Найти в Дзене

Что такое «Геенна огненная»?

Это словосочетание несколько раз упоминается в Евангелии, но что это обозначает? Значение выражения «Геенна огненная» Была к югу от Иерусалима — ещё в то время, когда евреи не пришли сюда — долина Енном, названная так по имени сынов Еннома, которые, вероятно, были её владельцами. Это было красивое место с ручейком, по берегу которого росли деревья. В VII веке до Рождества Христова в долине устроили капище языческого божества Молоха, в жертву которому приносили детей. Идол Молоха представлял собой металлическую статую человека с головой быка. Внутри разжигался огонь, статуя накалялась, и несчастных младенцев бросали в протянутые руки истукана. Этому обычаю положил конец праведный царь Иосия. Он разрушил жертвенники и наполнил капище человеческими костями (4 Цар 23:10). Через некоторое там образовалась городская свалка. Туда сбрасывали издохших животных и тела казнённых преступников, в которых заводились черви. Чтобы трупные миазмы не распространялись, на свалке постоянно поддерживали ог

Это словосочетание несколько раз упоминается в Евангелии, но что это обозначает?

Значение выражения «Геенна огненная»

Была к югу от Иерусалима — ещё в то время, когда евреи не пришли сюда — долина Енном, названная так по имени сынов Еннома, которые, вероятно, были её владельцами. Это было красивое место с ручейком, по берегу которого росли деревья. В VII веке до Рождества Христова в долине устроили капище языческого божества Молоха, в жертву которому приносили детей. Идол Молоха представлял собой металлическую статую человека с головой быка. Внутри разжигался огонь, статуя накалялась, и несчастных младенцев бросали в протянутые руки истукана. Этому обычаю положил конец праведный царь Иосия. Он разрушил жертвенники и наполнил капище человеческими костями (4 Цар 23:10). Через некоторое там образовалась городская свалка. Туда сбрасывали издохших животных и тела казнённых преступников, в которых заводились черви. Чтобы трупные миазмы не распространялись, на свалке постоянно поддерживали огонь.

Пылающая и зловонная долина Енном, по-еврейски «Ге-хинном» — очень яркий образ, который вскоре стал аллегорией загробных наказаний для закоренелых грешников. «Ге-хинном» превратилось в «геенна», и это слово стало обозначать место мучений — печь, где всегда пылает огонь, и черви вечно точат душу грешника. В этом значении термин «геенна огненная» появляется в еврейской литературе I века до Рождества Христова, а также в речи Самого Христа (например, Мф 5:22) и Его учеников (Иак 3:6).

В христианстве «геенна огненная» называют место, куда попадут грешники после Страшного суда. Не стоит воспринимать её описание в грубо-чувственном смысле, ведь реалии после Страшного суда будут совсем иными. Но менее страшной геенна от этого не становится.

Гореть в геенне огненной

Слово «геенна» встречается в Новом Завете 11 раз. В Нагорной проповеди Христос прибавляет к слову «геенна» определение «огненная»:

«А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: „рака́“ (пустой человек), подлежит синедриону (верховному суду Израиля); а кто скажет: „безумный“, подлежит геенне огненной» (Мф 5:22). Тем самым Христос поучает христиан воздерживаться не только от злых дел, но и от самого гнева, объясняя, что он наносит такой вред душе человека, что нам трудно представить, и лишает человека благодати, спасающей его.

В Евангелии от Марка Христос трижды повторил изречение из книги пророка Исаии: «где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк 9:44, 46, 48, ср. Ис 66:24). Очевидно, этот образ взят из долины Енном.

На православных иконах, например, на иконе греческого иконописца XVI века Георгиоса Клонцаса, геенна изображается одновременно как озеро огня, в которое впадает огненная река, и символически, в виде ненасытного чудовища. Там будут мучиться не только грешники, но и сатана и бесы: ведь изначально именно для них, а не для людей, была уготована геенна, но люди сами себя лишают вечных благ, дарованных Богом, потому что уподобляются дьяволу и его нечистому воинству (Мф 25:41). Как изображает Апокалипсис: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр 22:8). Разумеется, это не обычный огонь и сера. Скорее речь тут идет о душевных страданиях, муках совести, которые, как объясняет блаж. Феофилакт Болгарский, непрерывно точат душу, как червь, и жгут сильнее любого вещественного огня (толкование блаж. Феофилакта Болгарского на Ев. от Марка 9 гл.).

Источник и полный материал: foma.ru.