- Как же так? - растерялась Зоя Алексеевна. - Не может этого быть! Как же это, Анечка... Скажи, что это неправда, неудачная шутка...
Женщина вытерла набежавшую слезу и с надеждой взглянула на невестку.
- Это правда, Зоя Алексеевна. И надо мне было вам об этом сказать сразу же, в первый день, как мы сюда переехали. Да Женя настоял, чтобы я молчала. А я ему тогда говорила, что это плохая идея.
**********
- Аня, Димулька, Женя, здравствуйте, мои хорошие! Вот насилу до вас добралась. Такой снегопад сегодня, просто что-то невообразимое! Дороги все занесло, транспорт еле ползёт. Хотела уж на лыжи вставать - и к вам.
Зоя Алексеевна прямо у двери в прихожей бодро стряхнула с шубы и шапки пушистый снег. А потом, раздевшись, прошла в комнату, где уже был накрыт большой стол.
- Ну, где наш именинник? Где мой внучок Димочка? А что ему бабушка сегодня подарит? - ласково проворковала Зоя Алексеевна.
- Бабушка! - мальчик радостно подбежал к женщине, принимая от неё долгожданный подарок - огромный игрушечный грузовик. - Спасибо!
Зоя Алексеевна обняла и поцеловала любимого внука.
- Ну что, раз все в сборе, тогда прошу к столу, - пригласила гостей Анна.
Она сегодня постаралась - стол ломился от угощений. Супруг Евгений ей помогал, как собственно и всегда это делал с удовольствием, если у него была такая возможность.
Свою любимую он привёз к себе на родину, в суровый северный город, два года назад. И был счастлив от того, что Аня согласилась на этот переезд.
Несколько лет назад Женя отправился в столицу за лучшей жизнью. Наслушался друзей о том, что там можно зарабатывать большие деньги, не рискуя здоровьем, как у них на севере, где все мужские специальности были суровыми и тяжёлыми.
Но Москва сразу не приняла молодого человека. Как это ни парадоксально, но честный и спокойный парень постоянно попадал в какие-то неприятности. То деньги и вещи украдут, то с зарплатой кинут. А то и вовсе в общежитии, где он жил, соседа арестовали за хранение запрещённых веществ. Ох и знатно Женю тогда помурыжили, тоже подозревали. Хорошо, что разобрались во всём и чужую вину на него не повесили.
А потом, после долгих мучений и мытарств, Евгений всё-таки смог устроиться в одну компанию, где неплохо платили. Он даже снял небольшую комнату в коммуналке.
Там и познакомился с Аней. Мужчина считал, что это самое лучшее, что произошло с ним там, в этом огромном и чужом городе. И встречу эту воспринял как подарок судьбы.
Аня была тихой и скромной и не сразу поняла, что Евгений, их новый сосед, не просто так проявляет к ней внимание, то и дело предлагая свою помощь в разных житейских моментах. А потом и сама, качая в колыбельке новорождённого ребёнка тёмными одинокими ночами, всё чаще стала думать о нём. Вспоминать добрые глаза и тёплую улыбку тихого паренька.
- Эх, если бы мне раньше его встретить. Ну хоть год назад... И не увлеклась бы я тогда этим красавцем. И не сидела бы здесь одна с ребёнком на руках..
Анна очень тяжело переживала предательство Виталия. Она влюбилась в него с первого взгляда, как только пришла устраиваться в издательство журнала, где проработала совсем недолго, вплоть до ухода в декретный отпуск.
Аня жила одна в этой комнате. Отца своего она никогда не видела, а мама два года назад, когда дочь заканчивала университет, вдруг познакомилась в интернете с мужчиной из Минска. А уже через три месяца, после двух встреч с ним, переехала жить к будущему мужу, в дом с садом на окраине большого города.
Мама была счастлива, она как будто помолодела на добрый десяток лет и теперь совсем не выглядела на свои сорок пять.
- Я так рада за тебя, мамочка, - вытирая слёзы, говорила Аня при расставании.
- Ну что ты плачешь, глупышка? И ты скоро встретишь своё счастье. Анечка, ты у меня молодая, красивая, умная, образование скоро получишь, работать пойдёшь. И жильё есть. Пусть и небольшое, но своё. Так что и счастье твоё от тебя никуда не денется.
Виталий красиво ухаживал, и Анна потеряла голову. Она не хотела слушать своих коллег, которые по очереди шептали ей на ухо о том, что он непорядочный.
- Анька, очнись! Ты разве не видишь, что он абсолютно со всеми флиртует? Ни одной юбки не пропускает! Это же его кредо. Я здесь пять лет работаю, и не один роман Виталия помню. И все они плачевно заканчивались. Наигравшись, он просто бросал девушку. А ещё, у него уже есть ребёнок. Но жениться на его матери он не хочет, - делилась с ней коллега Юля.
- Нет, у нас с ним всё будет по-другому. Он меня любит! - уверенно отвечала девушка. - И мы поженимся, Виталя обещал мне. А то, что было у него до меня, теперь в прошлом. От ошибок никто не застрахован.
- Ох, Анька! Не пожалеть бы тебе потом, - с сомнением качая головой, отвечала коллега.
Виталий перестал её замечать, как только узнал, что Аня в положении.
- Мы так не договаривались. Я что, просил тебя об этом? Нет! Мне не нужны дети, да и к семье я ещё не готов, - цинично заявил он Анне.
- Но ты же обещал... Говорил, что поженимся, - растерянно произнесла она.
- Анечка, тебе сколько лет? Пора бы уже знать, что мужчина всё, что угодно пообещает, лишь бы получить своё. Реалисткой надо быть. Пора уже, знаешь ли. И мой тебе совет - избавься ты от этой проблемы, пока не поздно, - с улыбкой проговорил Виталий.
- Мой ребёнок - это не проблема. И избавляться я ни от кого не намерена. А ты... Живи как знаешь, раз тебе совесть позволяет.
Беременность проходила тяжело, и почти всё время Анна была на больничном, поэтому с отцом будущего ребёнка практически не виделась. И это было хорошо, потому что видеть его она не могла.
Димка родился слабым и очень болезненным. Анне было тяжело одной. Мама предлагала ей помощь.
- Дочь, хочешь я приеду, помогу тебе? Или вы к нам приезжайте. У нас здесь хорошо, дом просторный, и Леонид не против.
- Нет, мам. Не нужно, я сама справлюсь.
- Неужели он совсем вам не помогает? Вот подлец! - удивлялась мать.
- Нам с сыном не нужна помощь предателя! И не напоминай мне о нём.
- Ну да, понятно всё с тобой. Гордая ты моя, - печально отвечала мама.
Когда в жизни Ани появился Женя, сынишке уже было полгода. Он как-то сразу полюбил её ребёнка, прикипел к нему душой. И сердце женщины дрогнуло и растаяло.
- Слушай, вот удивительно, но Димка так тебя любит. Стоит тебе взять его на руки, он тут же плакать перестаёт! - улыбалась Евгению Аня.
Она с отрадой наблюдала за тем, с какой нежностью этот чужой им по сути мужчина обращается с её ребёнком.
- Мы, мужики, друг друга с полуслова понимаем. Да, Димулька? - подмигивал младенцу Евгений.
И Димка широко улыбался ему в ответ.
*********
- Ань, поехали домой, к нам? - уже не в первый раз после их бракосочетания заводил этот разговор Женя. - Там мама нас ждёт. Квартира у меня есть отдельная, пусть и однушка. Работать будем, там у нас климат суровый, конечно, зато платят хорошо.
- Не знаю я, боязно как-то... Да и мама твоя... Вдруг она не примет меня? И Димку тоже, - сомневалась женщина.
- Мама? Да ты что! Лучше неё никого в этом мире нет! Мама - добрейшей души человек. Да ты сама в этом убедишься. Поехали!
И однажды Евгений всё-таки уговорил жену.
- Ань, у меня к тебе просьба одна будет, - начал муж незадолго до переезда.
- Слушаю тебя.
- Ты это... Давай не будем маме говорить, что Димка не мой сын. Тем более, что я всё равно считаю его родным и уже усыновил.
- Не говорить? То есть сказать твоей матери, что это её родной внук? Обмануть пожилую женщину, заставив её считать, что Димка от тебя? - удивилась Аня. - Мне кажется, это нечестно. Жень, а ты разве ни разу не говорил маме о том, что взял меня с ребёнком? Или ты стесняешься этого?
- Нет, ну что ты! Когда я рассказал ей про тебя, про нас... Ну что влюбился в тебя по уши и про Димку сказал, мама сразу подумала, что это мой сын. Ну я и не стал её разубеждать. Не смог...
- Странно. Начинать знакомство с вранья. Нам ведь всю жизнь рядом жить.
- Да какая разница, Ань? Ну полюбит она Димку как родного. Тем более, что он ещё совсем кроха. Годик всего!
- Не знаю, Жень. Надо подумать. Это против моих правил.
Но когда супруги с маленьким сыном приехали на место своей новой жизни, все решилось само собой.
- Аня, дочка, очень приятно с тобой познакомиться! - с улыбкой произнесла Зоя Алексеевна и обняла невестку. - А это мой внучок, да? Ну, Димочка, здравствуй. Я твоя бабушка. Ну, идём, посмотрим, какие игрушки я тебе тут купила. Идём, зайчик!
В этой ситуации у Анны просто язык не повернулся сказать женщине правду о сыне. Она решила, что сделает это потом. Попозже, когда немного освоится и более близко познакомится со свекровью.
Шло время, Анна с мужем обживались на новом месте. Евгений устроился работать в газодобывающую компанию. Теперь он отсутствовал дома по две недели, уезжая в это время на буровую. А жена с сыном оставались одни. И помощь свекрови и бабушки в эти дни была очень кстати.
Аня убедилась в том, что её свекровь добрая и умная женщина. С первых дней она всей душой полюбила и сноху, и внука. Анна постоянно думала о том, как она нечестна с Зоей Алексеевной. И теперь уже сомневалась - а стоит ли говорить правду. И чем дальше, тем больше росли эти сомнения.
Невестка видела, как сильно бабушка привязана к Димке, как она его балует и с удовольствием общается с внуком, частенько приезжая к ним в гости.
- Жень, я так больше не могу. Может, уже скажем твоей матери про Димку? - спросила Анна как-то у мужа. - Или лучше не говорить? Я запуталась уже, честно...
- Про Димку? - удивился он. - А зачем? Я думал, ты уже и забыла об этом. Для мамы наш сын - это её внук. И всё. И никак по-другому. Давай лучше подумаем о братике или сестрёнке для него, - обнимая жену, с улыбкой произнёс на ушко ей Евгений.
Вскоре Анна обрадовала мужа хорошей новостью. Рассказала о том, что вновь ждёт ребёнка.
- Да ты что, Анька! Какое счастье! Я так рад! - Женя схватил в охапку жену и стал кружить её по комнате.
- Женька, прекрати! Перестань, тебе говорю! Голова кружится!
- Ой, как хорошо. Димке недавно три исполнилось, а мы тут уже и второго скоро купим, - мечтал счастливый отец.
Вторая, как и первая, беременность у Анны, была тяжёлой. С первых дней она чувствовала слабость и тошноту. А ещё какие-то странные мысли не давали ей покоя.
И она решилась. Устала держать в себе тайну. Понимала, что ранит этим доброго и хорошего человека, свою свекровь. Но больше молчать не могла. Чего-то боялась. А чего, и сама не понимала.
- Аня, скажи мне, ты беременна? - спросила как-то её Зоя Алексеевна.
- Да, вы правы. Одно плохо - неважно себя чувствую в последнее время, - пожаловалась она.
- Я поздравляю тебя! Это такая радость, Анечка! - бурно отреагировала мать мужа. - Ты главное, не переживай. И всё будет хорошо.
- Да, спасибо, надеюсь.
- Ты и первую сложно ходила? - поинтересовалась свекровь.
- Да, было очень тяжело. И физически, и морально. Даже вспоминать не хочу, - проговорилась вдруг Аня.
- Да? А почему? Тебя Женя, что ли, обижал? - удивилась Зоя Алексеевна.
- Да нет... Женя здесь ни при чём.
- Как это? А кто же тогда при чём? Аня, да ты что? - свекровь выглядела растерянной.
- Зоя Алексеевна, я сразу должна была вам это сказать, в первый же день. Да и Женя тоже хорош. Сказал вам, что женился, а о том, жена уже с ребёнком, промолчал.
Анна рассказала потрясённой свекрови историю своей несчастной любви и предательства. И о том, что очень благодарит судьбу за встречу с Евгением.
Женщина лишь молча слушала, не зная, как реагировать. А потом заговорила.
- Как же так, Анечка... Я не верю. Это такой удар для меня, такое потрясение. Слов нет...
- У вас скоро родится ваш внук или внучка. Ваш РОДНОЙ внучок, - оправдывалась Анна.
Свекровь молча поднялась и ушла, а Аня осталась с тяжёлым сердцем.
- Зачем? Зачем рассказала? Легче тебе стало? Чего добилась? - вслух говорила сама с собой Анна, коря себя за опрометчивый поступок.
Всю ночь она не спала, переживала и жалела о том, что открыла свою тайну.
А на следующий день свекровь пришла опять. Но теперь лицо её было светлым и спокойным.
- Ты знаешь, Аня, что я тебе скажу? Я много думала вчера. И поняла одно. Для меня НИЧЕГО не изменилось. Дима - мой внучок. Он сын моего сына. Я вас всех очень люблю - и тебя, и вашего сыночка. И будущего, ещё не рождённого, ребёнка! Всех! И как можно сказать моему любящему сердцу, что этот мальчишечка, который так сладко меня обнимает, мне чужой? Как? Разве это возможно?
- Бабушка, не пачь, - внучок подошёл к женщине и прижался к её коленям. - Я тебе дам конфетку. Хочес?
- Не буду, моё сердечко. Не буду плакать. И конфетку оставь себе, мой зайчик.
Зоя Алексеевна взяла на руки внука и крепко прижала его к себе.
- И давай, Анна, забудем о нашем вчерашнем разговоре. И Жене, сыну моему, о нём тоже не расскажем. Зачем тревожить его? Ведь он будет думать о том, как я переживу эту новость. А что тут переживать? Радоваться надо - вон у нас семья какая большая! А скоро будет ещё больше!
- Спасибо вам, Зоя Алексеевна! Вы для меня как мама. Мне очень повезло встретить Женю и вас тоже.
Женщины обнялись.
- Да, кстати! Забыла вам сказать! К нам же гости едут. Через три дня прибудут! Моя мама со своим мужем решили навестить нас, узнать, как мы тут живём. Вот и познакомитесь все сразу!
- Так семья-то у нас действительно большая! - с улыбкой проговорила Зоя Алексеевна. - И это счастье!
Спасибо всем, кто читает мои истории! Я пишу для вас с душой.