Здравствуйте!
Давно хотел сделать обзоры на некоторые игры. Но, думаю, не плохо было бы сначала написать как я эти игры на Линуксе, собственно, запускаю. Первоначально в планах было сделать одну большую статью с обзором всех доступных способов, но получилось бы очень много текста, поэтому будет две - общая и конкретно по Wine. Писать везде буду именно про игры, но перечисленными способами можно запускать различные Windows приложения.
1. Dualboot.
"Dual" в названии, собственно, из-за самого распространённого сценария применения данного способа: какой-нибудь дистрибутив Linux + Windows. Но ничего не мешает Вам установить параллельно произвольное количество других систем (в т.ч. даже одинаковых, возникни у Вас такая необходимость).
Представляет собой установку нескольких операционных систем на один компьютер. Либо на разные ПЗУ, либо (что чаще встречается) на разные разделы одного и того же, либо комбинируя эти варианты.
Плюсы:
- Исполнение на железе без посредников даёт максимальную производительность Windows. Это полезно для требовательных игр.
- Простота установки игр.
- Изолированность систем друг от друга.
Минусы:
- Необходимость делить место между разными ОС. Крайне желательно планировать заранее где места понадобится больше, чтобы не менять потом размер разделов.
- Непредсказуемость Microsoft. Уже были случаи, когда обновления Винды затирали разделы с Линём. И никто не застрахован от рецидивов, потому что беспардонность разработчиков из Рэдмонда уже стала притчей во языцех даже среди преданных фанатов Windows.
- Необходимость перезагружаться в другую систему при смене деятельности.
2. Виртуальная машина.
Данный способ представляет собой запуск Виндоус в специальной программе (гипервизоре). Самыми распространёнными в Linux, на момент написания статьи, являются VirtualBox, QEMU и VMware. Подробно их расписывать не буду, так как это достойно отдельной статьи. Требует от пользователя подкованности в области их применения, так как там много нюансов.
Плюсы:
- Гибкость. Виртуальные машины можно делать с разными настройками, переносить, бэкапить, удалять, безопасно изменять им доступное место на диске и т.д.
- Изолированность систем друг от друга.
- Использование динамически расширяемых виртуальных дисков позволяет более эффективно использовать дисковое пространство. Плюс, машину можно вообще на флешку или другой диск скинуть без масштабных телодвижений при необходимости.
Минусы:
- Производительность сильно зависит от конкретной виртуальной машины и её настроек. Так, например, в Virtualbox максимальный объём доступной видеопамяти 256Гб, а виртуальная видеокарта, ЕМНИП, даже в DX9 не умеет (я не знаю как в ней Фотошоп запускать умудрялись, да ещё работать в нём), а в QEMU можно пробросить видеокарту в виртуалку напрямую и играть без потерь производительности.
- Не смотря на более эффективное распределение пространства, виртуальные машины всё-равно занимают прилично места из-за установленной на них Виндоус (и будут занимать ещё больше, если она будет обновляться).
- Нужно неслабое железо с поддержкой виртуализации. Последнее хоть и распространено, но всё равно присутствует не на всех процессорах.
3. Облачный гейминг.
Вот тут, откровенно говоря, с темой не особо знаком - ни я, ни кто-либо из моих знакомых этим не пользуется. Но это один из доступных способов, к тому же обладающий неоспоримыми преимуществами, поэтому достоин упоминания.
Суть данного метода в том, что игры запускаются на сторонних серверах, куда подключается пользователь посредством специальной программы клиента или просто через браузер.
Плюсы:
- Даже для запуска самых требовательных игр не требуется мощного железа.
- Места на диске почти не занимает.
- Относительная простота развёртывания.
Минусы:
- Зависимость от интернета. Требуется не просто наличие хоть какого-то соединения, но оно должно быть ещё и стабильным, а также достаточно быстрым. Каких-то феноменальных скоростей не требуется, но если Вы сидите в глухой тайге на 2G, то можете не пытаться.
- Это платно. За остальное тоже нужно платить, но там есть обходные пути (если вы понимаете, о чём я), а тут без вариантов.
- Данные хранятся на серверах посторонних людей, так что безопасность здесь Вы не контролируете никак.
4. Wine.
Wine - это софт позволяющий исполнять программы для Windows на Linux без использования эмуляторов или виртуальных машин. Является своего рода переводчиком между Windows-программой и Linux-системой. По причине закрытости Windows разрабатывается методом научного тыка (реверс-инжиниринг). В последние годы (благодаря участию в разработке Valve) стал выдавать удовлетворительные результаты и годен для использования на десктопе.
Мной данный способ используется в подавляющем большинстве случаев.
Плюсы:
- Можно запускать установленные и настроенные игры проще, чем в других перечисленных способах - просто с ярлыка.
- Программы могут иметь доступ к файловой системе ОС. Т.е. чтобы открыть какой-то файл можно просто его взять и открыть, а не доставлять сначала в виртуалку тем или иным способом.
- Есть масса возможностей по настройке.
Минусы:
- Производительность может сильно варьировать и отличаться от таковой на Windows (как в худшую, так и в лучшую сторону).
- Сложность отладки некоторых случаев. Если программа под Wine не запускается по неизвестным причинам, придётся перелопачивать лог размером с простыню в поисках ошибок (и не факт, что Вы их там найдёте).
- Нет однозначных решений. Порой приходится перебирать версии Wine, DXVK, VKD3D и прочего в поисках рабочей комбинации.
Вот и всё на сегодня. Я перечислил известные мне способы, если есть что добавить, добро пожаловать в комментарии.