЦИЛИНДРОВ
Новый Tuscan возник как развитие разработанного в недрах TVR рядного 6-цилиндрового двигателя. Сама форма его изогнутого под пневматическим прессом капота красноречиво говорит о том, что сокрыто под этой крышкой. Эта «шестёрка» дешевле в изготовлении, чем аналогичная «восьмёрка» AJP8 от TVR, но всё так же способна разогнать автомобиль до 97 км/ч менее чем за 5 с. Задняя часть крышки капота жёстко закреплена болтами: кстати, одному парню пришло в голову подать заказ, в котором он оговорил условие, что эта часть крышки должна быть отлита из прозрачного пластика. У серийной машины наружные головные источники света будут не так утоплены внутрь. А знаете, как появились эти очаровательные косые выступы вдоль передней кромки дверей? Оказалось, что благодаря этому элементу дизайна можно не только применить более дешёвые и простые дверные петли, но и избежать удара края двери о переднее крыло при открытии.
ПРИПОДНИМЕМ ЗАВЕСУ
Первое, что бросается в глаза при взгляде на хвост автомобиля – это отсутствие фонарей. Пока их не включишь, они почти ничем не заявляют о своём присутствии — как всегда в TVR для них придумали самое необычное место.
Но светят эти светодиоды ярко, и видны они совершенно безукоризненно. Огромные углепластиковые выхлопные трубы, по заявлениям, также будут глушителями (в прежних TVR этого добивались, размещая под полом багажника специальный короб). В результате в новом автомобиле багажник стал просторнее, но и сама машина выглядит более грозно. Не правда ли, такое дорогого стоит?
ЛАТУННЫЕ ГЛАЗКИ
Боже правый! Британский спорткар – да без деревянных вставок в салоне! Вместо этого приевшегося клише – обилие алюминия и латуни. Даже на приборной панели и выходных отверстиях вентиляционной системы. Ha панели приборов – спидометр, регистраторы уровня топлива и температуры масла, посередине – многофункциональный ЖК-дисплей. В TVR уверяют, что тахометр водителю не нужен (его работу здесь выполняет ЖК-дисплей), поскольку сам мотор своим звуком сообщает водителю всё, что нужно. А если у вас в ушах вата, то есть ещё и специальный зуммер, сигнализирующий о переключении.
Мы в соцсетях:
YouTube: www.youtube.com/@autoculture_media
VK: vk.com/autoculture_media (эксклюзивные видео, фильмы и интересные статьи)
Telegram: t.me/autoculture_media (ненапряжный красивый контент + лайв)
Нельзяграм: autoculture.media
Дзен: dzen.ru/autoculture_media
Также вы можете поддержать проект по QR-коду: