Найти в Дзене
ПРО Искусство

Василий Верещагин и его знаменитая картина "Апофеоз войны" (часть1)

Художника Василия Васильевича Верещагина, пожалуй, знают все. Ну для тех кто не знает скажу что картину «апофеоз войны» точно узнает любой! Такое точно не забывается! Эта картина на многих оказывает очень серьезное психологическое воздействие. Больше того я вам скажу, забегая вперед о том, что эта картина написана чуть ли не с натуры! Ну или как минимум по памяти потому что такую сцену Василий Васильевич Верещагин видел собственными глазами, когда путешествовал по Сибири и видел Восстание которое было жестоко подавлено войсками китайского императора. Но об этом чуть позже. Так или иначе, Василий Верещагин это один из величайших, русских художников и величайших баталистов. Так как он писал батальные сцены не писал никто. Он делал свои работы с такой выразительностью, с такой правдивостью и с такой экспрессией, что от этого захватывает дух! Многие писали батальные сцены, но как правило это были картины «восхваляльного» характера. Вот такое дурацкое слово позволю себе применить, как соб
Оглавление

Вступление

Кто такой Василий Верещагин?

Художника Василия Васильевича Верещагина, пожалуй, знают все. Ну для тех кто не знает скажу что картину «апофеоз войны» точно узнает любой!

Василий Верещагин
Василий Верещагин

Такое точно не забывается! Эта картина на многих оказывает очень серьезное психологическое воздействие. Больше того я вам скажу, забегая вперед о том, что эта картина написана чуть ли не с натуры! Ну или как минимум по памяти потому что такую сцену Василий Васильевич Верещагин видел собственными глазами, когда путешествовал по Сибири и видел Восстание которое было жестоко подавлено войсками китайского императора. Но об этом чуть позже.

-2

Так или иначе, Василий Верещагин это один из величайших, русских художников и величайших баталистов. Так как он писал батальные сцены не писал никто. Он делал свои работы с такой выразительностью, с такой правдивостью и с такой экспрессией, что от этого захватывает дух! Многие писали батальные сцены, но как правило это были картины «восхваляльного» характера. Вот такое дурацкое слово позволю себе применить, как собственно говоря и сами картины. У других художников на картинах в той или иной степени батальные сцены что-то восхваляли, кого-то принижали.

Совсем иначе действовал Верещагин. Он рисовал ужас войны. Он изображал всю омерзительность смерти, причем в самых ее худших проявлениях, когда один человек лишает жизни другого и очень часто это происходит бессмысленно и без идейно.

После атаки. Плевна.1878г
После атаки. Плевна.1878г

Верещагин один из моих любимых художников и люблю его именно за эту точность, правдивость и безусловно за практически идеальную технику. Да потому что владел он и живописью и рисунком просто в совершенстве. Я был на его выставке, я смотрел эти картины. Его живопись поражает своими размерами. Она сразу на вас давит своей мощной энергией и просто пройтись вот так вот там «прогуляться мимо»- невозможно! Это не про Верещагина! На этой выставке можно было просто «залипнуть» на много часов и разглядывать каждую картину до мурашек. Вот именно до мурашек! И в то же время, когда я разглядывал рисунки Верещагина, они тоже поражали меня. иной раз это были совсем малюсенькие зарисовки. Рисунки выполнены остро отточенным карандашом, сделаны очень быстро и точно. Видимо характер у него тоже был такой «точный», он видел сразу все так как оно есть и умудрялся это запечатлеть.

При этом внешне он был достаточно большим, мощным мужчиной и вот как-то даже не складывается этот образ большого, сильного человека, физически и морально, и вот эти вот маленькие рисунки. Мне стало интересно, каков он был в жизни. Я стал изучать его и биографию, творчество и сегодня готов с вами этим поделиться!

Биография В. Верещагина

Детство

Небольшая биографическая справка. Она нужна, потому что надо понимать, откуда «ноги растут» и я долго не задержу. Родился Василий Верещагин в Череповце в 1842 году в семье столбового дворянина.

Дом- музей Верещагина
Дом- музей Верещагина

Отец его был предводителем дворянства, возможно сейчас это может быть немножко смешно звучит, но тогда это был можно сказать чин! Предводитель дворянства имел деревни, имел крепостных и основным промыслом было кузнечное дело. То есть семья жила на доходы от кузниц, где работали крепостные. Первые детские впечатления Верещагина были связаны именно со звуком тех самых молотов и молотков, которые с утра до поздней ночи стучали по наковальням. Такой звон раздавался по всему поместью и видимо тогда же и выковался и характер самого Верещагина. По тогдашней традиции его, естественно, отдали в кадетский корпус. Там он очень быстро понял, что военная служба не для него. Терпеть он ее не мог, более того, тот дух, который царил в кадетском корпусе, в его казармах, так называемое «кадетское братство» это была просто «дедовщина». Но так как он был физически крепок и мог за себя постоять, то наверное не сильно пострадал и физически морально от этих «обрядов и ритуалов». Но возненавидел весь этот военный уклад люто! Ко всему прочему он очень рано проявил способности к рисованию, а так как старших кадетских классах рисование уже не преподавалось, то ему порекомендовали посещать «курсы поощрения художников». Там его талант, естественно, сразу заметили. Когда в очередной раз какую-то его работу похвалил директор этих курсов, он к нему так склонился и спросил: «но ведь художником вы все равно не будете?», и получил неожиданный ответ, что собственно говоря, именно художником то он и собирается стать!

Тут надо пояснить, что в те времена художник это так сказать «одна полка» с ремесленником, и рисование профессиональное, как вид деятельности, это уж точно не для столбового дворянина шестой родословной книги коим он был почину. И папа его, естественно был сильно против, и даже его мама тоже была против. Хотя женщина она была не глупая, очень красивая, немножко истеричная, по национальности была татарка. Папа тяготел к размеренной, уездной сельской жизни. А Василию Верещагину все надо было и его неуемность она через всю его жизнь потом пройдет. Я честно говоря, потрясён был тем количеством путешествий, которые он предпринял, тому количеству работ, которые он сделал и у меня вообще вопрос: он спал вообще когда-нибудь?

Юношеские годы

Но вернёмся в юношеские годы. Так как он во всем всегда был первым должен был быть первым, то закончил он эту Академию с хорошими, если не с лучшими оценками и естественно полагалась сразу какая-то практики на корабле. Естественно практика проходила на паруснике. В те времена, чтобы вы понимали, парусный корабль это не прогулочная яхта. Это то место, где день и ночь в ограниченном пространстве надо постоянно работать, причём физически. На парусах, на палубе, на камбузе, да где угодно! У моряка нет свободного времени, кроме каких-то нескольких часов, когда он спит. И так было всегда. Морская служба и славилась тем, что там все время кипит работа. Другого, как говорится, не дано. Ну ко всему прочему выяснилось, что у Верещагина жутчайшая морская болезнь! Я вам по секрету расскажу- она есть у всех! Но через какое-то время она проходит, организм привыкает. Но только не в случае Василия Верещагина, потому что плохо ему там было видимо с утра до ночи. Но он и с этим тоже справился, закончил кадетский корпус, выпустился и не пошел в офицеры. Все попытки уговорить родителей в том, что он хочет стать художником не увенчались успехом. Вопреки родительской воли Василий Верещагин поступает в Академию. Но надо еще сказать, что для поступления в Академию это были не лучшие времена, потому что Академия к тому моменту превратилась в заскорузлое заведение, очень сильно опирающееся на некие «стародавние» традиции.

Там заставляли штудировать «великих». все время было посвящено классическим, религиозным и мифологическим сюжетам и ничего другого! Классические композиции, приглушенные цвета. Такая вот ну если уж не сказать, что религиозная живопись то уж точно не про жизнь, не про людей и едва ли она светская. Такой подход был не по душе Василию Верещагину, это никак не коррелировалось с его характером, поэтому он как-то так «выхлопал» себе что-то вроде творческого отпуска и уехал на Кавказ.

Первая поездка на Кавказ

На Кавказе Он увидел краски жизни. Грузия не шла ни в какое сравнение с серым Петербургом. Как он сам потом писал- это был рай для художника. И конечно там он беспрестанно что-то рисовал, писал этюды.

Путешествие признаю Великую шкалою. Многое видел и слышал и имею сказать много. Говорил, рисовал и писал. С искренним намерением поведать другим то, что узнал сам.

В. Верещагин

Париж

На Кавказе Верещагин пробыл где-то около года, естественно весь в творчестве, весь в живописи, в графике. И тут на него неожиданно сваливается наследство- тысяча рублей, которые ему завещал дядя. И имея уже некий капиталец Василий Верещагин решает, что пора бы ему в Париже поучиться. Сказано – сделано! Он поехал в Париж на учебу к Жану Леону Жерому, в то время это был очень модный художник и учиться у него было престижно.

Но там его тоже ждало некое разочарование, потому что опять его там встречают античные сюжеты опять преклонение перед классикой, от которой он уехал из Петербурга и плюс ко всему Травля которую устроил Жером по отношению к импрессионизму в частности к Эдуарду Мане окончательно Убедили Верещагина в том, что и там ему тоже учиться нечему.

Я вырвался из Парижа точно из темницы и принялся рисовать на свободе с каким-то остервенением.

Вторая поездка на Кавказ, Туркестанский поход.

Он опять вернулся на Кавказ. Хотя успел поучаствовать в выставках с импрессионистами, был знаком со многими, но тем не менее, Кавказ, путешествие, приключения- это то, что у него было в крови. То что все время двигало им и не давало сидеть на одном месте. И тут получилось так, что генерал Кауфман в это время ищет какого-нибудь художника, который согласился бы сопровождать его в Туркестанском походе. Естественно Верещагин тут же ухватился за эту возможность, плюс ко всему ему очень хотелось почему-то попробовать что такое «война изнутри», увидеть всё своими глазами. Судьба ему опять улыбнулась, потому что Бухарский мир объявил священную войну России. 13 июня в городе началось восстание, русский гарнизон заперся в цитадели, которую вскоре взяла в осаду подошедшая бухарская армия. Общая численность осаждавших доходила до 65 тысяч человек. Осада длилась неделю за это время российский гарнизон понёс тяжёлые потери: 221 человек был убит или ранен.

Русский гарнизон был вымотан полностью моральный дух был на нуле и вот здесь Верещагин проявил себя не только как живописец, но и как человек не дюжего характера, не дюжей воли потому, что буквально собственным примером он поднимал людей и за ним шли в атаку. За эту неделю он вдоволь настрелялся, на рубился, и эта неделя окончательно сформировала его мировоззрение по поводу войны. Величайший баталист всех времен и народов стал ненавидеть войну всеми фибрами своей души и отныне писал о войне и писал войну именно с изнанки именно во всех ее мерзких проявлениях, без которых это все не бывает.

Миф ратного дела, образ героев- былинных богатырей, все это было мгновенно развеяно и остались только кровь, изуродованные тела, отрезанные головы, покореженные судьбы и все, что с этим связано. Все это можно увидеть на полотнах Верещагина и это оказывает ошеломляющее воздействие.

Не забывайте пролистывать галереи!

Поверьте мне, я был на выставке, Я смотрел на эти работы. Это просто «накрывает». Вот вы стоите и не можете сдвинуться с места. Обычно на выставках бывает достаточно шумно. Существует такой «интершум» - гул, когда люди переговариваются, обсуждают, общаются. На выставке Верещагина была тишина. Только слышно было шарканье ног. Народ ходил молча только отдельные какие-то шепоты и можно было слышать, кто о чем разговаривает даже в дальнем углу павильона. Это не на одного меня картины оказывали такое влияние. Я думаю, что нечто похожее испытывают люди которые принимали участие в реальных боевых действиях Наверное это что-то типа такого

Моя первая мысль была не идут… Надо пойти впереди… Вторая- вот хороший случай показать как надобно идти вперед. Третье - да ведь убьют наверное… Четвёртое - Авось не убьют…

за в Самаркандский поход, за эту осаду Верещагин получил в награду крест. И это была единственная награда, которую он принял и с гордостью носил. Больше никакие награды, наградное оружие, звания он не принимал. Причем это касалось и военной службы. Вот парадокс, он ненавидел военную службу, но вся жизнь его была связана с войной. Он в общем-то был действующим офицером и погиб на сцене боевых действий. Он погиб на корабле, вместе с адмиралом Макаровым.

Понимаете? Вот как так? Ненавидеть войну, писать картины о войне и служить, быть военным! Уникально!

Нельзя Глядя на сражение в бинокль с Прекрасного далека нужно самому всё прочувствовать проделать участвовать в атаках штурмах победах поражениях испытать голод холод болезни раны нужно не бояться жертвовать своей кровью иначе картины мои будут не то…

Вторая поездка в Туркестан

После этого была еще одна поездка в Туркестан только теперь уже путь Верещагина пролегал через западную Сибирь и немножко Киргизию. И даже немного Китай «захватил». И вот как раз там, в Китае Верещагин застал момент, когда там подавлялось восстание дунган. Китайский император очень жестко подавлял это восстание. города просто сжигались а люди убивались. Ну Восток дело как говорится тонкое…

Да Китай страна своеобразная, там свои законы. Людей много, поэтому жизнь ничего не стоит. Там он увидел и горы трупов, и сожженные деревни, в общем все прелести, которые сопутствуют таким вот событиям. Именно там он задумал как раз ту самую картину «апофеоз войны» эту груду человеческих черепов, как он сам говорил, что по сути это натюрморт… Если не считать ворон. Потому что натюрморт это «стиллайф» с английского переводится как «застывшая жизнь». А там она не просто «застывшая» там она скажем так… «совсем застывшая жизнь» и только черные вороны каким-то образом олицетворяет нечто живое. Полотно жутковатое, действительно производит такое нехорошее впечатление. Но это то, что он там видел и действительно была такая гора черепов на которую еще, по-моему, демонстративно водрузили сверху череп главного зачинщика в устрашение другим, чтобы неповадно было.

-8

В Киргизии Верещагин пишет много этюдов много местных пейзажей, колорит местной жизни. Там он живет у своего знакомого еще по Петербургу киргиза, достаточно богатого, в его роскошной юрте. Даже эту юрту он тоже зарисовывает очень подробно, как там все устроено, все своды и детали.

Поездка в Мюнхен

После второго своего туркестанского похода он уезжает в Мюнхен. Там знакомится с Елизаветой Фишер и это его будущая жена. Там он пишет туркестанскую серию по своим наблюдениям, по своим этюдом и зарисовкам. Создает туркестанскую коллекцию, которая включает себя и «богатого охотника соколом» и философию войны. По моему всего там было 13 таких серьезных полотен по-моему 86 этюдов и 133 рисунка. Всю эту коллекцию он выставляет в Лондоне но ничего не продает, потому, что он хочет привезти все это в Россию. И так на выставке и сообщал, что работы не продаются.

Выставка в Петербурге

Он привез эту коллекцию в Россию, выставка была в Петербурге. Она была бесплатная, за вход денег не брали. От желающих увидеть все это, отбоя не было! Люди пытались проникнуть на выставку даже через окна! Всего её посетило что-то около 200 тысяч человек! По тем временам 200 тысяч человек- это не неимоверное количество! Но сильные мира сего, в том числе Император, не столь благосклонно отнеслись к творчеству Верещагина, потому как углядели в его работах отсутствие патриотизма. Потому, что незадолго до этого император подписал указ о всеобщей воинской обязанности и от художника ждали как раз того самого «бравурного» представления военной жизни. Портреты генералов, я не знаю что еще, но не то, что писал Верещагин, не ту правду, которую все увидели. Вот поэтому там, мягко говоря, попахивала скандалом вся эта история. Однако Иван Крамской, знаменитый Иван Крамской сказал, что это успех русской школы. Примечательный момент, о котором я забыл рассказать. Когда Василий Верещагин выхлопотал себе такой «творческий отпуск» и первый раз уехал на Кавказ, не доучившись в академии, буквально через несколько дней случился знаменитый «бунт 14-и» во главе с Иваном Крамским. Когда 14 лучших учеников академии отказались от большой золотой медали и соответственно пенсионерской поездке по Европе за казённый счет на 5 лет.

Не забудьте подписаться, что б не пропустить продолжение!