Каков объём легких певца?
У профессиональных вокалистов со стажем более 18 лет этот показатель от 6,36 до 7,36 литра.
В предыдущей статье "Как тренировать дыхание показывают Марина Шутова, Дмитрий Вдовин, Светлана Нестеренко, Ольга Перетятько, Светлана Касьян" показано много упражнений для тренировки дыхательных мышц, говорится о том, что пение требует большой ёмкости лёгких и что дыхательные упражнения необходимы певцам.
Все понятно,вроде бы...Но тогда почему все, кто пробовал удержать рёбра расширенными при пении, понял, что это не так-то просто?
Это требует много лет практики.
А дело в том, что певческое дыхание требует активации определенной мускулатуры, о существовании которой вы не подозревали, когда просто разговаривали и пели без использования этой мускулатуры.
И что это за мускулатура?
Считается, что до говорения мы эволюционировали буквально как поющие приматы. Поющие, в смысле тянущие звуки эмоционально окрашенные. Точнее-озвученные чувства.
Я убеждена в том, что каждый ребенок так говорит и показывает нам, как это было до того, как мы начали говорить. И, именно так ребенок выражает свои чувства.
Но мы настолько в концепции речи, что не понимаем чувства в этих звуках. И начинаем с малышами говорить словами. Словами чувства не описать, только очень приблизительно. Мы с рождения переформатируем детей забыть язык чувств-пение,забыть ,как выражать чувства в звуке при пении и, став взрослыми, можем выражать интонацией чувства в речи, не осознавая их. Поэтому во время обучения пению учимся этому заново или вспоминаем, как делали это раньше.
Но к чему ведет это форматирование?
Не выражая свои чувства, перестаем себя понимать, тело все в зажимах!
Люди живут в уме, в описании чувств словами ,а не в проживании этих чувств в каждом моменте. Поэтому когда на вокале педагог говорит, что мы поем чувства, внутри ступор...т.к. на языке слов чувства не выразить, а по-другому мы забыли как.
Нас переучили их не слушать, а значит не понимать и потому не осознавать большую часть времени.
Логично, что надо вспомнить, как звучат чувства, чтобы петь чувства. Настроиться на этот способ действия при пении.
Как?
Например, можно послушать маленького ребенка и поговорить с ним на его языке.
Можно посмотреть мультик про Бубу! Это гениальный мультик для этой цели.
Вспомнить, как это было задолго до речи, а речь появилась не ранее ста тысяч лет назад. И органы, которые мы используем для речи, развились в ходе эволюции задолго до этого. Следовательно, они были предназначены не для речи, а для чего-то другого.
Дыхание, которое давало голосовому аппарату силу для его основной функции – издавания звуков, сильно отличается от дыхания, которое позднее стало использоваться для речи.
С дыханием тоже надо работать,чтоб вспомнить ,как дышать расплавленной свободной полной грудью.
До того, как человек начал говорить, он издавал звуки. Для всех этих звуков, имитирующих природные звуки, система голосообразования использовалась в том виде, в каком мы теперь развиваем её для пения. Пение – это, по сути, использование первобытной функции органов голосообразования.
Связь между тем, как мы дышим, и тем, как работает певческий аппарат.
Вот вы стараетесь почувствовать при пении диафрагму, как она толкает воздух, но пока вы по-настоящему не прочувствуете ее работу и как идет дыхание, благодаря диафрагме, вы не поймете что значит петь на дыхании.
Хорошо, вот еще что надо прочувствовать.
А как вообще при пении удается так быстро вдохнуть и так долго выдыхать?Ведь быстро воздуха немного можно вдохнуть, а почему его так долго можно выдыхать? За счет чего его удается распределять на длинную фразу и он еще остается?
На вдохе ребра расширяются и удерживаются в этом положении во время озвученного выдоха. Опытным певцам свойственно ощущение упругого сдерживания активными стенками своего инструмента постоянно пополняемой и наполняющей их внутренней энергии. И получается звук как-бы над дыханием или звук «поставлен» на дыхание.
Подробнее в статье:
Лёгкие обладают упругостью и эластичностью, так что чем больше воздуха вы в них вдыхаете, тем большая сила отдачи возникает, чтобы от него избавиться. Теперь нам нужно уравновесить эту силу отдачи непрерывным сокращением мышц вдоха. Большая часть воздуха остается в сжатом состоянии в лёгких, в то время как лишь относительно небольшое его количество используется для вибрации голосовых связок.Если сравнить с волынкой. Мешок должен быть наполнен воздухом, прежде чем трубы заработают. Если мешок опадёт, трубы не затрубят.
ВОТ ЗАЧЕМ НАМ БОЛЬШОЙ ОБЪЁМ ЛЕГКИХ.
Две группы мышц вдоха и выдоха противостоят друг другу и по сути во время пения мы стараемся не дать мышцам выдоха включиться в работу, а вместо этого продлеваем действие мышц вдоха (расширенные ребра), пока продолжается вокальная фраза. Получается пение в состоянии вдоха(удержанное дыхание). Базовая установка, известная как appoggio.
Как вам это толкование вместо того, как ранее говорили про "понимание опоры как напряжённой задержки дыхания"?
Ни взять дыхание и задержать, а петь на удержанном дыхании.
Итак, мы выяснили почему нам нужен большой объем легких при пении.
К тому же гортань опускается под действием сильного потока вдыхаемого воздуха, поток воздуха сначала входит в гортань. В результате открывается сама гортань, и в ней появляется новая резонансная зона, которая резонирует на высоких частотах, придавая голосу огромную интенсивность!
Таким образом, дыхание нужно не только чтобы наполнить легкие, но и для того, чтобы привести гортань в правильное положение и открыть гортанный желудочек, также известный как морганиев. Это область между истинными и ложными голосовыми связками, которые при речи сближены, а при пении образутся еще одна резонансная зона.
Поэтому дыхательные упражнения необходимо выполнять ежедневно и не все они связаны с пением.
Несколько способов увеличить объём лёгких все известны:
- Плавание. Хорошо подводное плавание с задержкой дыхания.
- Дыхательная гимнастика. Стрельниковой или Бутейко, йога (пранаяма).
- Дыхание через трубку. Для тренировки лёгких можно дышать через трубку небольшого диаметра ртом, следя за тем, чтобы не возникало головокружение.
Пример "Упражнение на дыхание от Николая Баскова".
Упражнение.
• Возьмите бутылку с водой и трубочку.
• На выдохе через трубочку в воду, это концентрирует связки.
• Упражнение помогает расширить легкие и улучшить дыхание.
Важность дыхания.
• Дыхание - основа основ для вокалистов.
• Большинство людей не осваивают диафрагменное дыхание.
• Легкие должны раздуваться со спины, тренируйтесь дома.
Надувание шаров.
• Надувание шаров помогает понять длину дыхания.
• Засекайте время выдоха и вдоха.
• Контроль дыхания важен для исполнения сложных произведений.
Занятия фитнесом. Кардионагрузки (аэробика,танцы,бег, ходьба) улучшают кровообращение, что положительно сказывается на работе лёгких: они становятся более пластичными, их объём увеличивается. Аэробные тренировки-отличный способ увеличить объём лёгких, поэтому начните ходить пешком, бегать трусцой, ездить на велосипеде или плавать хотя бы по 30 минут в день.