Найти в Дзене

Васнецов и религиозная живопись

«Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма» (с) Виктор Васнецов Васнецов родился в семье священника. В 1858 году поступил в духовное училище, затем — в семинарию. Он изучал жития святых, хронографы, летописные своды, притчи. Древнерусская литература зародила в художнике интерес к старине. В 1867-м помогал расписывать Вятский кафедральный собор. Как будто бы сам Бог велел ему обратиться к религиозным сюжетам. Но после обучения в Академии Художеств в Петербурге, портретов, картин бытового и фольклорного жанра, художник ещё не скоро вернётся к церковной живописи. Виктор Васнецов пробовал себя и в архитектуре. Он создал эскизы для построек в усадьбе Мамонтовых, по рисункам Васнецова и Поленова в Абрамцеве построили церковь Спаса Нерукотворного. Также художник нарисовал эскизы собственного дома-мастерской, особняка Ивана Цветкова, главного фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в Москве.
В начале 1885 года профессор Петербургского уни

«Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма» (с) Виктор Васнецов

Бог Саваоф, 1885. 135 х 250 Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве
Бог Саваоф, 1885. 135 х 250 Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве

Васнецов родился в семье священника. В 1858 году поступил в духовное училище, затем — в семинарию. Он изучал жития святых, хронографы, летописные своды, притчи. Древнерусская литература зародила в художнике интерес к старине. В 1867-м помогал расписывать Вятский кафедральный собор. Как будто бы сам Бог велел ему обратиться к религиозным сюжетам. Но после обучения в Академии Художеств в Петербурге, портретов, картин бытового и фольклорного жанра, художник ещё не скоро вернётся к церковной живописи.

Проект главного фасада Третьяковской галереи, 1900. Калька, акварель, тушь, перо. ГРМ.
Проект главного фасада Третьяковской галереи, 1900. Калька, акварель, тушь, перо. ГРМ.

Виктор Васнецов пробовал себя и в архитектуре. Он создал эскизы для построек в усадьбе Мамонтовых, по рисункам Васнецова и Поленова в Абрамцеве построили церковь Спаса Нерукотворного. Также художник нарисовал эскизы собственного дома-мастерской, особняка Ивана Цветкова, главного фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в Москве.

В начале 1885 года профессор Петербургского университета Адриан Прахов, один из учителей Васнецова, предложил ему расписать только что построенный Владимирский собор в Киеве. Васнецов называл роспись храма главной работой своей жизни — он посвятил ей около 11 лет. Во время работы Виктор Васнецов изучал памятники раннего христианства в Италии, фрески Софийского собора в Киеве, использовал знания иконописи и храмового зодчества, полученные в семинарии.

Бог Саваоф, 1885. 135 х 250 Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве
Бог Саваоф, 1885. 135 х 250 Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве

Меня больше всего поразила именно она / он / оно. Картина / Саваоф /Произведение искусства.

Саваоф – одно из имен бога, сокровенный сакральный смысл которого затерялся во времени. Считается, что оно означает «Господь воинств Ангельских», в этом значении это имя несколько раз используется в Библии. Очевидно, что в картине художник обыгрывает именно этот потаенный смысл божьего имени, так как центральная фигура Саваофа окружена сонмами серафимов, херувимов и престолов. Особое строение композиции создает ощущение непрерывного движения по кругу.

Главная часть полотна – это изображение бога, уставшего, опустившего руки, поддерживаемого с обеих сторон огненными серафимами. Саваоф печален, он утомлен трудами по созданию мира, серафимы с нежностью и любовью прижимаются к его плечам, жалея и обнимая своего Создателя. Херувимы в священном трепете взирают на создателя Вселенной. На груди у бога Святой дух в виде голубки (с)
https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1885-bog-savaof-v-m-vasnecov-1885-opisanie-kartiny.html

Христос Вседержитель. Эскиз росписи плафона главного купола Владимирского собора в Киеве
1885, 175×174 см
Христос Вседержитель. Эскиз росписи плафона главного купола Владимирского собора в Киеве 1885, 175×174 см
Крещение Руси. Подготовительная композиция росписи Владимирского собора в Киеве
1896
Крещение Руси. Подготовительная композиция росписи Владимирского собора в Киеве 1896
Богоматерь с младенцем. 1887
Богоматерь с младенцем. 1887

Именно такую открытку с репродукцией приобрела моя мама на память о выставке.

Согласно семейной легенде, Богоматерь с Младенцем Виктор Васнецов писал со своей жены и сына.

Ребенок как бы потянулся к открывшемуся ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул ручонками. Около двух лет писал Васнецов образ Царицы Небесной, несущей грешному миру своего Сына... Ее большие, полные печали и любви глаза ласково смотрят на зрителя. Необыкновенно прекрасно ее бледное, озаренное внутренним светом лицо. Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова оригинальную и своеобразную трактовку. Этот образ с тех пор называют "Васнецовской Богоматерью". (с)
Русский музей

Виртуальное убранство  Владимирского собора в Киеве
1896
Виртуальное убранство Владимирского собора в Киеве 1896
Триптих «Радость праведных о Господе. Преддверие рая». Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Фрагмент (центральная часть)
1896
Триптих «Радость праведных о Господе. Преддверие рая». Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Фрагмент (центральная часть) 1896

Все 400 эскизов росписей Владимирского собора у Васнецова купил Павел Третьяков (работами теперь владеет Третьяковская галерея).

Подробнее о росписи собора не только Васнецовым, но и Нестеровым, Врубелем, Котарбинским тут:
https://artchive.ru/publications/3991~Kak_Vladimirskij_sobor_v_Kieve_raspisyvali_znamenitosti_Vasnetsov_Nesterov_Vrubel'_Kotarbinskij

Отечествие. Оригинал для мозаики собора во имя Св. Благоверного Великого князи Александра Невского в Варшаве.
1907
Отечествие. Оригинал для мозаики собора во имя Св. Благоверного Великого князи Александра Невского в Варшаве. 1907

Православный собор во имя одного из покровителей Дома Романовых, благоверного князя Александра Невского, был заложен в центре Варшавы по проекту архитектора Леонтия Бенуа в 1894 году и торжественно освящен в 1912-ом. В оформлении собора, отличавшегося богатством и разнообразием отделки, принимали участие выдающиеся русские художники, включая Виктора Васнецова и Андрея Рябушкина.

Как православный храм он просуществовал всего три года. В 1915 году Варшаву заняли немецкие войска и устроили в храме гарнизонный костел в честь святого Генриха. С куполов была снята позолота, внутри установлены орган и ряды стульев для прихожан.

Собор снесли в 1924-1926 годах как символ русского владычества в Польше, а уцелевшие фрагменты отделки попали в православные церкви Польши и Белоруссии. Полотно «Отечествие» с изображением Святой Троицы, исполненное Виктором Васнецовым как оригинал для мозаики, позднее уничтоженной, дает представление о монументальном церковном стиле эпохи двух последних Романовых, в котором традиционные академические формы сочетались с элементами модерна.
(
с) Русский музей

Отечествие. Оригинал для мозаики собора во имя Св. Благоверного Великого князи Александра Невского в Варшаве.
1907
Отечествие. Оригинал для мозаики собора во имя Св. Благоверного Великого князи Александра Невского в Варшаве. 1907

По словам искусствоведов, современники видели в Васнецове преимущественно монументалиста, возродившего стенную церковную роспись – традиционный для России вид творчества.  Кстати, картинам религиозной тематики художника впервые был отведен отдельный зал. Эти произведения поражают воображение посетителей своей величественностью, особой духовностью образов и мастерством исполнения.
(
с) Культура Петербурга

Богоматерь. Эскиз для мозаики русской православной церкви Святой Марии Магдалины в Дармштадте. 1901
Богоматерь. Эскиз для мозаики русской православной церкви Святой Марии Магдалины в Дармштадте. 1901

Строительство русской православной церкви в Дармштадте было закончено в 1903 году. Автор проекта, созданного по мотивам ярославских и ростовских церквей XVII века, – Л. Н. Бенуа. Васнецов выполнил для Дармштадской церкви запрестольный образ Богоматери и образ Марии Магдалины (Ж-5717), который должен был находиться в главном фронтоне.
(с) Русский музей

Мария Магдалина
Эскиз для мозаики русской православной церкви Святой Марии Магдалины в Дармштадте. 1899
Мария Магдалина Эскиз для мозаики русской православной церкви Святой Марии Магдалины в Дармштадте. 1899

Мой любимый святой - Николай Чудотворец
Мой любимый святой - Николай Чудотворец
Крест-распятие, 1926.
Крест-распятие, 1926.

Крест Васнецов написал для своей приходской церкви Святых Адриана и Натальи в Москве.

На обороте креста надпись: «Крестъ сей исполнен Викторомъ Михайловичемъ Васнецовымъ. Онъ является последней работой художника, законченной за несколько дней до его смерти, въ iюле месяце 1926 года. Сын художника А. Васнецов. Дочь художника Т. Васнецова»

Голова Христа. Этюд для мозаики «Несение креста» храма Воскресения Христова (Спас-на-крови). 1901
Голова Христа. Этюд для мозаики «Несение креста» храма Воскресения Христова (Спас-на-крови). 1901
Архангел Михаил. 1914–1915
Архангел Михаил. 1914–1915

Сюжет картины восходит к тексту последней книги Библии – Откровения Иоанна Богослова, в которой описано сражение между ангелами и бесами: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12: 8–9).

На первый взгляд удивителен изображенный в нижней части картины город. Высокие дома, обилие электрического света, озаряющего все вокруг, создают впечатление города будущего. Однако уже в конце XIX – начале XX века в Америке стали появляться первые небоскребы, многоэтажные дома строились в Европе и Российской империи. В это же время проходила электрификация городов. Васнецов представил не город будущего, а город настоящего, подчеркивая, что битва свершилась не однажды в прошлом, а происходит в каждом дне настоящей жизни.

Особенную значимость этой картине придает исторический контекст – Васнецов работал над полотном в годы Первой мировой войны, размышляя о духовных вопросах, природе зла и разрушительных войн.
(с) Третьяковская галерея

Воины Апокалипсиса. Власть, Война, Голод и Смерть.
Воины Апокалипсиса. Власть, Война, Голод и Смерть.

Картина была подарена Виктором Васнецовым Федору Шаляпину, о чем говорит дарственная авторская надпись в правом нижнем углу холста «Ф.И. Шаляпину В. Васнецов 1887 г.». В 1983 году дочь Фёдора Ивановича передала полотно Музею музыки. Сегодня же картину можно увидеть в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге.
(с) Азбука веры

В 1926 году был разрушен Александро-Невский собор в Варшаве. 23 июля 1926 года Виктор Михайлович Васнецов скоропостижно скончался в своей мастерской в Москве, был похоронен на Лазаревском кладбище. После его уничтожения прах художника был перенесён на Введенское кладбище.

"Что касается религиозной моей живописи, то также скажу, что я, как православный и искренно верующий русский, не мог хоть копеечную свечку не поставить Господу Богу, может быть, свечка эта из грубого воску, но поставлена она от души" (с)