Решила начать серию постов, объединённых одной общей темой – история формирования территории современной России с начала (862) и до сегодня (2025). Т.к. сфера моих научных интересов – это история административного управления, то решила двигаться по этой линии, дабы хоть кому-то это было интересно. Но! Я специализируюсь только на XVII–XVIII веках (а если точнее, то примерно с 1650 по 1750 гг.). По другим временным интервалам мне будет немного тяжко. Ну, да и ладно. Кто сможет лучше – welcome. Без шуток.
По какому принципу будет отбор материала? Территориально и хронологически. За точку отсчёта взята дата «призвания варягов» (антинорманисты – молчать!), а за место отсчёта – Старая Ладога. Почему так? Потому что так кажется логичнее. Если кто против такого выбора – милости прошу в комменты. Сразу предупреждаю – вначале будет много натяжек и «галопов по Европам». Я избегу тонких моментов и в некоторых местах мазну очень широко, дабы просто зафиксировать важные моменты. Поэтому не удивляйтесь, что где-то «густо», а где-то «пусто». Дальше будет подробнее. Объяснять я буду максимально просто, вы же за развлечением сюда пришли?
Итак, IX век – славяне призывают скандинавов. Если кого-то коробит от таких формулировок, то можете заменить слово «призвали» на словосочетание «не смогли отказать попросили стать крышей», сути это не меняет. И, да – если кого-то продолжает трясти от того, что «как так, наши предки кого-то позвали княжить», то пусть такие люди держат в уме, что славяне и скандинавы попали в районы Приладожья и Приильменья почти синхронно. Славяне двигались по земле, постепенно заселяя район за районом, а скандинавы двигались по системе рек, живя по схеме торговля-грабёж-торговля. Неудивительно, что именно они предложили земледельцам-славянам отличную схему из 1990-х – «вы нам платите, мы вас защищаем от таких же, как мы».
Да – на местных аборигенов финно-угров что славянам, что скандинавам было глубоко фиолетово. Ну, живут и живут, плевать. Лишь бы платили откат дань и не бунтовали, а то... Что характерно, финно-угры так и сделали, в результате чего летописные водь и ижора даже дожили до наших дней. Жаль, то же самое не относится к муроме, например.
Итак, зафиксируем «нулевой этап». Примерно во второй половине IX века у приильменских словен появляется правящая инородческая верхушка из восточных скандинавов, базой которых была Ладога (Aldeigja или Aldeigjuborg, ныне – Старая Ладога). Даже на этом, «нулевом этапе» в систему уже были вписаны окружающие финно-угорские племена. И, да, я подчёркиваю – всё это было ещё фиксацией статус-кво с сугубо экономическими причинами. Какой-то хитрый скандинав (пусть будет Рюрик, сути не меняет) подмял под себя путь из Финского залива – до начала реки Волхов (может, и до впадения Ловати). Нехилая территория для стрижки дани. Ключевое – что этот самый хитрый скандинав не захотел возвращаться на родину, а решил осесть и пустить корни. Так родился скандинавско-славянский симбиоз и заодно династия Рюриковичей, правившая аж до 1598 года, т.е. более семисот лет. Весьма неплохо по средневековым меркам.
Да, я в курсе, что маршрут из Маркизовой лужи до Новгорода – это часть т.н. «Пути из варяг в греки». Поэтому и акцентирую, что подмять под себя один из двух кусков самого жирного трафика Восточной Европы – это очень достойный результат. Почему же из двух, вы спросите? Потому что помимо вертикального пути (в Чёрное и/или Каспийское море) в Восточной Европе существовал ещё горизонтальный путь – из Китая в Европу (из хазар в моравы). И пусть это была лишь жалкая тень продолжения мизерной северной ветки Шёлкового Пути, но даже контроль над этой веткой сулил нехилую прибыль.
Где же пересекались вертикальный и горизонтальный путь в Восточной Европе? Вы не поверите, но в Киеве. Вернее – это Киев образовался на пересечении этих двух маршрутов. Образовался как экономический центр – я подчёркиваю. А то набегут сейчас протоукры с памятниками аж с палеолита.
Итак, чтоб вы сделали на месте Рюрика, взяв под свой контроль начало, т.е. исток торгового пути (грубо говоря – точку входа)? Понятно, что решили бы развивать княжеский домен бизнес, и взять точку выхода на рынки сбыта. Для этого нужно было: а) взять важный логистический узел – Гнёздово, т.е. древний Смоленск; б) взять точку выхода – то бишь Киев.
Да вот беда – Рюрик к тому времени уже помер (в 879 г.), оставив при делах только малолетнего сына Игоря. Опекунство над ним взял Олег. Понятно, что он взял опекунство не из жалости к мальцу, а понимая, что это сын того, кого надо сын. Да, кстати, на этом этапе ещё не поздно спросить у антинорманистов – почему у всех действующих лиц такие «нерусские» имена (Рюрик, Игорь, Олег)?
И вот наступил 882 год – тот самый, легендарный. Олег, взяв в качестве юридического лица, живой печати, наследника сына Рюрика поехал решать дела по расширению бизнеса (не зря он был прозван «Вещим», шарил парень в прогнозах).
Первым пало Гнёздово, где осуществлялся пит-стоп после перехода из Ловати в Днепр. Я не помню навскидку, упоминается ли в ПВЛ местный правитель-скандинав, но наверняка с ним сделали что-то нехорошее. Далее Олег пришёл в Киев, но там было (понятное дело) уже занято. Два скандинава с чисто украинскими именами Аскольд и Дир крышевали тут будущих украинцев полян. В летописи они упоминаются как члены дружины Рюрика, но, Боже мой, это могли быть члены какой угодно дружины под какими угодно именами. Важно понимать, что все ключевые точки на маршруте «из варяг в греки» уже были схвачены. Но так и быть, будет двигаться по ПВЛ.
Олег в чистом виде развёл киевлян. Притворившись купцом, он им напел: «Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам». Усыпив бдительность, он выманил Аскольда и Дира за ворота для обсуждения деталей. Однако только они вышли (а ворота были открыты) он им сказал в лицо: «Вы не князья и не княжего роду, а я княжего роду» и предъявил наследника Рюрика, малолетнего Игоря, после чего Аскольд и Дир были убиты. А Киев был взят за три дня за час.
Так состоялось объединение начала и конца пути «из варяг в греки», и так состоялся первый этап объединения земель Руси (да, я намеренно избегала этого термина, о чём – позднее).
Зафиксируем: в период с 862 по 882 год будущая Россия распространила своё влияние от Ладоги и Новгорода – до Любеча и Киева. При этом Ладога была ещё и точкой входа для пути «из варяг в арабы», но это уже в другой части постов.
Подписывайтесь на тг и дзен, там ещё больше.