Найти в Дзене

Проституток было больше, чем извозчиков: как в XIX веке работали публичные дома Екатеринбурга

Оказывается, почти 150 лет назад в Екатеринбурге были свои улицы с красными фонарями, как в известном районе Амстердама. Об этом в эфире радио «Комсомольская правда» (92,3 FM) рассказал историк Андрей Ермоленко. Он затронул тему работы публичных домов в дореволюционном Екатеринбурге.

РАБОТНИЦАМ ПУБЛИЧНЫХ ДОМОВ ВЫДАВАЛИ ЖЕЛТЫЙ БИЛЕТ

Сейчас как-то и не верится, но в XIX веке проституция в Российской империи была легализована. Это произошло еще в 1840-х по отдельному указу императора Николая I.

- При этом до середины XIX века с проституцией в Российской империи боролись – и в Екатеринбурге в том числе, - отметил Андрей Ермоленко. - В начале 1730 годов, когда Екатеринбург был еще заводом-крепостью, был отдельный указ Вильгельма де Геннина (одного из основателей города, - Ред.) – о воспрещении торговли женским телом.

-2

Тем не менее, указ о легализации превратил запретную торговлю в официальную профессию. Помните в «Преступлении и наказании» Достоевского была загадочная строчка про Соню Мармеладову: «в первый раз по желтому билету пошла»? Вот этот самый билет это как раз документ, выдававшийся работницам публичных домов.

- Вместо удостоверения личности в полицейской управе они получали так называемую смотровую книжку или заменительный билет, который заменял удостоверение личности, - рассказывает историк Андрей Ермоленко. - В этом заменительном билете регулярно проставлялись метки о прохождении медицинского осмотра. А упакован билет был в обложку желтого цвета, из-за чего в народе и появилось название «желтый билет». На обложке заменительного билета печатались правила, которые регламентировали занятие этим промыслом – они были ужасны.

ВЕНЕРИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ СТАЛИ СЕРЬЕЗНОЙ ПРОБЛЕМОЙ

В Екатеринбурге XIX века публичные дома называли на французский манер «домами терпимости». Они размещались на центральных улицах рядом с питейными заведениями. Например, их можно было найти на Хлебной площади у реки Исеть. Сейчас примерно в том месте находится дендропарк по улице 8 Марта. В 1873 году в Екатеринбурге прошла однодневная перепись населения. Власти насчитали больше 30 тысяч жителей, определили, кто и чем занимается и... ужаснулись.

-3

- В городе на чуть больше 30 тысяч человек была 281 женщина, занимавшаяся торговлей собственным телом. Это примерно 1% населения Екатеринбурга в 1873 году, - говорит Андрей Ермоленко. – Любопытно, что проституток в Екатеринбурге по переписи было даже больше, чем извозчиков – 281 против 260.

А вот с контрацепцией в те времена было плохо. Лишь ближе к началу XX века в газетах стала появляться реклама резиновых изделий «предохранителей» с лозунгом «предохранить легче, чем лечить».

- Венерические заболевания были настоящим бичем. По отчету участковых врачей за 1875 год венерические заболевания в Екатеринбурге были пятыми по распространенности после простуд, лихорадки и брюшных заболеваний, - отметил Андрей Ермоленко. - При этом не каждый заболевший обращался за медицинской помощью. Во-первых, лечение было платным, а во-вторых было стыдно.

Возможно, именно поэтому со временем количество публичных домов в Екатеринбурге начали сокращать. К 1887 году количество домов терпимости уменьшилось с 36 до 17. А количество их работниц с 281 до 164.

- Мне кажется, профессия скорее уходила в тень, - отметил Андрей Ермоленко. - Потому что параллельно с этим происходило бурное развитие питейных заведений. Их было 50, а стало 120. И городу пришлось ввести правила, запрещавшие таким заведениям иметь внутренние комнаты, занавески на окнах и женщин в качестве прислуги.

ДЕВУШКАМ ИЗ ДЕРЕВНИ ОБЕЩАЛИ «РАЙСКОЕ ЖИТЬЕ»

А еще, когда в XIX веке проводилась знаменитая Ирбитская ярмарка, то профессиональные жрицы любви часто отправлялись на заработки в Ирбит. Почетный житель Ирбита, краевед Иван Антропов собрал об этом множество воспоминаний тех, кто видел ярмарку конца XIX века.

- На Ирбитской ярмарке широко была распространена проституция вахтовым методом, - сказал Андрей Ермоленко. – Есть такие воспоминания ирбитского садовника: «прибежала горничная из бань Волковой и говорит: господа просят букет, они в третьем номере. Нарезал тюльпанов, завернул их в бумагу и под шубу, чтобы мороз не прихватил. Горничная показывает номер. Слышу смех раскатистый из-за двери. Постучал – не отвечают. Открываю дверь и вижу - двое мужиков голых хохочут, а голая женщина на столе посреди бутылок танцует. Отдыхают - пояснила горничная»

На время ярмарки в дореволюционную эпоху в Ирбит съезжались купцы чуть ли не со всего мира - и из Европы, и из Азии. Население города вырастало в разы и на улицах заключались сделки на гигантские суммы.

- В воспоминаниях называются конкретные заведения Ирбита: «Привели меня в дом терпимости Ворошиловой. Хозяйка приняла ласково, платья примерять начали. Привели мужчину, принесли пива, конфет. «Принимай гостя». В тот вечер у меня был еще гость, а назавтра троих привели» <…> «Истошный женский крик. Алексей Федорович девку вожжами учит. Оказалось: устала к полуночи и богатого клиента принять не смогла», - рассказывает историк.

-4

Но, как отмечает историк, на работу в такие заведения люди приходили не от хорошей жизни, а когда отчаивались и альтернативой была голодная смерть.

- Вот воспоминание о том, как завлекали в эту профессию: «Приехала из Ирбита женщина, пообещала райское житье, легкую службу и увезла бедную сироту Машу. Приехала она на следующее лето в деревню нарядная: платье городское, ботинки козловые. Вместе с ней и «слава» приползла – жила она в доме терпимости Ворошилихи. Матери нам строго наказывали сторониться этой «общественной» девки», - зачитал Андрей Ермоленко. - В этом всем я вижу ужас и беспросветный мрак для этих людей, которые будучи сиротами, будучи людьми, попавшими в тяжелейшие обстоятельства, вынуждено попадали в эту профессию. И конечно они очень быстро сгорали в этом.

Автор: Илья Мохов - «КП-Екатеринбург»