Любой трубопровод, любая сварная конструкция имеют дефекты, которые рано или поздно дадут о себе знать, а значит, есть вероятность аварии. Группа учёных Уфимского нефтяного работает над проектом, который поможет за счёт использования искусственного интеллекта спрогнозировать возможные разрушения и своевременно на них среагировать. Идея получила грантовую поддержку Российского научного фонда — 3 млн на два года.
— Проводимые исследования — это квинтэссенция опыта нашей научной школы, накопленного за десятки лет исследований в области механики разрушения в нефтегазовой отрасли. Мы обладаем специфическим опытом расследования нескольких десятков аварий и понимаем алгоритм их появления. Как правило, последствия очень серьёзные: человеческие жертвы, разрушения и экологические проблемы, — рассказывает профессор кафедры «Технологические машины и оборудование» Института нефтегазового инжиниринга и цифровых технологий УГНТУ Искандер Кузеев.
По его словам, современные средства диагностики направлены в основном на выявление существующих дефектов, поведение которых зависит от степени деградации конструкционных материалов. Большой процент разрушений связан со сварными соединениями, они и станут объектом исследований учёных УГНТУ. Для создания и обучения нейронных сетей потребуется провести большой объём испытаний. Искандер Кузеев отметил, что это непростая, но интересная задача.
Каждый член научной группы уникален и имеет свою специализацию. Так, доцент кафедры ТМО Виктория Гафарова исследует возможности «залечивания» трещин композитными материалами. Она является автором уникальных композитов с нанокомпонентами, позволяющих формировать их непосредственно в полости трещин. Доцент Джамшед Шерматов имеет большой опыт различных видов испытаний конструкционных материалов и оценки их свойств неразрушающими физическими методами. Также в научную группу входит инженер центра научно-технического творчества, аспирант Александр Борисов. Он специалист по сварке металлов, будет готовить сварные соединения для испытания.
Накануне нового года УГНТУ приобрёл новый электроэрозионный станок для изготовления и обработки стальных деталей.
— Нам такой станок был очень нужен для изготовления испытательных образцов сложной конфигурации. Руководство университета пошло нам на встречу. Теперь мы можем вырезать очень тонкие образцы и, соответственно, проводить исследования поверхностных слоёв металла, которые одновременно являются источником информации и местом зарождения трещин. Это существенно повысит качество работы над грантовым проектом, тем более что мы имеем все необходимые для исследований лаборатории, оснащённые современными приборами, а также уникальный стенд для испытания сварных оболочковых конструкций на статические и циклические нагрузки, — заметила доцент кафедры Виктория Гафарова.
— Мы исследуем результаты аварий более 10 лет. У нас сформировался хороший коллектив учёных. Кроме участников гранта, в него входят доценты Марат Баязитов и Валерий Бердин — специалисты в области численного моделирования, а также наш специалист в акустических методах исследования, доцент Юлия Ковшова. Не могу не отметить ассистента и аспиранта Руслана Кадырова. Он обладает высокой квалификацией по разрушающим и неразрушающим методам анализа конструкционных материалов, которые будут помогать нам в исследованиях, — подчеркнул профессор Кузеев.
Кстати, в рамках гранта учёные занимаются, помимо непосредственно исследовательской, и преподавательской деятельностью. Виктория Гафарова реализует ряд проектов, связанных с новой магистратурой и подготовкой кадров для системы производства сжиженного газа. Джамшед Шерматов преподает студентам несколько важных предметов, в том числе «Физические основы разрушения». Александр Борисов работает со школьниками — обучает азам автоматической сварки, в том числе, первых в истории УГНТУ лицеистов. Параллельно учёные работают над своими диссертациями и продолжают расследования аварий на различных объектах.
— Получение гранта РНФ для нас, прежде всего, престиж. Ведь его выиграли чуть более 2000 научных коллективов страны из разных областей науки. Три миллиона рублей на два года для исследований — это не такие большие средства. Мы работаем не ради них, а ради интереса. Без него научной работой заниматься невозможно, — подытожил Искандер Кузеев.
Текст: Айгуль КАМАЕВА
Подпишитесь на наш канал, чтобы узнавать о Нефтяном и его людях больше!