Эта небольшая деревянная панель, известная также как Эстергомская доска хранит в себе множество секретов. Сам город Эстергом (современная Венгрия) очень древний. Он знаменит тем, что уже в ХV веке здесь был построен королевский дворец, а также находилась кафедра эстергомского епископа. В XV-XVI веках город переживает невиданный доселе экономический подъём. К 1526 году это был важный город на границе империи Габсбургов
Приблизительно определенно время создания этого образа между 1505 - 1508 годом. Картину отличает точно выверенная треугольная композиция, что характерно для эпохи высокого Возрождения. Наличие некой перспективы и глубины, говорит о профессиональных навыках мастера. Он несомненно был в курсе последних открытий в изображении перспективы. Однако всё не так просто.
Девушка послужившая моделью для этой картины имеет ярко выраженные черты генетической мутации, известной как синдром Дауна. Об этом свидетельствуют форма головы, черты лица и особенно рука, держащая гроздь винограда, так называемая "обезьянья лапа"
Удивительно, что человек с синдромом Дауна в принципе смог дожить до взрослого состояния в начале XVI века. Модель явно не страдала от голода, её одежда проста, но добротна. Два дорогих атрибута присутствуют на картине - жёлтый шелковый пояс и расшитая ткань, на которой лежит книга и сидит младенец (на неё стоит обратить внимание, но об этом позже). Волосы и сама прическа модели откровенно неопрятны. Изображение Богородицы без головного убора встречается в немецкой живописи, но всё же мастера старались уложить даже распущенные волосы красиво. Чувствуется что девушка не любит мыть голову. Однако кто-то заботился ней и привил ей социальные навыки. Она играет с младенцем и видно, что увлечена этой игрой. Возможно модель была очень наивным и абсолютно беззлобным человеком. В то время её могли принять за блаженную.
Сначала эту работу приписывали Хансу фон Кульмбаху. Но во время создания этой картины фон Кульмбах достиг вершин мастерства. Об этом свидетельствует эти портреты
Следующим претендентом на роль создателя стал Мартин Шаффнер. Но эта последняя атрибуция основана лишь на стилевых особенностях Ульмской школы и больше ничем не подкреплена.
Однако гораздо ближе к Эстергомской доске стоит творчество Бернарда Штригля. В 1505 году он создал Миндельгеймский алтарь. В сценах на створках этого алтаря можно найти аналогичные детали - изображение младенца, его жест и кудрявая голова. Створки обычно выполнялись учениками, тогда как мастер писал основную часть алтаря.Бернард Штригль с его многофигурными композициями и отличным знанием человеческих пропорций был знаменитым мастером немецкого Возрождения.
Следует заметить что во время создания Эстергомской доски, Бернард Штригль ( и его подмастерья соответственно) работали при дворе Максимилиана I Габсбурга. Кисти Штригля принадлежит портрет Императора с семьёй.
Обратите внимание на два этих портрета. На первом портрете из роскошной золотой ткани исполнено платье императора и камзол его младшего внука, которого дед нежно обнимает. За счёт одежды и жеста художник указывает на любимчика императора. На втором портрете из этой ткани уже выполнена вся мантия целиком.
И кусочек этой же ткани присутствует на картине "Мария с младенцем Иисусом"
У Максимилиана было трое законных детей от первой жены, один из которых умер во младенчестве. И приблизительно полтора десятка незаконнорожденных детей. Что если появление императорской мантии на такой странной картине не случайно. Большинство исследователей хотя и приписывают Марию с младенцем мастерской Штригеля но делают поправку, что это точно не сам мастер, ибо его манера более изысканна. Возможно пока мастер писал законное семейство своего патрона, то подмастерья тренировались на бастардах. Габсбурги постоянно сталкивались с генетическими аномалиями и рождение ребёнка с синдромом Дауна в их семье
было закономерно. Не мастеру не хватило знаний по анатомии, а сама модель имела физические дефекты. О девочке заботились, ей прививали социальные навыки, её изображение сохранилось до наших дней, а далёкий пограничный город Эстергом с его монастырями, должно быть стал её последним земным пристанищем.
На протяжении человеческой истории, моделями для создания святого образа служили разные девушки и женщины, в том числе и с низкой социальной ответственностью. Но что-то мне подсказывает, что девушку с Эстергомской действительно любили и она была сердечно привязана к своим близким.
На сегодня у меня всё. Если Вам понравилась статья подписывайтесь на мой канал, ставьте лайк и пишите комментарии.