Меня зовут Елена Васильева, и мое хобби - некрополистика. Одновременно с изучением кладбищ я стала задумываться о месте смерти в нашей жизни и о том, что ее сопровождает. И так совпало, что один мой читатель задал мне тот вопрос, по поводу которого я и сама давно хотела высказаться: "Елена, а как вы относитесь к посмертным фотографиям? К тем самым, на которых крупным планом сняты мертвецы в гробах".
Может быть, вы удивитесь, но я отношусь к таким фотографиям в высшей степени положительно, и вот почему. Любая фотография человека - это история о нем, о каком-то моменте в его жизни. А смерть - это тоже часть жизни, неотъемлемая ее часть. И этот мертвый человек, запечатленный на фотографиях, прежде, чем стать мертвецом, когда-то был живым. На его прижизненные фотографии мы ведь смотрим без боязни. А посмертные приводят нас в ужас. Что же изменилось?
ОСТОРОЖНО! дальше я буду публиковать фотографии и рисунки, которые вам может быть тяжело смотреть.
За гранью жизни: что такое постмортем
Смерть всегда была частью жизни, но наше отношение к ней менялось от эпохи к эпохе. В старые времена, когда люди воспринимали уход из жизни как естественный этап, возникла традиция, кажущаяся нам сегодня странной и даже жутковатой – искусство постмортем, посмертной фотографии. Но за этой традицией стояло нечто большее, чем просто фиксация факта смерти. Это была попытка остановить мгновение, сохранить образ ушедшего человека в памяти близких.
Задолго до изобретения фотографии существовала практика создания посмертных портретов, выполняемых художниками. Представьте себе, специально приглашенный художник склоняется над телом усопшего монарха, чтобы запечатлеть его величие даже в смерти. Такие изображения подчеркивали значимость правителя, его символическое значение для общества. Но это касалось не только власть имущих.
Взгляд художника: как увековечивали память до фотографии
Художники, создавая зарисовки постмортем, стремились не просто скопировать черты лица, но и уловить неуловимые изменения, происходящие в момент перехода из земного существования в загробное.
Вы видели когда-нибудь портреты умерших, сделанные рукой художника? Я покажу.
Эти рисунки не просто были нарисованы и забыты - они воспроизводились в печати. Это - напомню - часть жизни известных, любимых многими людей.
Императорам и вождям "повезло" больше (если так можно выразиться). Их смерти были посвящены целые полотна.
Любые попытки художников запечатлеть произошедшее, будь то быстрые наброски, написание масштабного полотна или процесс фотографирования - это уже не просто констатация факта, а попытка осмыслить утрату и примириться с неизбежным.
Фотография смерти: личные истории
Итак, вернемся к посмертным фотографиям обычных людей.
С изобретением фотографии практика изготовления портретов стала доступна гораздо большему кругу людей. Пик популярности посмертных фотографий пришелся на конец XIX – начало XX века. В то время фотография часто была единственным способом сохранить облик любимого человека.
Представьте себе родителей, у которых умер единственный ребенок, или мужа, потерявшего при родах жену. Посмертная фотография становилась для семьи бесценной реликвией, единственной возможностью посмотреть на ушедших. А при жизни сфотографировать(ся) не успели - или не могли.
Что поменялось с приходом большевиков к власти
Вскоре Октябрьская революция перевернула не только политический строй, но и отношение к смерти. Ценность человеческой жизни переосмысливалась через призму идеологии. Смерть героя, отдавшего жизнь за революцию, возносилась, а смерть "обычного" человека становилась менее значимой. Торжественные похороны с фотофиксацией стали привилегией партийной элиты, в то время как семейные традиции поминовения, включая фото постмортем, ушли в тень. Смерть перестала быть редким и дорогим гостем, она подстерегала буквально на каждом шагу.
Экономические трудности, войны, голод – все это также повлияло на доступность фотографии для широких масс. В борьбе за выживание запечатление памяти об ушедшем стояло не на втором и даже не на третьем плане. В сельской местности о фотографировании мертвых говорить практически не приходилось, это явление было редким. Более-менее оно возродилось только после Великой Отечественной войны, когда в домах стали появляться фотоаппараты, в том числе и трофейные.
Почему мы боимся говорить о смерти сегодня
К концу XX века тема смерти стала совсем табуированной, процесс умирания переместился из дома в больницы и морги. Люди отгородились от смерти, спрятали ее за стенами, стараясь не думать о неизбежном. Традиция посмертных фотографий, задержавшись на некоторое время в сельской местности, сейчас практически угасла.
Но история постмортем – это история не столько о смерти, сколько о жизни, о памяти, о нашем отношении к уходящему. Постмортем - это напоминание о том, что смерть – это неотъемлемая часть жизни. Нельзя забывать тех, кто ушел за черту. Они все равно остались нашими родственниками, знакомыми и близкими. Мы сохраняем их образы в наших сердцах и на старых фотографиях.
Изображение мертвого человека может пугать, но все же, все же... Не спешите отворачиваться с отвращением. Посмотрите на это лицо, попытайтесь почувствовать связь с ушедшим человеком. Ведь за каждым таким изображением стоит целая жизнь, целая история, которую нельзя забывать.
Память на камне - сюрприз от кладбища
На петербургских кладбищах есть целых два памятника с посмертными изображениями.
Один памятник - это старинный крест, на котором прикреплена посмертная фотография пожилой женщины. Эта фотография совсем не пугает, женщина выглядит совершенно как живая. Только закрытые глаза, множество цветов вокруг и покров, укрывающий ее, указывают нам на то, что эта фотография сделана после смерти.
А второй - барельеф авторства известного скульптора Н. А Лаверецкого:
Если честно, я с трудом могу представить, как скульптор создавал эту потрясающую работу. Возможно, сначала были сделаны зарисовки с натуры, может быть, даже снята посмертная маска...
Каждый раз, останавливаясь у этого надгробия, я перестаю дышать. Для меня это искусство непостижимо.
------------------
В июне 2025 года в издательстве «Бомбора» выходит моя книга «Азбука петербургских некрополей. Корабли, черепа, ангелы». Это справочник по символике и объектам на кладбищах Петербурга. В книге 224 страницы и около 650 фотографий.
Ссылки на предзаказ в магазинах: