Источник: https://t.me/real_videodrome/8322
Автор: Дмитрий Петровский
Что мы знаем об "Ополченском романсе"? Ну во-первых, можно сказать, что это сериал Захара Прилепина. Снято по его книге, он там генеральный продюсер, работают и снимаются тоже все сплошь прилепинские кореша. Ага, ждем тонны красной дружбонародной пропаганды.
Еще вокруг фильма случился скандал: вдова Летова не разрешала использовать рэперу РИЧу музыку покойного мужа, из-за чего "прилепинцы" воевали со вдовой в интернетах. Окей, значит, и с саундтреком какая-то подстава.
А ещё Антон Шагин там, вроде бы, играет Стрелкова (похож по типажу), а Владимир Стеклов — кажется, Плотницкого.
Всё перечислили? А теперь забудьте. Всё совсем не так.
"Ополченский романс" — это кино о 2014 годе и нашем русском-донбасском фронтире. Дикий запад, серая зона — называйте как хотите. На открывающих титрах — лица бойцов и донбасские пейзажи, снятые через красный фильтр, на саундтреке — медленные 90 ударов в минуту, перегруженная гитара с дилеем и дремотное бормотание РИЧа. И фиг с ним, с Летовым — Ричарду удалось найти для этой картины единственно правильный звук.
Антураж — сёла и хаты, мокрые убитые дороги, по которым ползут древние автобусы с газовыми баллонами на крыше, добровольцы 15-60 лет, одетые по "форме номер восемь, что достали, то и носим", неразбериха на поле боя, периодический "френдли фаер", и, конечно, постоянное "когда же придёт Россия?". Есть и бандиты, и мародеры, дружба и предательство, и даже таинственный хорошо одетый мужчина (Курченко?), попивающий дорогой коньяк и передающий командиру ополченцев пачки долларов со словами "главное, вы начните, а дальше всё пойдёт". Контрабандист по кличке Трамвай, помогающий и тем, и этим, лишь бы платили. В третьей серии ВСУ-шник и «сепар» узнают друг друга, обнимаются, вспоминают, как вместе "на рынке коммерсов щемили", а в следующий момент стреляют друг в друга, и смертельно раненный ВСУ-шник говорит своему убийце: Сань, дай сигаретку!
Да, это Донбасс, получившийся у авторов практически по Кормаку Маккарти, певцу другого, американского фронтира. Никакой идеологии, никаких правых-левых, никакой тотальной битвы добра со злом. Всё просто — они стреляют в нас, мы — в них. В сериале не вполне понятно, где именно происходит действие: названия реальных населенных пунктов соседствуют с вымышленными, персонаж Стеклова — скорее собирательный "начальник", нежели конкретный, да и Шагин — совсем не Стрелков. Это и неважно: мир, созданный авторами, достоверен до той степени, что подобные допущения легко прощаются.
Всё работает, пока в этом мире не появляются чужаки, а главный чужак здесь — к сожалению, центральный персонаж, журналист Алексей Суворов в исполнении Андрея Назимова. Книга Прилепина состояла из 14 рассказов, объединенных между собой довольно условно. Сценаристам нужен был сквозной герой, чтобы собрать конструкцию воедино, и Суворов на эту роль как будто бы идеально подходил. Тщеславный парень, либераха, хипстер и пацифист, мечтающий о карьере за границей, хочет опубликовать репортаж о чём угодно, лишь бы прославиться и лишь бы в Европе. А тут подворачивается Донбасс, он "прыгает на хвост" гуманитарщикам и едет навстречу своему Пулитцеру. Все как в сценарном учебнике «спасите котика!» — берем персонажа, выдумываем ему понятную мотивацию, пихаем в максимально чужеродную среду и наблюдаем за его трансформацией и духовным ростом.
Проблема тут только одна: авторы своего героя явно не любят, а ещё Михаил Афанасьевич Булгаков завещал драматургам, подобно Господу Богу, любить всех — и плохих, и хороших. В результате Суворов получился бесячей истеричкой, падающей в обморок от вида крови и читающей донбасским мужикам какие-то бессмысленные моралитэ. Хипстеры-нетвойняшки, конечно, заслужили такого героя — но вот сериал явно заслуживает лучшего.
Неубедительны в фильме и враги, кроме, может быть, того эпизодического, который просил сигаретку. ВСУ-шники и НАТОвцы злые, просто потому что злые, а самый кринжовый персонаж, молодой человек женщины-медика в исполнении Анны Дворжецкой — вообще герой анекдотов про глупых хохлов, разговаривающий со своей женщиной исключительно лозунгами: «сейчас в ассоциациию с ЕС вступим, москалей порешим, и эх заживём!».
НАТОвцы же в конце и вовсе вытаскивают на свет божий «биологическое оружие», то есть, натурально, зеленый чемодан, на котором наклеены ярко-желтые таблички «Biohazard».
Авторы не захотели пойти по пути, красноречиво подсказанному эпизодом с сигареткой: предположить, что и у хохлов и даже у амеров есть своя правда, и сражаются они за что-то еще кроме денег, а правота — она, например, за теми, кто воюет на своей земле (донецкими). Или за теми, с кем Бог. Или ещё что-нибудь такое.
В целом — получилась крепкая военная драма с отличными героями (при условии, что они наши) — а пара друзей-ополченцев Скрип и Лютик (Шалюков и Есиналиев) — вообще выше всяких похвал. А что ненаши вышли не совсем похожими на людей — оно, может, и к лучшему. Война идёт, зачем врага излишне очеловечивать?