Найти в Дзене

г. Кимры. Тверская область. Церковь Вознесения Господня.

В Тверской области, на берегу Волги, расположен интересный приволжский город башмачников - Кимры. Одной из его достопримечательностей является храм Вознесения Господня. В давние времена на месте нынешнего города Кимры располагалось село, получившее свое название от находившегося поблизости волжского притока – небольшой речки Кимрки. Первое упоминание о храме мы находим в описании Кимрской дворцовой волости. В 1635 году царь Михаил Федорович пожаловал село Кимры боярину Алексею Михайловичу Львову за заслуги перед Отечеством (за посольскую службу). В описании читаем, что боярину Львову дано: “…село Кимра на реке на Волге да на речке на Кимерке, а в селе церковь Вознесение Господа нашего Иисуса Христа древяна клетцки с папертми, а в церкви деисус и двери царские и образы месные и ризы и книги и колокола…”. По названию церкви и все Заречье стало называться Вознесенской стороной.
В 1677 году в селе Кимра на месте прежней обветшавшей или сгоревшей от пожара была построена новая деревянная Во

В Тверской области, на берегу Волги, расположен интересный приволжский город башмачников - Кимры. Одной из его достопримечательностей является храм Вознесения Господня. В давние времена на месте нынешнего города Кимры располагалось село, получившее свое название от находившегося поблизости волжского притока – небольшой речки Кимрки. Первое упоминание о храме мы находим в описании Кимрской дворцовой волости. В 1635 году царь Михаил Федорович пожаловал село Кимры боярину Алексею Михайловичу Львову за заслуги перед Отечеством (за посольскую службу). В описании читаем, что боярину Львову дано: “…село Кимра на реке на Волге да на речке на Кимерке, а в селе церковь Вознесение Господа нашего Иисуса Христа древяна клетцки с папертми, а в церкви деисус и двери царские и образы месные и ризы и книги и колокола…”. По названию церкви и все Заречье стало называться Вознесенской стороной.
В 1677 году в селе Кимра на месте прежней обветшавшей или сгоревшей от пожара была построена новая деревянная Вознесенская церковь с двумя приделами во имя Петра и Павла и во имя Димитрия Солунского. Последнее объяснить можно тем, что в селе Богунино еще в начале ХVII века стояла церковь во имя Святого великомученика Димитрия Солунского, на что указывает Кашинская писцовая книга 1628-1629 годов: “…село Богунино на реке на Волге, а в нем церковь во имя великомученика Дмитрия Солунского древяна клецки стоит без пенья…”. Когда церковь обветшала, и в ней прекратились богослужения, крестьяне села стали прихожанами церкви Вознесения Господня. Возможно, учитывая их пожелания, при постройке церкви левый предел освятили в честь великомученика Димитрия Солунского. В 1770 году рядом с действующим храмом была возведена деревянная церковь в честь Успения Божией Матери.
В 1808 году в связи с обветшанием Вознесенского храма его прихожане совместно с причтом обратились к Тверскому Владыке с просьбой разрешить им построить новый каменный храм на собственные средства. 14 декабря 1808 года было получено разрешение на строительство каменной церкви с приделами во имя Петра и Павла и во имя Димитрия Солунского." Поскольку инициатива селян была делом не только богоугодным, но и не требующим от властей финансовых затрат, то разрешение было дано без проволочек, однако скорому началу работ помешали как организационные сложности, так и начавшаяся в 1812 году война с французами. Тем не менее почин был сделан, и постройка храма представляла собой вопрос времени. Оставалось лишь изыскать нужные средства. Как это часто бывает, нашлись добровольные жертвователи из числа зажиточных людей. В данном случае ими оказались местные купцы − братья Башиловы, пожелавшие строительством в Кимрах храма Вознесения Господня воздать благодарение Богу за ниспосланную Им победу над французами. На их средства весной 1813 года были начаты работы, проводившиеся с большим размахом.

В мае 1810 г. деревянная Вознесенская церковь была разобрана (упразднена), ее строение пошло на обжиг кирпича для будущего храма, а иконы, антиминсы и другие ценности переданы на сохранение в Успенскую церковь. Сразу же после этого началось возведение каменной Вознесенской церкви.

В первой половине мая 1813 года прихожане вновь построенного храма Вознесения Господня обратились с прошением к тверскому архиерею Мефодию о переименовании Петропавловского придела в Успенский (Успенский же деревянный храм упразднить), а также об освящении их новой церкви.

Чин освящения был совершен протоиереем Тверского кафедрального собора Иоанном Алексеевым Синицыным 22 мая, о чем в духовную консисторию было послано: «В тверскую духовную консисторию Тверского кафедрального собора протоиерея Иоанна Алексеева рапорт.

По посланному Его императорского величества из оной консистории от 14 мая 1813 года за № 1804 мне указу Корчевского уезда в селе Кимры каменная новопостроенная церковь Вознесения Господня и при ней приделы… мной, протоиереем, 22 сего мая по чинопочитанию церковному освящены. О чем Тверскую консисторию благопочтенно рапортую. Кафедрального собора протоиерей Иоанн Алексеев».

В 1815 году группа прихожан во главе с церковным старостой храма Мокеем Брусницыным послали прошение тверскому архиерею о разрешении сломать ветхую деревянную Успенскую церковь и употребить ее на обжиг кирпича, который использовать для возведения ограды вокруг каменного храма и приходского кладбища. Своей резолюцией от 2 декабря владыка благословил кимрян на это начинание.

Вскоре оказалось, что новопостроенная церковь стала тесна для растущего числа прихожан. Возникла мысль о распространении (расширении) трапезной с приделами. Идею по реконструкции храма стал воплощать в жизнь его прихожанин, купец 2 гильдии Александр Степанович Мошкин. В марте 1826 года он заключил договор с подрядчиком, крестьянином деревни Овсерьево Калязинского уезда Петром Бечевиным. В договоре было записано, что работы должны быть произведены в течение текущего года (до начала зимы); трапезная и приделы разобраны и вновь построены размерами больше и выше прежних; в помещении церкви сложены две печи. Договор был заключен и оформлен в магистрате г. Калязина.

В 1826 году трапезная с двумя приделами были построены и освящены.

В 1836 году купец Мошкин по благословению тверского архиерея надстроил ярус колокольни, отчего она стала значительно выше и в таком виде сохранилась до настоящего времени. В 1837 г. за свои труды Мошкин был награжден медалью «За полезное». В 1840 г. на его средства был устроен иконостас (вероятно, взамен бывшего), а на храме вызолочены пять крестов.

Таким образом, на месте прежней деревянной постройки поднялись кирпичные, оштукатуренные стены нового храма, на колокольню которого подняли 10 колоколов, отлитых по специальному заказу уральскими мастерами. Не пожалели братья денег и на сооружение каменной ограды, охватившей собой не только храм, но и территорию расположенного рядом приходского кладбища. Ее украшением стали ажурные кованые ворота, располагавшиеся с западной и восточной стороны комплекса. Еще одним не менее щедрым жертвователем, или, как принято говорить в церковных кругах – «храмоздателем», стал другой представитель местного купечества, Александр Мошкин. Им была внесена значительная сумма на переустройство и благоукрашение храма Вознесения Господня в Кимрах. История донесла до нас сведения о том, что в 30-е годы XIX века он полностью финансировал целый ряд масштабных и весьма затратных работ по его реконструкции. Так, на средства А. Мошкина была перестроена трапезная, прежнее помещение которой разобрали, а новое возвели гораздо большего размера. Кроме того, на месте старой, также демонтированной, колокольни возвели многоярусную звонницу, на которую подняли еще несколько колоколов. Не оставил он без внимания и внутреннее убранство храма. По заказу Мошкина были написаны и одеты в серебряные ризы образа, украсившие нижний ряд храмового иконостаса. Остались документальные свидетельства и о проведении других, менее значимых работ. В довершение благодеяний, щедрый купец вручил настоятелю документ, согласно которому после своей смерти оставлял значительную часть состояния храму и членам его причта. Завершающим этапом строительных работ, связанных с храмом Вознесения Господня (Кимры), стало сооружение принадлежавшей ему часовни, находившейся на том месте, где сегодня пересекаются улицы Орджоникидзе и Щедрина. Впоследствии она была снесена, так как не вписывалась в проект городского строительства. В первое десятилетие XX века предполагалось даже отвести приходскому кладбищу часть прилегающей к ней территории, но последовавшие вскоре события помешали реализации этих планов. Храм был выстроен из кирпича, оштукатурен, детали декора были выполнены из белого камня, он имел апсиду, трапезную, два придела и колокольню. Стройная, четырехярусная колокольня была увенчана барабанчиком с главкой. На ней звонили 10 колоколов. Главный престол храма был назван во имя Вознесения Господня, правый придел назывался в честь Успенья Божьей матери, левый - Великомученика Дмитрия Солунского,

Церковное здание и расположенное возле него приходское кладбище были огорожены каменной оградой с двумя воротами. От церкви брала свое начало улица, названная по имени храма Вознесенской. Да и вся заречная часть Кимр именовалась тогда Вознесенской стороной. (При советской власти Вознесенская улица была переименована в Рязанскую, а в 1930-х годах она стала называться улицей Салтыкова-Щедрина).

В ризнице храма долгое время хранился ценный исторический документ-грамота соправителей русского государства, царей Ивана, Петра Алексеевичей и их сестры Софьи Алексеевны, выданная к 1688 г. на имя боярина Ф. П. Салтыкова- на владение Кимрской вотчиной (дочь Ф. П. Салтыкова-Прасковья Федоровна - была в замужестве за царем Иваном, братом Петра Первого). Текст грамоты был написан на пергаменте длиной 93, шириной 63 см. Письмо исполнено прекрасной славянской вязью. Грамота имела вислую на серебряном шнуре печать и хранилась в большом красного дерева киоте за стеклом в церковной ризнице.

Интерьер придельного храма.
Интерьер придельного храма.
Иконостас главного престола.
Иконостас главного престола.

Нижний ярус иконостаса состоял из больших икон в серебряных ризах. В храме находилось немало ценностей, среди которых обращал на себя внимание серебряный позлащенный крест большого размера с надписью последней владелицы Кимр графини Самойловой. Из икон наибольшим почитанием пользовались образы Великомученика Дмитрия с житием редкого изображения, Знамения Божьей Матери с клеймами, образ Спасителя. В непосредственной близости от храма почти на пересечении нынешних улиц С. Щедрина и Орджоникидзе стояла каменная часовня.
В связи с небольшими размерами кладбища, располагавшегося в одной ограде с храмом, в конце ХIХ века встал вопрос о необходимости отвода земли для нового кладбища и постройки на нем кладбищенской церкви. Место для этого кладбища было выбрано на южной окраине села (ныне законсервированное кладбище у станкозавода). Первоначально кимряне намеривались построить там деревянную церковь, но через некоторое время остановились на каменной. Был объявлен сбор денежных средств на возведение кладбищенского храма. По плану строительство церкви должно было закончиться в 1919 г. Но реализации этого плана, увы, не суждено было осуществиться. Едва начавшемуся строительству сначала помешала первая мировая война, а после Октября 1917 г. об этом не приходилось даже и мечтать.

Причт Вознесенской церкви состоял из священника, дьякона и псаломщика. Десятки лет прослужили в храме протоиереи Ершовы (Леонид и Петр), псаломщики Носовы (Николай, Константин и Иван). Дом Ершовых сохранился доныне и находится по ул. Салтыкова-Щедрина под № 1. Интересно отметить, что в 1856 г. село Кимры посетил драматург А. Н. Островский, совершавший поездку по Верхней Волге по заданию Морского министерства. Александр Николаевич особенно интересовался Волгой, рыбной ловлей, садоводством по реке. Эту информацию ему предоставили священники А. Никольский и псаломщик Н. Носов. Последнего, кстати, драматург назвал в своих записях дошедших до наших дней «единственным рыболовом в Кимрах». Вполне вероятно, что драматург побывал и в Вознесенском храме. Среди других служителей церкви укажем на дьякона И. Н. Никольского. Церковным старостой долгое время являлся Н. П. Леонов.

Прихожанами храма были не только жители села Кимры, но и ряда близлежащих деревень. По статистическим данным 1901 г. число кимрян приписанных к храму, составляло 710 душ обоего пола, кроме того из д. Богунино - 465 прихожан, д. Конюхино - 7, д. Слабодище - 103, д. Емельяновки - 7, а также небольшое число крестьян из заволжских селений Галанино, Савелово, Титове. Всего 1313 прихожан; из них мужского пола 888 душ, женского — 1025 душ. В 1910-1911 гг. причт храма и его прихожане попытались организовать Вознесенское общество хоругвеносцев. Но этому благому начинанию воспротивился благочинный округа, настоятель кимрского Покровского собора протоиерей Макарий Комаров. По его мнению, которое он письменно изложил тверскому архиерею, в Кимрах достаточно одного общества хоругвеносцев — при Покровском соборе. Тверской архиерей внял доводам благочинного и отклонил просьбу представителей Вознесенского храма.

-3

-4

-5

-6

-7

Дореволюционные фотографии и почтовые фотокарточки нач. ХХ века с видами Вознесенской церкви. На последем фото - Царские врата иконостаса Вознесенского храма. 1912 г. С сайта: sobory.ru
Дореволюционные фотографии и почтовые фотокарточки нач. ХХ века с видами Вознесенской церкви. На последем фото - Царские врата иконостаса Вознесенского храма. 1912 г. С сайта: sobory.ru

После Октябрьской революции 1917 года новые власти начали гонения на Русскую Православную Церковь. Не миновали они и Вознесенский храм.

После обнародования декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 года Русская Православная Церковь лишилась всех своих юридических прав, в том числе на имущество. Как следствие этого храм перешел в ведение государства. 6 апреля 1919 г. был заключен договор, согласно которому Кимрский горсовет в лице своего представителя И. Комлева передал Вознесенскую церковь в пользование религиозной общине. Договор состоял из целого ряда пунктов, ограничивающих деятельность общины, которая в результате фактически подпадала под полный контроль со стороны власти. Подписали договор представители прихожан, в числе которых значились: Н. П. Леонов (церковный староста), В. Н. Рогунов, И. А. Ганюшин, И. В. Суминов, П. М. Биберин, И. Базлов, И. Н. Чихалов, М. И. Майоров, а также настоятель храма священник Леонид Ершов, диакон Иоанн Никольский, псаломщик Иван Носов. Вскоре на общем собрании религиозной общины был принят ее устав, выбран исполнительный орган.

В 1919 году по распоряжению губернских властей, хранящаяся в Вознесенском храме реликвия - жалованная боярину Фёдору Петровичу Салтыкову царская грамота 1688 года на владение Кимрской вотчиной, была изъята и передана в Тверской музей.

В последующие годы храм неоднократно подвергался многочисленным проверкам. Потеря любой вещи грозила служителям церкви неприятностями. Перед проведением крестного хода или собрания церковной общины необходимо было заблаговременно подать письменную просьбу на их разрешение в адмотдел (милицию). Неисполнение договорных условий, неуплата в срок высоких налогов и страховок могли повлечь за собой закрытие церкви. 16 мая 1927 года духовенству и прихожанам было отказано в проведении очередного крестного хода.

3 октября 1927 года Свято-Вознесенский храм подвергся ограблению. Воры перепилили металлическую оконную решетку и похитили несколько икон и предметов церковной утвари. В июле 1930 года кимрские власти запретили производить колокольный звон с Вознесенской церкви, мотивируя это якобы пожеланиями граждан города и близостью к храму начальной школы и детского очага. В 1935 году была разобрана каменная ограда вокруг храма; ее материалом вымостили часть улицы Ленина. По видимому, тогда же была разобрана и каменная часовня, стоявшая недалеко от храма на пересечении нынешних улиц Салтыкова-Щедрина и Орджоникидзе.

По воспоминания старожилов города, со второй половины тридцатых годов, в Вознесенском храме, единственном оставшимся действующим храмом города, совершали службы священнослужители Русской Православной Церкви и так называемые обновленцы (живоцерковники). Обновленческое движение, возникнув в двадцатых годах, не пользовалось популярностью и влиянием в народе и вскоре перестало существовать. В Кимрах во второй половине 1920-х годов обновленцам был передан кладбищенский Скорбященский храм (ныне территория городского парка), который был закрыт, а затем разрушен в первой половине 1930-х годов. Тогда общине был предоставлен Троицкий соборный храм, после закрытия которого обновленцы для проведения богослужений получили в свое пользование летний Вознесенский храм с престолом Вознесения Господня; придельные же зимние (отапливаемые) храмы (приделы) — Успения Божией Матери и Димитрия Солунского — остались у прихожан традиционной Русской Православной Церкви. Впрочем, богослужения в Вознесенском храме продолжались до начала 1940-х годов, но лишь на основе временного договора, заключенного между городскими властями и местной религиозной общиной, находившейся под их неусыпным контролем. Так продолжалось до января 1941 года, когда в газетах появились сообщения о том, что трудящиеся города якобы обратились к органам советской власти с просьбой уничтожить, наконец, этот «рассадник религиозного мракобесия».

14 февраля 1941 года на заседании Кимрского горсовета было принято решение о закрытии Вознесенской церкви и о передаче ее под культурные нужды — устройство в ней кинотеатра. Решение свое кимрские власти основывали на ходатайстве со стороны рабочих и служащих ряда городских предприятий. Калининский облисполком это решение утвердил. Позднее Кимрский горсовет обратился к областным властям с просьбой об изменении прежнего решения и передаче здания бывшей церкви облпищепрому с целью устройства в нем маслозавода. 25 июня 1942 г. Калининский облсовет на своем заседании просьбу кимрских властей утвердил.

Документальных данных о дате закрытия храма не найдено; по словам же старожилов, последнее богослужение здесь произошло в июне 1941 года (по одним сведениям, 9-го, по другим — 21 июня).

В СССР, как известно, была задекларирована свобода вероисповедания, но раз уж народ просит – как-то неудобно отказывать. Кончилось тем, что храм Вознесения Господня в Кимрах, история которого тесно связана с победой России над Наполеоном, закрыли, а его помещения передали в распоряжение маслобойного завода. В послевоенные годы производство масла сочли нерентабельным, завод закрыли, а здание, являвшееся когда-то Божьим храмом, пошло по рукам, передаваемое с баланса на баланс различными хозяйственными организациями. Так, одно время в нем размещался торговый склад, затем трансформаторная подстанция, автомастерская, а также ряд контор, не имеющих к религии никакого отношения. Со времени закрытия храма в его помещениях не проводилось никакого ремонта, они постепенно ветшали; территория вокруг захламлялась. Зато на здании с некоторых пор появилась плита, гласящая о том, что оно является памятником архитектуры республиканского значения и охраняется государством. Если учесть к тому же, что за все эти годы власти ни разу не удосужились произвести ремонт, то становиться понятным, почему здание бывшего храма Вознесения Господня в Кимрах встретило перестройку, находясь в аварийном состоянии, готовое обрушиться в любой момент.

Фото церкви в 1966 года. Из личного архива Николая Третьякова. С сайта: sobory.ru
Фото церкви в 1966 года. Из личного архива Николая Третьякова. С сайта: sobory.ru

Но к счастью, как свидетельствовал в книге «Екклесиаст» царь Соломон, за временем разбрасывать камни всегда приходит пора их собирать. Вот и в начале 90-х годов городские СМИ и общественники вдруг заговорили и запестрели сообщениями о том, прогрессивное население города Кимры и трудящиеся, по просьбе которых был когда-то закрыт действовавший в Кимрах храм Вознесения Господня, решительно требуют вернуть его местной общине. Поскольку и на этот раз отказывать трудящимся было нельзя, то очень скоро последней хозяйственной организации, квартировавшей во святом месте – «Кимрторгу», – было предписано освободить помещение. Тем не менее первое богослужение, состоявшееся в мае 1991 года, было совершено еще на паперти храма, при дверях, запертых руководством торга на амбарный замок – столь упорным было их сопротивление. 16 мая 1991 года отмечался храмовый праздник Вознесения Господня. По давней традиции этот день считался праздником всей Вознесенской стороны города. Крестный ход во главе со священнослужителями с иконами и хоругвями прошествовал от Преображенского собора до Вознесенской церкви. Неожиданно ожила колокольня, с нее зазвонил колокол. Его голос как-бы символизировал собой начало возрождения Вознесенского храма. У церкви состоялось богослужение. В завершение торжества крестный ход прошествовал вокруг храма. Сотни людей расходились по своим домам с просветленными лицами.

С того времени начался процесс восстановления церкви Вознесения Господня. Первым делом верующие и все те, кому дорог храм хотя бы как памятник архитектуры, безвозмездно очистили внутренние помещения церкви и территорию вокруг нее от мусора и хлама, которые напоминали собой филиал городской свалки (и это вовсе не преувеличение). В скором времени, летом 1991 г., в одном из приделов в более чем скромной обстановке начались регулярные богослужения. Церковь была отреставрирована к 2013 году. 1 сентября 2013 г. стало историческим в биографии Вознесенской церкви. В этот день состоялись торжества по случаю 200-летия храма. Они начались 31 августа с вечернего богослужения — всенощного бдения, обычно предшествующего церковным праздникам. На следующий день состоялась праздничная божественная литургия, которую совершил митрополит Тверской и Кашинский Виктор в сослужении духовенства Кимрского благочиния. Наиболее значимыми событиями в жизни храма и его прихожан являются религиозные праздники, в том числе престольные, а также многолюдные крестные ходы в честь кимрских новомучеников: Фёодора (Колерова), Анания (Бойкова) и Михаила (Болдакова), со святой иконой Иверской Божией Матери, совершающие свое шествие от Преображенского собора до Вознесенского храма. Это происходит ежегодно после святой Пасхи, во вторник Светлой седмицы, в праздник иконы Иверской Божией Матери. После этого икона находится в храме для поклонения прихожан вплоть до праздника Вознесения Господня, а затем с крестным ходом вновь возвращается в Преображенский собор. В заключении стоит упомянуть, что ежегодный Волжский крестный ход, от истока реки Волги до границы с Ярославской областью, по прибытии в Кимры шествует с пристани в Вознесенскую церковь, откуда после богослужения направляется в Преображенский собор; заканчивается же он вновь в Вознесенской церкви, после чего отправляется в дальнейший путь.

-10

-11

-12

-13

-14

-15

-16

-17

-18

-19

-20

-21

-22

-23

-24

-25

Все фотографии выполнены автором этой статьи в 2008, 2012, 2014, 2015 и 2022 годах.
Все фотографии выполнены автором этой статьи в 2008, 2012, 2014, 2015 и 2022 годах.

Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте лайк, дорогие друзья и подписывайтесь на мой канал. Надеюсь, дальше будет только интереснее! Отдельное спасибо, что дочитали до конца!