Вчера мне поступил звонок с незнакомого номера. Время было выбрано довольно удачно - конец рабочего дня, усталость, а кто-то уже на пути домой или уже даже принялся за ужин. Мысленно человек уже отдыхает, а накопившееся за день утомление дает о себе знать.
Помимо всего этого я в тот момент прилагала большие усилия, чтобы восстановить утерянный важный документ, да еще отвратительно себя чувствовала. О состоянии я рассказываю не просто так - именно тогда я впервые ужаснулась при мысли, что меня бы могли реально развести, если бы не пара важных факторов. Но вот ручаться за старшее поколение пенсионного возраста, пусть и не уставшее, и не после работы, я уже не смогла бы.
- Ещё по теме мошенничества:
Итак, бойкая девушка на другом конце провода, представившаяся сотрудником компании "Домофон-сервис", очень правдоподобно рассказывала историю о том, что нам будут менять домофон и, помимо ключей, необходимо получить индивидуальный код для него.
Мой оператор сохраняет запись звонков и их транскрибацию, поэтому я не буду пересказывать ситуацию своими словами, а прикреплю скрины нашего разговора.
Кстати, это очень удобная услуга, благодаря которой можно в любой момент использовать записи в качестве доказательств при возникновении спорной ситуации. Либо в вот таких вот случаях.
Благо, у меня хитромудрый домофон, коды к которому я могу сама генерировать в приложении хоть каждый день. И практически никто ими не пользуется, так как дверь можно открыть без ключа через приложение. Да и обслуживает наш домофон не домофонная компания, а поставщик интернет-услуг).
Поэтому если сначала для меня её первая фраза подозрений не вызвала (мало ли, я не знаю каких-то подробностей и "Домофон-сервис" действительно имеет к нам отношение тоже), но после слов о кодах сразу же появились подозрения о возможном мошенничестве.
Разговор я не свернула, слушала, что девушка вещает дальше и искала несоответствия в её словах.
Обратите внимание, что мне еще обещали прислать номер какого-то талона на получение ключей). Вот это уж полный бред - все же не в поликлинику записываюсь). Ключи от домофона всегда выдавались без всяких талонов. Зато на старшее поколение слово "талон" может оказать магическое действие, согласитесь.
Никакой номер талона мне так и не присылали, кстати. Зато вот код пришел в ту же секунду. Вот в таком формате:
Уже потом я пыталась просмотреть информацию, найти номер, но нет - в смс была только надпись с наименованием известного бренда обуви). Почему именно он? Не знаю, ответа у меня нет. Если вы в курсе, прошу поделиться в комментариях.
Далее последовало продолжение разговора:
И тут я, смеясь, сказала, что смс пришло от Ральф Рингер (транскрибатор не распознал).
После этого девушка сразу же бросила трубку.
Единственное, что смутило в этой истории, так это отправка смс от Ральф Рингер... Если бы пытались взломать Госуслуги, то и смс бы пришло от них? Либо это была какая-то непонятная подмена номера? Тут я в ступоре, если честно.
Но на этом история не закончилась! На следующее же утро в один из общих чатов прислали историю:
Один в один моя история! Жаль, это был репост сообщения, а так я бы написала пострадавшей, чтобы узнать, с какого номера ей пришла смс с кодом. Ну не дает мне покоя она).
Как видите, уже многие попались на эту уловку! И не мудрено - ведь ситуация крайне банальная, не вызывающая подозрений. Домофоны сейчас в 99% домов, ключи к ним есть, коды - тоже. Думаю, не одна старушка спокойно сообщила код, даже не став смотреть, с какого номера он пришел. Да и вообще особо долго раздумывать на эту тему не стала - главное, талон дают и ключи бесплатно.
А так как меня неоднократно на протяжении нескольких лет бомбардировали и "лейтенанты полиции", и "прокуратуры", и "следственные комитеты", желающие защитить мои сбережения путем перевода их в свой карман, то я даже к рутинным звонкам отношусь с подозрением. А пару раз даже просила перезвонить, пока я не проверю номер и действительно ли такой сотрудник работает в данной компании). Благо, реагировали люди нормально.
И буквально только что мне написала знакомая, рассказала, что ей звонил номер с подписью "Почта России", но при этом рядом стоял значок "спам". Она взяла трубку и ей сказали, что на ее имя пришла посылка, но она повреждена, и ей надо сказать им какой-то код. Знакомая, зная, что никаких посылок не ждет и не получает, быстро послала "оператора".
А я со своей стороны знаю, что даже если посылка повреждена (бывало у меня такое и не раз), то она просто лежит и ждет, когда ты за ней придешь, и уже по факту либо отказываешься от нее и составляешь акт осмотра вместе с работниками почты, либо забираешь на свой страх и риск. И все это лично, безо всяких звонков и кодов.
В общем, мошенники на месте не стоят - перестали представляться следователями и теперь вживаются в образы более простых людей. Что и страшно. Чем проще ситуация, тем легче человеку в нее поверить. Особенно, человеку в возрасте, больному или сильно уставшему. Если чувствуете, что не понимаете, о чем речь, что голова забита другим и вы не можете четко мыслить, не стесняйтесь попросить звонившего перезвонить позже. Если это легальный представитель компании, то спокойно наберет вам завтра, а если нет, то и ладно). А вы успеете обдумать разговор и перепроверить информацию, поговорив с соседями или близкими.
И обязательно сообщите своим родителям, бабушкам и дедушкам о таких "домофонных" и "почтовых" мошенниках!