Найти в Дзене
Подмосквичка N

Почему режиссёры "продвигают" своих жён-актрис? Так, Андрей Эшпай подарил на 50-летие своей супруги Евгении Симоновой главную роль в фильме

Уважаемые читатели! Большое вам спасибо за ваши отзывы на мои посты и видео с творческого вечера матери и дочери Евгении Симоновой и Зои Кайдановской, на который мне посчастливилось недавно попасть. И хотя некоторые из откликов не очень лояльны (как ко мне, так и к актрисам, о которых рассказывалось в публикации и видео), я благодарна за все комментарии. Извлекаю, так сказать, уроки. И всё же. Эскапады отдельных комментаторов в адрес моей любимицы Евгении Симоновой подвигли меня коснуться такой темы. Кого, собственно, может и должен (а должен ли?) снимать режиссёр в своих картинах или сериалах? Родных (жён, детей, внуков, иных родственников) или "сторонних" артистов? На творческом вечере Евгения Павловна немного приоткрыла завесу тайны над своей семейной жизнью и творческим сосуществованием с мужем-режиссёром, который некогда помог жене вернуться в кинематограф: "40 лет тому назад мы вошли в семью Эшпая, и с Андреем, с Андреем Андреевичем меня связывают в течение всего этого периода
Оглавление

Эшпай-Симонова - не первый житейский и творческий тандем. Вспомним Григория Александрова и Любовь Орлову, Владимира Меньшова и Веру Алентову, из зарубежных не могу не назвать Федерико Феллини и Джульетту Мазину - кинематограф знает немало успешных супружеских кинодуэтов, составивших им обоим славу. Так и почему им нельзя работать вместе? Никто же не запрещал!

Евгения Симонова и Андрей Эшпай вместе уже 40 лет. Фото из открытых источников
Евгения Симонова и Андрей Эшпай вместе уже 40 лет. Фото из открытых источников

Уважаемые читатели! Большое вам спасибо за ваши отзывы на мои посты и видео с творческого вечера матери и дочери Евгении Симоновой и Зои Кайдановской, на который мне посчастливилось недавно попасть.

И хотя некоторые из откликов не очень лояльны (как ко мне, так и к актрисам, о которых рассказывалось в публикации и видео), я благодарна за все комментарии. Извлекаю, так сказать, уроки.

И всё же. Эскапады отдельных комментаторов в адрес моей любимицы Евгении Симоновой подвигли меня коснуться такой темы. Кого, собственно, может и должен (а должен ли?) снимать режиссёр в своих картинах или сериалах? Родных (жён, детей, внуков, иных родственников) или "сторонних" артистов?

Евгения Симонова о муже Андрее Эшпае

На творческом вечере Евгения Павловна немного приоткрыла завесу тайны над своей семейной жизнью и творческим сосуществованием с мужем-режиссёром, который некогда помог жене вернуться в кинематограф:

"40 лет тому назад мы вошли в семью Эшпая, и с Андреем, с Андреем Андреевичем меня связывают в течение всего этого периода отношения такие творческие, в том числе. Потому что мы познакомились на съёмках фильма. Это был его фильм – «Когда играли Баха». И дальше были 90-е годы, когда я совершенно выпала просто из кинопроцесса.
И он меня вернул. Он снимал «Дети Арбата» по Рыбакову. И я там сыграла одну из самых своих любимых ролей.
А потом было «Многоточие». Такой подарок Андрей мне сделал на 50-летие. Моя любимая картина. Это экранизация Некрасова Виктора.
В «Детях Арбата» у Андрея мы снимались все. И Леша (старший сын Зои Кайдановской, внук Евгении Симоновой) начал там сниматься, которому тогда было 4 года.
Даже четырёх ещё не было, потому что это летом было. И Зоя там снималась. И потом Лёша снимался у Андрея - практически в каждой картине. Как талисман. И Зоя тоже много (снималась). Так что это был, это такой очень важный момент в моей жизни, вот Андрей такой режиссёр, который мой любимый режиссёр.
И в девяностые годы он придумал, сделал для меня спектакль, ни больше и ни меньше, как «Анна Каренина». Я никогда в жизни не могла себе представить, почему он хотел, чтобы я сыграла Анну Каренину. Моноспектакль, на секундочку.

Идея у него была изумительная. Он взял у Анны очень много монологов внутренних, потому что, конечно, бесконечное разнообразие сценировок и экранизаций, и эти сцены, самые известные сцены Анны. Но у нее огромное количество вот этих вот раздумий внутренних. И, как правило, это выпадает из сценировок и экранизаций.

А он так ей разжал губы Анны, и он ее, эти внутренние монологии, он так выстроил их в такой поток сознания, дипрофудис, и вдруг даже сюжетно это получилось. Был такой отчаянный спектакль. Это ничего страшнее в моей жизни не было, чем вот это существование там! Но это был какой-то для меня Рубином. Я поняла, что если я через него переступлю, уже потом мне ничего будет не страшно.

И действительно, это была какая-то для меня очень такая важная ватерлиния. И я никогда себя не… Я не могла представить. Анна - это был не тот персонаж, который… я даже вообще могла подумать об этом. Я всегда любила Долли, в романе такая женщина-мать, и для меня Долли всегда была очень близка и дорога.

Симоновой в романе Льва Толстого "Анна Каренина" всегда была ближе Долли. Фото из открытых источников
Симоновой в романе Льва Толстого "Анна Каренина" всегда была ближе Долли. Фото из открытых источников

А тут - это совершенно чужая женщина, но мы начали репетировать, и вдруг я поняла, что она становится мне все ближе и ближе. И вот такой был отчаянный эксперимент. Уже теперь много лет назад. Конечно, уже спектакль не идет столько времени, но мне бы хотелось о нем вспомнить.

Такое важное событие было в моей жизни, во всяком случае. И это Анна едет в коляске на на вокзал. Это, в общем-то, последний ее путь. О чем последнем она думала?..".

Далее, собственно, актриса читала последний монолог Анны. И это было так захватывающе интересно! У Льва Толстого прописаны все метания героини, которые объясняют, как в итоге женщина любящая решилась покончить жизнь самоубийством.

Не впервой

В советском и российском кинематографе нередко наблюдался феномен, когда режиссёры продвигали своих жён-актрис, предоставляя им как ведущие, так и второстепенные роли. И даже в последнем случае

Ярким примером является Григорий Александров, который сделал Любовь Орлову звездой советского экрана. Практически все главные роли в его фильмах, от "Веселых ребят" до "Русского сувенира", предназначались исключительно для нее. Ни у кого даже язык не повернулся обвинить Александрова в протекционизме и личных пристрастиях!

Любовь Орлова и Григорий Александров. Фото из открытых источников
Любовь Орлова и Григорий Александров. Фото из открытых источников

Еще один пример – Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева. Скобцева блистала в его масштабных постановках, таких как "Война и мир" и "Они сражались за Родину".

Леонид Гайдай, один из ведущих комедиографов Советского Союза, не очень жаловал свою жену Нину Гребешкову, также имевшую актёрское образование. Иногда "доверял" ей и ведущие роли - как в "Бриллиантовой уки" или в фильме "Не может быть". Но чаще в картинах Гайдая Гребешкова появлялась в эпизодах. При этом и в них была очень убедительна.

Нина Гребешкова и Леонид Гайдай на сьёмках. Фото из открытых источников
Нина Гребешкова и Леонид Гайдай на сьёмках. Фото из открытых источников

В современной России можно вспомнить Никиту Михалкова и Татьяну Михалкову (ранее Соловьеву). Хоть роли Татьяны и не были центральными в каждом фильме, но её присутствие в знаковых картинах Михалкова, например, в оскароносной картине "Утомленные солнцем", очевидно.

Не стоит забывать и об Эльдаре Рязанове, чья первая жена Нина Скуйбина сыграла заметные роли в его ранних комедиях, таких как "Карнавальная ночь" и "Девушка без адреса". Хотя впоследствии Скуйбина ушла из актерской профессии, ее вклад в становление режиссерского стиля Рязанова очевиден.

Вера Алентова и Владимир Меньшов - вместе по жизни и в кино. Фото из открытых источников
Вера Алентова и Владимир Меньшов - вместе по жизни и в кино. Фото из открытых источников

Нельзя не упомянуть человеческий и творческий союз Владимира Меньшова и Веры Алентовой, принесший отечественному кинематографу один из немногих Оскаров, которого был удостоен их фильм "Москва слезам не верит". Алентова и в дальнейшем играла в картинах мужа исключительно главные роли. Разве кто-то возражал?

Примером плодотворного сотрудничества может служить работа великого итальянского режиссёра Федерико Феллини и талантливейшей актрисы Джульетты Мазины, его супруги. Они были вместе более полувека. И взаимное уважение (говорят, правда, что Феллини часто заглядывался на других женщин) вылилось в итоге в создание культовых картин. Их личная жизнь, несомненно, отражалась в глубине и эмоциональности создаваемых образов.

Федерико Феллини и Джульетта Мазина, его мама Рома! Фото из открытых источников
Федерико Феллини и Джульетта Мазина, его мама Рома! Фото из открытых источников

В документальном кинематографе также встречались случаи сотрудничества супругов, где режиссер отдавал предпочтение своей жене в качестве главной героини или рассказчицы. А что уж говорить о театре! Там можно найти ещё больше примеров, когда актрисы-жёны становились при мужьях-режиссёрах примами руководимой ими труппы.

Продвижение жены-актрисы, безусловно, вызывало споры, однако талант и харизма этих актрис во многом объясняют их успех, независимо от влияния режиссёров-супругов. Подобная практика не ограничивалась исключительно художественным кино.

Вне зависимости от личных обстоятельств, профессиональная этика и стремление к совершенству оставались главенствующими принципами для большинства кинематографистов. Их талант и упорный труд, подкрепленные поддержкой близкого человека, во многом определяли успех картины и её место в истории кино.